Почему автомобилист не превращается в кинозрителя и чем наш автопром лучше нашей киноиндустрии – в разговоре кинокритика и менеджера автомобильной компании
Российское кино часто сравнивают с российским автопромом. Основания: обе индустрии выпускают неконкурентоспособный, несовременный продукт, который не пользуется спросом внутри страны (самый свежий пример: даже у сверхрезонансной «Брестской крепости» на второй неделе проката –Читать!
– Российское кино часто сравнивают с российским автопромом – в нашей сфере это давно стало штампом. Есть основания, ты как думаешь?
– Модель финансирования действительно делает подобное сравнение возможным. Но главное – их сравнивают, потому что это два очень эмоционально чувствительных потребительских продукта.
– То есть груз исторического наследия. Ностальгия по первой «копейке», по старым советским фильмам.
– Да. И современное состояние дел, как в кинематографе, так и в автопроме, к сожалению, не соответствует тому бэкграунду, который есть в сознании большинства людей.
В автопроме, как и в любой другой индустрии, есть сфера инновационных НИОКР, по определению неокупаемых. Они создают вещи, до которых массовая индустрия додумается еще через сто лет – водородные двигатели, например. В вашем случае – это авторское кино, которое не может приносить прибыль, но у всех есть представление о том, что оно нужно, потому что в целом двигает процесс вперед. И это как раз то, что должно финансироваться государством.
Что касается коммерческих продуктов, которые не являются инновацией и могут окупить себя сами – за счет кассовых сборов или, в нашем случае, серийного производства, то очевидно, что они должны финансироваться рынком. И государству вообще-то надо прочертить границу между инновационными продуктами и тем, что может финансировать себя само.
– Не знаю, как в автопроме, но в киноиндустрии даже потенциально рыночный продукт себя не финансирует. Российские фильмы не окупаются в прокате. Никакие. Ни авторские, ни «зрительские».
– Потому что это самая сложная индустриальная задача – сделать по-настоящему массовый продукт.
– Продукт гольф-класса.
– Да, потому что гольф-класс – признак самого высокого развития индустрии, до него мы не дошли пока ни в вашем, ни в нашем случае. Российский автопром только начал двигаться к этому через альянсы с международными компаниями.
Есть такая штука, которая для кино работает точно так же, как для автопрома, – эффект масштаба. Вопрос в том, способны ли региональные игроки – студии – производить что-то, не имея связей с глобальной платформой. В нашем случае мы совершенно точно понимаем, что нет. Невозможно с нуля придумать успешный массовый продукт для российского рынка, самостоятельно его делать и продвигать – затраты совершенно точно не окупятся при тех объемах, которые могут быть в России, да еще и в условиях сумасшедшей конкуренции на рынке. Это возможно только при наличии какого-то халявного государственного ресурса, который в конечном счете все равно будет всех развращать и вредить качеству продукта.
Так и российскому кино, чтобы перестать зависеть от госфинансирования, тоже нужно становиться частью каких-то глобальных международных студий, чтобы получить эффективный продукт при разумных затратах, а заодно и поддержку для дистрибуции на экспортных рынках.
– Машина – физический объект. Дешевле организовать сборку на месте, чем везти машину за три моря. У кино нет не только громоздкого физического носителя – у него сейчас уже почти никакого носителя нет. Даже копию в железной коробке не надо тащить. Все в цифровом виде, на жестком диске.
– Чем цепляем мы, в автопроме? Есть специфические потребности российской аудитории, которая все равно хочет видеть, что называется, кастомизированный продукт, подогнанный под пожелания. Хочет, чтобы в машине были какие-то свои привычные феньки.
– Все-таки хочет?
– Да. И я уверена, что российский зритель хочет видеть на заднем плане российский пейзаж, российскую фактуру и так далее. Эти вещи нужно использовать для того, чтобы привлечь сюда иностранные инвестиции в обмен на требования по локализации.
– У нас еще часто говорят, что рынок проигран, победила Анджелина Джоли, пора забыть о зрительском кино и сосредоточиться на производстве артхауса, который по крайней мере показывает какой-то результат в своей нише. Призы, например, получает на фестивалях.
– У нас на самом деле такая же история. Если посмотреть на самые успешные иномарки, которые в России продаются для индивидуального пользования, то это в основном, к сожалению, машины, которые пока не имеют никакого локального контента. По сути – перенесенный сюда целиком и полностью иностранный продукт. Но мы считаем, что это вопрос времени, вопрос повышения качества локальной базы. Процесс обучения, перетока компетенции, трансфера технологий – он требует времени.
– Возможно, таким вариантом местной сборки являются телесериалы – успехом пользуются международные форматы, адаптированные для национальной аудитории. Например, несколько лет назад были «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня», сейчас вот «Первый канал» сделал свою версию сериала Prison Break. Но в кино пока не очень получается. В конце прошлого года вышли две картины, снятые с участием крупных международных студий – «Книга мастеров» (Disney) и «Черная молния» (Universal). Первый фильм – чудовищный эстетический и содержательный провал, при всем маркетинге едва окупил бюджет. Второй прошел чуть лучше, но о прибыли в кинотеатрах тоже говорить не приходится. Кстати, в «Черной молнии» изделие советского автопрома – «Волга» – торжествует над немецкой машиной.
– Это и есть сюжетная «кастомизация», идущая навстречу подспудным ностальгическим симпатиям зрителей. Но вообще, успешная локализация требует времени. Мы вот, например, тоже не можем для иномарок, которые собираются в России, с ходу взять местных поставщиков. Не можем мы двигатель с завода из-под Нижнего Новгорода поставить на иномарку. Точно так же нельзя с наскока, вырвав куски из российского контекста, адаптировать иностранный сценарий и получить качественный продукт. С российским контекстом нужно сначала долго и качественно поработать.
Сериалы – это ваш пример удачной промсборки. Лицензионный продукт, который при доле российской локализации запущен в массовое производство и имеет большой успех. Но сериалы – это все-таки… Если проводить аналогии с автопромом, то это сегмент коммерческих автомобилей.
– В смысле, казенная машина?
Читать!
– А кино – как автомобиль в индивидуальном пользовании?
– Да. Требования совершенно другие. Когда ты идешь в кино, осознанно тратишь свой выходной и свою копейку, тебе нужен более качественный и более соответствующий твоим ожиданиям продукт.
{-page-}
– Недавно в российской киноиндустрии произошла очередная реформа. Была изменена система государственного финансирования. Авторы реформы предполагают, что они каким-то образом сделают искусственное дыхание этому несуществующему русскому киномейнстриму. Возникнет поток этих фильмов. Сформируется среда, из которой что-то родится. Однако в это верится с трудом: у нас уже лет десять есть кинопрокат, но русское кино по-прежнему неконкурентоспособно.
Читать!
– Сейчас международные блокбастеры собирают в России примерно столько же, сколько, например, в Германии. В абсолютных цифрах.
– Все определяют рынок и касса. До тех пор, пока сборы в России не будут сопоставимы с тем, что дистрибьюторы получают на других рынках, не будет заинтересованности в более качественном развитии местного контента.
В российском кино нет таких протекционистских мер, как в российском автопроме. У нас были приняты меры, которые просто вынудили иностранных производителей локализовать производство. Здесь не запрещен показ иностранных фильмов. Билет на иностранный фильм не стоит в три раза больше, чем на отечественный. Нет квотирования, которое, мне кажется, работало во Франции.
– Во Франции – целевой налог. Доходы от кинотеатров идут на поддержку местной киноиндустрии.
– Да, мы тоже хотели повысить транспортный налог, для того чтобы стимулировать программу обновления автомобильного парка. К сожалению, это очень социально чувствительная штука. Повышение транспортного налога в первую очередь ударит по пенсионерам, владельцам старых «запорожцев». Точно так же удорожание билетов ударит по людям, для которых поход в кино – реальный праздник. В силу очевидных социальных моментов целевые налоги у нас не работают. В вашем случае единственным механизмом могло бы стать только создание какой-то привлекательной инвестиционной среды с некими требованиями по локальной составляющей. Что может быть привлекательной инвестиционной средой? Может быть, какие-то предложения по льготному проектному финансированию в формате кредитования на возвратной основе, а не раздачи денег.
– Производство кино в России сейчас дороже, чем в Европе. Когда-то очень давно говорили о том, что «Мосфильм» может стать базой для иностранных компаний. Нет, не стал – его место занял чешский «Баррандов». И восточноевропейскую нишу, которую мог занять Московский фестиваль, заняли Карловы Вары.
– Да. Наши заблуждения о том, что производство в России дешевле, чем в Европе, разбиваются о реальность. При проверке на практике оказывается, что никакие из факторов производства – ни зарплата, ни инфраструктура – в России не дешевле, чем в Восточной Европе, не говоря уже о других проблемах.
И это как раз вопрос госрегулирования. Нам кажется, что он должен решаться опять-таки не прямыми субсидиями, а работой с этими факторами издержек, которые должны каким-то образом компенсироваться, например, льготным налогообложением.
– И это мы тоже уже проходили – эпоха налоговых льгот для кинопроизводителей подарила кому-то тонны отмытых денег, а нам – тонны испорченной кинопленки.
– А вот это – вопрос качества администрирования. Иначе оказывается, что съемки фильма о космической станции, которые осуществляет огромная корпорация, покрывают собой списание колоссальных средств непонятно на что.
– Это ты сейчас схемы из идеального мира описываешь. Хорошее администрирование, которое не позволит отмывать деньги при наличии налоговых льгот. Есть еще одна идеальная схема: патриотическая пропаганда. «Купите русский автомобиль» – этот фон есть постоянно, но он не очень хорошо работает, да?
– Да, потому что покупка машины – это не поход в кино. Экономически чувствительный фактор. Здесь думают головой, а не импульсами. Никакие рекламные меры не помогут, если машина по соотношению цена – качество проигрывает той, про которую по телевизору не говорят.
Есть, кстати, хороший пример идеально работающей схемы – «рено логан». У этого автомобиля одна из самых высоких долей локализации – уже сорок процентов.
– Ну да, это, с одной стороны, вроде как иностранная машина. Но в то же время она абсорбирует положительную мифологию русского автомобиля – простота, надежность, вместительность.
– Да. Заметь, новый «логан», оставаясь машиной в той же ценовой категории, стал как-то подправляться с эстетической точки зрения. Прошел первый этап окупаемости инвестиций в самый дешевый, но эффективный продукт. И производители могут пойти на следующий этап инвестиций. То же самое, что, по идее, должно происходить в кино. После условной «Книги мастеров» должен наступить следующий этап, при условии, что «Книга мастеров» окупилась.
– Но она не окупилась. У вас более долгосрочные инвестиции. У вас есть груз градообразующих предприятий. В кино же, если что-то проваливается, то это, как правило, надолго закрывает тему. Фильм про космос, к примеру, провалился – всё, десять лет фильмов про космос не снимают. Деньги короткие. Вам сложнее выходить из бизнеса.
– В нашем случае жизненный цикл модели – от трех до пяти лет. В вашем, даже с учетом повторного проката и дисков, конечно же, значительно меньше. У вас продукт должен быть успешным сразу.
– Поэтому с рекламой лучше получается. Действует импульс рекламного сообщения, нет времени на проверку. Успеваем двухнедельную жатву в прокате собрать.
Есть еще концептуальные моменты, которые тоже кино с автопромом роднят сильно. Люди, которые пытаются снимать здесь какой-то мейнстрим, не говорят на том языке, который принят сейчас. Делают «буханку» и пытаются выдавать ее за «лексус».
– Точная аналогия с автопромом. Сложно требовать современного продукта от российских конструкторов, которые, прошу прощения, даже не говорят по-английски. Проблема не в том, что им поговорить не с кем, проблема в том, что им закрыт доступ к глобальным мировым разработкам, у них нет кругозора, понимания ситуации.
– Они же могут видеть картинки.
– К сожалению, автомобиль невозможно перерисовать по картинке в интернете. Надо понимать технологию, на основании которой он был создан. Есть стратегическая проблема и у нас, и у вас – отсутствие возможности генерировать новые технологии. Это является критическим пунктом. Ты можешь себе представить, что сейчас российская киностудия сделает «Аватар» на том же уровне?
– «Аватар» никто сделать не может – ни здесь, ни в Европе, ни в Китае. Сейчас, по крайней мере. Но появились какие-то молодые кинематографисты, разного уровня успешности, которые смотрят мировое кино, чувствуют его, участвуют в формальных экспериментах. Которые знают английский язык, наконец.
– Они все равно не создают лицо индустрии.
– А кто создает? Самый большой медийный выхлоп именно у этой, фестивально-артовой истории. У условного фильма «На игре» нет такого резонанса в прессе, как у фильма «Бумажный солдат», про который пишут все, потому что он получил «Серебряного льва» в Венеции. Нишевый продукт по объему гораздо меньше индустрии, но по объему давления на мозг он больше.
– Ты оцениваешь сейчас сугубо медийную ситуацию, а не ситуацию с реальным потребительским спросом. На российском авторынке тоже случаются проекты типа MARUSSIA, но автопром и кино – как индустрии – существуют все-таки за счет сотен тысяч потребителей, а не нескольких сотен.
– Есть, кстати, ситуации, совсем неприменимые к автопрому. Например, фильм «Россия-88», который вроде бы был запрещен – его посмотрели миллионы людей, нелегально и бесплатно, но все-таки посмотрели. Он никогда, наверное, не собрал бы такой аудитории, если бы не был запрещен.
– Если бы этот процесс был более коммерциализирован, то здесь бы, конечно, мера государственного регулирования в виде запрета оказала бы фильму хорошую коммерческую услугу.
– Проблемы пиратства, наверное, нет в автопроме?
– На самом деле есть. Просто оно идет в основном не на уровне конечных продуктов, а на уровне запасных частей. Проблема автопрома в том, что весь aftermarket – рынок запасных частей – является полем для пиратства, как в вашем случае – конечные продукты. Как мы уже поняли, в случае с пиратством спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Можно, конечно, проводить какие-нибудь показательные рейды под телекамеры, бульдозерами раскатывать пиратские диски...
– Или людей, которые скачивают торренты, – бульдозерами...
– Да. Но на самом деле это политика и ответственноcть крупных производителей – они должны создать такую систему, чтобы дистрибуция оригинального продукта была выгоднее и работала быстрее, чем дистрибуция пиратского продукта.
Пиратство – проблема нерасторопности и консерватизма правообладателей. Как только производители учатся быть настолько быстрыми, насколько этого хотят их клиенты, пиратство умирает само собой. Мы это хорошо чувствуем на российском автомобильном рынке. Да и на примере глобального автопрома тоже: производитель уже не может себе позволить тратить на разработку новой модели два года, потому что за это время модель, которую ты готовишь к выпуску и где-то тестируешь втихаря на полигоне, завесив тряпками, отфотографирует уже тысяча китайцев. И еще до того, как ты показал ее где-нибудь в Париже, успеют произвести модель в Гуанчжоу, выпустить на китайский рынок, каким-нибудь образом пропихнуть на рынок в Россию и еще на какой-нибудь рынок. До автопрома с его довольно консервативными бизнес-моделями такие вещи доходят с опозданием, но это сейчас очень популярная тема – что важна скорость распространения информации, мультимедиа, что клиент должен быть соавтором того, что он покупает. Это будет завтрашним днем в автопроме.
– В кино это тоже есть, но я в это не очень верю: автором фильма должен быть режиссер.
Я хочу вот что сказать. Аналогия между автопромом и кино существует еще и потому, что считается: потребители и вашего, и нашего продукта – представители среднего класса, возможно – несуществующего или не до конца оформленного. По идее, это должны быть одни и те же люди.
Мне кажется, все сложнее. Во время многочисленных дискуссий о судьбах нашего кино иногда высказывается мнение, что дело вообще не в экономике, не в качестве продукта. Дело в отсутствии интереса к жизни, к ее познанию, в том числе и через кинематограф. Какое кино, если есть установка «Когда же я сдохну?» или «Когда же мои дети отсюда эмигрируют?»? Кино – в любом случае коллективный опыт, как его ни смотри: в зале, в интернете, где есть форумы, дома с друзьями. Без общества, нацеленного на созидание будущего, нет интереса в том числе и к кино, которое чуть больше, чем аттракцион на выходных.
Забавно, что проявлениями общественной жизни многие считают (или хотят считать) социальную активность автомобилистов. Это примерно как народовольцы считали деревенскую общину зародышем социализма – мы помним, что они ошибались.
Думаю, более обособленной единицы, чем автовладелец, не существует в принципе. Вся его социальная активность направлена на то, чтобы сказать: «Не трогайте меня в моей железной коробке». Тут другой психологический механизм. Не тот, который приводит человека в кинозал, где люди делят свои переживания с другими.
– Это так. Абсолютно эгоистичное начало. И оно не имеет никакого отношения к гражданскому обществу, а имеет отношение к обеспечению своего личного, физиологического комфорта.
Читать!
– Я согласна.
– По-моему, различий у нас гораздо больше, чем сходства. Или они принципиально важнее.
– Своим разговором мы, по сути, разбили аллюзию.
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451699
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822078
- 6. Не может прожить без ирисок 782107
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758600
- 8. Коблы и малолетки 740820
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 345767
Вы бы еще с директором фабрики по производству туалетной бумаги встретились и спросили бы: в чем секрет вашего успеха? почему отечественной туалетной бумагой пользуются, а фильмы отечественные не смотрят?
"...при наличии какого-то халявного государственного ресурса, который в конечном счете все равно будет всех развращать и вредить качеству продукта".
Пока индустрия существует в "тепличных" условиях, по-настоящему качественный продукт будет появляться в виде исключения. И автопрому, и кино нужно искать какие-то другие способы выживания - помимо господдержки.
Зоя, может быть, все таки стоило уйти в агромаркетинг?)) Говорят с ним все лучше, чем с машинами и с кино)
Паша