КСЕНИЯ ПРИЛЕПСКАЯ встретилась с авторами фильма «Пять дней в августе» – режиссером Ренни Харлином и актером Энди Гарсиа – и почувствовала себя на передовой «холодной войны»
19 августа в американский прокат вышел фильм Ренни Харлина «Пять дней в августе», рассказывающий о российско-грузинском конфликте 2008 года. Еще до начала съемок грузинско-американская картина считалась ответом грузинской стороны на пропагандистские киноленты,
снятые в России, — телевизионный «Олимпиус инферно» Игоря Волошина и «Август. Восьмого», который Джаник Файзиев сейчас завершает при серьезной финансовой и идеологической поддержке государства. КСЕНИЯ ПРИЛЕПСКАЯ посмотрела картину Ренни Харлина, посетила круглый стол для международной прессы с участием режиссера и актера Энди Гарсиа (сыгравшего Михаила Саакашвили) — и обнаружила себя на передовой идеологической войны.
В не очень просторном люксе на втором этаже отеля на Парк-авеню семь или восемь журналистов. «У русской под столом граната», — шутит Харлин, все смеются. Я посмотрела фильм накануне ночью, и он мне не понравился — очень приторный и неглубокий. Коллеги осторожно делятся впечатлениями: «сильная история», «хорошие экшн-сцены» (последние 48 минут действительно неплохие) и «ну, вообще ничего так, интересно». По-настоящему трогает в «Пяти днях в августе» только одно — документальные свидетельства людей, пострадавших во время конфликта, снятые Ренни в лагере беженцев еще в период подготовки. Эти кадры стоят после окончания фильма: дети, молодые и пожилые люди, целые семьи на черном фоне рассказывают по-грузински, с субтитрами, о том, что они пережили в дни конфликта. Нам пообещали, что каждый из интервьюируемых проведет с нами полчаса — за это время Ренни Харлин и Энди Гарсиа успевают рассказать о том, какие задачи перед ними стояли и как хорошо их принимали в Грузии.
Инициатива и деньги на фильм пришли из Грузии — не от правительства, а от людей, не связанных с политикой. Представьте себе грузин, которые пришли в Голливуд и просто бродили там, пытаясь разобраться, как снять кино. Похоже на то, как в фильме «Ниночка» с Гретой Гарбо русские бродят по Парижу 1920-х годов. И вот они ходили-ходили, пока им не встретился мой знакомый продюсер. Это было осенью 2008-го, сразу после конфликта России и Грузии. В мае будущего года на проект позвали меня, мы с другом написали сценарий, и уже осенью 2009 года сняли фильм.
***
Не то чтобы сценарий заверяли в кабинете министров республики, но грузинская сторона осталась довольна и очень нас поддерживала. Совсем незадорого нам предоставили для фильма мощности грузинской армии — танки, самолеты. Таким образом нам удалось сделать малобюджетное, по голливудским меркам, кино, которое совсем не выглядело малобюджетным.
Знаете, когда я узнал, что Энди Гарсиа — любимый актер Саакашвили, тут же подумал: а ведь они действительно похожи, как близнецы. Решил позвать Энди, Саакашвили был очень впечатлен, а Гарсиа сразу согласился, так что эту роль я больше никому не предлагал.
***
У нас было полное взаимопонимание с президентом Грузии, полный доступ к его рабочему месту. Мы не только разговаривали с министрами и депутатами — мы снимали прямо в кабинете Саакашвили. Там лежали все его бумаги, и вдруг в какой-то момент за столом президента оказался Энди Гарсиа. Идет съемочный процесс, и тут звонит красный телефон. Энди поднимает трубку: «Не сейчас, у меня съемки». Мы так никогда и не узнаем, развязали ли мы тем самым какую-нибудь войну или, наоборот, предотвратили. Попробуйте представить себе съемки в Белом доме!
Я влюблен в российских постановщиков трюков. Я хотел, чтобы в моем фильме были отличные спецэффекты и трюки, поэтому я решил пригласить русских каскадеров — тех, что работали на «Ночном» и «Дневном дозоре». Когда я сообщил об этом своим грузинским продюсерам, они сказали: побойся бога, и года не прошло после войны. Они не верили, что русские согласятся приехать к нам через границу с грузовиком динамита и делать все эти сумасшедшие эффекты, но я убедил их попробовать. Был интересный момент, когда мы с группой были на грузинской военной базе, смотрели на вертолеты и самолеты, и со мной был русский постановщик трюков. И вдруг полковник, который нам все показывал, спрашивает: а ты откуда? Из России, отвечает тот. Они мгновенно закрыли базу, выгнали нас и вообще ужасно разозлились — думали, что это шпион. Я им, конечно, все объяснил, но напряжения на площадке хватало.
***
Насколько я понимаю, кино запрещено и не будет показываться в России… Ну что, я не против. Русские считают, что у нас очень прогрузинское кино, но, как режиссер, я должен был выбрать одну сторону. Я всегда за диалог, и если в России захотят сделать кино, выражающее официальную позицию, я буду только рад. Я верю, что рассказал историю правдиво, на основе той информации, которой владел.
Ко мне подошли в среду, а съемки начинались уже в следующий понедельник. Быстро прочитал сценарий и поразился его мощи… Ну и, конечно, велик был соблазн сыграть президента страны в разгар кризиса. Примерно два дня я работал над грузинским акцентом, слушал аудиозаписи, смотрел видео Саакашвили на YouTube, благо их достаточно.
***
Президента Саакашвили я видел пару раз. В первый вечер он пригласил съемочную группу к себе в резиденцию в Батуми. Там я с ним немного поговорил и наблюдал за ним весь вечер, готовился к съемке. Мы остались на ужин, посмотрели национальный балет — они потом снялись у нас в фильме в одной сцене. Потом у меня было два дня съемок, и я улетел, так что страну видел только из окон самолета и автомобиля.
***
Для меня это не военное, а антивоенное кино, потому что в мире столько трагедий. Не важно, кто выстрелил первым. Мы как общество должны научиться решать такие проблемы дипломатическими методами, потому что страдают невинные люди.
Ренни есть чем гордиться, он очень талантливый. Когда я впервые посмотрел «Пять дней в августе», меня потрясла брутальная энергия первой сцены. Хотя я и слышал мнение, что это похоже на первые десять минут «Спасения рядового Райана», растянутые на десять часов.
***
Я бы сыграл и российского президента, и грузинского, если сценарий хороший. Это всегда не политическое, а актерское решение. Но если играть Путина, полдня ушло бы на грим. А так, я не прочь.