Осенью 2008-го большинство студий на «Мосфильме» обезлюдело, а бабушка, живущая на доходы от продажи пирожков, не могла продать ни одной партии.
Как русские кинематографисты пережили кризисный год и чего ждать в следующем?
В пятницу в рамках Tomorrow Generation Campus на фестивале «Завтра» состоится круглый стол «Хороший год: кризис и его последствия в российском кино». На нем ведущие русские режиссеры и продюсеры расскажут, как они жили в последние месяцы, и сравнят прошлогодние прогнозы с реальной ситуацией. Накануне OPENSPACE.RU провел собственное расследование.Динамика спроса на пирожки
В октябре прошлого года русские режиссеры, как и многие из нас, лихорадочно меняли рубли на доллары и евро. Общая картина представлялась недвусмысленно пессимистичной: предрекали остановку и чуть ли не гибель всех проектов, лишенных господдержки, — кроме одного-двух самых стойких, инвесторы которых денег не считают. Высказывалась, впрочем, и встречная, несколько идеалистическая мысль — что кризис поможет сбросить балласт, а «действительно талантливые» и «по-настоящему сильные» проекты останутся.
Что же мы имеем год спустя? Ситора Алиева, программный директор фестиваля «Кинотавр» (на котором в этот раз показывали картины с «докризисными» бюджетами), считает, что принципиально ситуация не изменилась: «Те, для кого кино — жизнь, работают и будут работать. Ну а те, кто пришел в киноиндустрию недавно с большими деньгами и большими надеждами, разочаровавшись, исчезли или исчезнут. Фильмы по-прежнему снимают, хотя их будет меньше в этом году».
Фильмы действительно снимают. Осенью 2008-го большинство студий на «Мосфильме» обезлюдело, а бабушка, живущая на доходы от продажи пирожков, не могла продать ни одной партии. Но застой закончился достаточно быстро — уже в начале зимы сотрудники многочисленных кинокомпаний, арендующих площади бывшей советской кинофабрики, рапортовали о том, что жизнь бурлит и кризис никто не поминает. За пределами «Мосфильма» все тоже задвигалось, так или иначе входя в определенный (не всегда прежний) ритм.
«Наша компания стала более скрупулезно подходить к выбору запускаемых проектов, — говорит глава студии «Коктебель» Роман Борисевич, продюсер трех из двенадцати конкурсных фильмов прошлого «Кинотавра». — Мы серьезно начали сокращать производственные бюджеты. Одним словом, кризис привел нас в чувство и опустил на землю, что крайне полезно. Мы всерьез задумались о смещении акцента в сторону коммерческого продукта». Понятно, что радикально менять режиссеров и генеральный курс и производить что-то неглубокое и массовое компании вроде «Коктебеля» вряд ли начнут — скорее просто адаптируют свой фирменный продукт к интересам более широкой аудитории.
Слон и Высоцкий в CGI
Но кроме меняющих тактику небольших артхаусных компаний, о широкой аудитории всегда есть кому позаботиться. Ходят слухи, что сейчас в запуске тридцать с лишним романтических комедий, вроде недавно вышедших «М+Ж» и «О, счастливчик!». Слухам этим нет оснований не верить — в тяжелые времена экономически правильно снимать что-то легкое, веселое, позитивное. На площадке «Любови-моркови — 3» продолжаются утомительные приключения героев Куценко и Орбакайте. На студии СТВ, которую прежде трудно было заподозрить в симпатии к легким жанрам, запускают сразу две комедии: буквально на днях Гука Омарова отправилась в Крым на площадку «Дочери якудзы», а дебютант Богдан Дробязко снимает в Москве «Клан лысых холмов» с Юрием Чурсиным и Иваном Охлобыстиным.
Еще один, помимо комедий, коммерчески перспективный жанр — фильмы по известным бестселлерам. Прямо сейчас вовсю идет работа над экранизацией романа Минаева «ДухLess», экранируют неизданный автобиографический роман Сергея Мавроди «Пирамида». На досъемках «Поколения Пи» (картина по роману Пелевина начала свое путешествие к зрителю еще в 2004-м году) используется столько света, сколько не арендовали на одиночный проект уже лет десять (а значит, продюсеры могут себе это позволить!).
Молодые режиссеры, на которых возлагают надежды не самые «широкие массы» зрителей и критики, тоже не сидят без дела. Павел Бардин и Петр Федоров снимают картину «Гоп-стоп», про национального русского героя — гопника. Илья Хржановский уже который месяц (а то и год) с эпическим размахом творит недешевый байопик гениального советского физика Льва Ландау. Игорь Волошин на деньги Константина Эрнста и Анатолия Максимова снимает про три дня из жизни Высоцкого (деньги немалые — проект предполагает оживление героя при помощи компьютера, full CGI, как в «Бенджамине Баттоне»). Дебютант Владимир Карабанов в Минске работает над картиной, главные роли в которой играют Сергей Шнуров и слон из Минского зоопарка. И это, в общем, не все проекты, которые снимаются в эту минуту.
На застой, прямо скажем, не похоже. Как и на то, что кризис очистил авгиевы конюшни российского кинематографа. Экономические трудности подействовали на все «живые» на тот момент проекты, заморозили довольно большую их часть, а некоторые остановили совсем. Список картин, остановленных из-за кризиса (или тех, где кризис выступил удобным для продюсеров предлогом), не так уж мал, их как минимум несколько десятков. Например, «Каденции», фильм Ивана Савельева про один день из жизни Москвы, с Полиной Кутеповой и критиком Виктором Матизеном, из-за нехватки средств остановился на стадии работы над звуком, а картина «Чужая» по книжке писателя Адольфыча, отснятая примерно наполовину, кажется, пока так и стоит.
Тем не менее некоторая, достаточно здоровая пропорция между плохим-хорошим, интересным-неинтересным, коммерческим-артхаусным все же сохранилась.
Режиссер Сергей Лобан из группы «СВОИ 2000», в 2005 году выпустивший снятую рекордно дешево «Пыль» (бюджет — $3 тыс., сборы — около $50 тыс.), говорит, что в производстве для него и «СВОИХ» за этот год ничего не изменилось: «Никакого нового понимания не пришло. Все стараются снимать скромнее, придумывать сюжеты, которые можно реализовать за малые деньги. У нас и так все было и есть очень скромно. Мы всегда пытались достучаться до Госкино, все время писали какие-то заявки, надеялись, в этом году снова встали в очередь, а деньги в итоге опять дали кому-то другому — в этот раз Соловьеву. Одним словом, мы работаем в привычной для нас ситуации».
Ему вторит и автор скандальной «России 88» Павел Бардин: «Все по-прежнему. Я как не снимал дорогостоящих блокбастеров, так и не снимаю. А в методологии съемок ничего не изменилось. Люди те же».
Однако Игорь Волошин, который после «Нирваны» и «Я», по собственному признанию, вынужден отбиваться от предложений, уверен, что кризис пошел кинопроцессу на пользу. Как минимум, на пользу лично волошинскому кинопроцессу: «Раньше я не мог найти людей, потому что они были заняты на проектах, которые никто никогда не увидит. Сейчас стало свободнее, а мне легче снимать с теми, с кем я хочу. Произошел отбор».
Последний «Кинотавр» с программой
Мрачная шутка про то, что «Кинотавр-2009» стал последним фестивалем с программой, к счастью, останется только шуткой. Уже сейчас можно называть несколько гипотетических кандидатов на участие в конкурсе фестиваля 2010 года. Проходит озвучание снятой как раз перед тем, как «грянуло», картины Алексея Попогребского с рабочим названием «Последний день» — психологической драмы о двух полярниках. Идет постпродакшн докудрамы Дмитрия Мамулия про иммигрантов в Москве — в роли главного мигранта Хабиб Буфар, актер из «Кус-куса и барабульки» французского режиссера Абделя Кешиша.
Психологическая драма «Без мужчин» дебютанта Алисы Хмельницкой сейчас монтируется и вполне может быть готова к лету. Успеют ли к июню Бардин с Федоровым и Волошин, пока непонятно, зато есть надежда, что этой зимой Владимир Котт доснимет «Громозеку» — про сорокалетних одноклассников, когда-то игравших в школьной группе, а Сергей Лобан закончит «Шапито-шоу», съемки которого остановились прошлым летом, когда было отснято уже 80% материала.
Снимать в октябре начинает конкурсант прошлого «Кинотавра», автор «Непрощенных» Клим Шипенко, запуститься в ноябре, согласно инсайдерским слухам, наконец собирается Алексей Балабанов. Резо Гигинеишвили с оператором Максимом Осадчим снимет в Грузии историю любви под названием «Три четверти» — как уверяют в продюсерской компании Михаила Пореченкова и Анны Михалковой «ВВП-Альянс», «совсем не про политику, а, наоборот, про любовь». В декабре, возможно, начнет снимать создательница «Питер FМ» и «Плюс один» Оксана Бычкова. Борис Хлебников, Бакур Бакурадзе, Василий Сигарев, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, Александр Миндадзе к запуску планируются не раньше весны-лета следующего года.
Пока суд да дело, режиссерам приходится заниматься каким-то смежными историями — кто-то переписывает чужие не совсем удачные сценарии или работает над своим, кто-то снимает телевизионные сериалы, кто-то монтирует и озвучивает чужие картины. Зрителям же пока следует готовиться к осенне-зимним релизам фильмов вроде «Наша Russia. Яйца судьбы». И, несмотря ни на что, верить в лучшее.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
так "Пирамиду" уже не снимают - Волошин отказался от идеи, и артисты вместе с ним.
-
снимают еще как http://www.openspace.ru/news/details/12143/. на Волошине свет клином не сошелся же
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340527
- 3. Норильск. Май 1268312
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897627
- 5. Закоротило 822039
- 6. Не может прожить без ирисок 781765
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758234
- 8. Коблы и малолетки 740701
- 9. Затворник. Но пятипалый 470799
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402831
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343173