Оцените материал

Просмотров: 5262

«Кинотавр-2008»

Лидия Маслова · 16/06/2008
ЛИДИЯ МАСЛОВА («Коммерсантъ») мечтает дунуть на закрытии «Кинотавра» в свисток

©  Кинокомпания «Новые люди»; кадр из фильма «Юрьев день»

«Кинотавр-2008»
ЛИДИЯ МАСЛОВА («Коммерсантъ») мечтает дунуть на закрытии «Кинотавра» в свисток
У некоторых прогрессивных критиков на «Кинотавре» возникла идея повторить на закрытии перформанс, состоявшийся несколько лет назад: тогда один из главных призов жюри отдало «Ядам» Карена Шахназарова, а надо было, по мнению прогрессивных критиков, отдать его кому-то другому. Я спрашивала, а кому надо-то было, но прогрессивные критики имен своих кумиров и названий их фильмов уже не помнят. Помнят только, как пошли в город, купили несколько свистков наподобие милицейских и дудели в них потом из разных концов зала, что нашло довольно сенсационное отражение в тогдашних телерепортажах — комментарии в «ящике» были типа: «На «Кинотавре» разразился скандал».

В этом году нонконформистов, желающих свистеть из-за того, что ничего не дадут «Дикому полю», насчитывается максимум три человека. Так что церемония вручения призов, большинство из которых должны достаться фильму Кирилла Серебренникова «Юрьев день», никаким свистом сопровождаться не будет. Достаточно того, что восторженным визгом сопровождалась пресс-конференция Серебренникова, состоявшаяся сразу после просмотра (вопреки обыкновению проводить пресс-конференции конкурсных фильмов на следующее утро) и отмеченная необычайным столпотворением. Сам же фильм, по словам очевидцев, представляет собой неудачную экранизацию потенциально богатого метафизическими смыслами сценария Юрия Арабова о том, как успешная женщина в исполнении отличной артистки Ксении Раппопорт, нацеленная на благополучную европейскую жизнь, попадает в свою родную русскую провинцию и зависает там, как в окрестностях кафкианского Замка. Первым делом у нее пропадает сын, вторым — теряется личная самоидентификация. Оперная дива перестает быть уверена в том, что она не является отсидевшей несколько сроков местной хабалкой Люськой, и устраивается в конечном итоге мыть полы в местном тубдиспансере.

Своей почвеннической тематикой «Юрьев день» довольно неприятным образом рифмуется с открывавшим «Кинотавр» фильмом «Живи и помни», хотя и не производит такого архаичного впечатления, как экранизация Распутина, осуществленная Александром Прошкиным. Нет, картина Серебренникова как раз вполне современна и находится в русле новейших театральных тенденций — даже не зная ничего об авторе как театральном режиссере, по неестественной, аффектированной манере актерской игры можно быстро догадаться, что «Юрьев день», как и предыдущий фильм Серебренникова «Изображая жертву», представляет собой скорее спектакль, чем кино. Но в отличие от современной версии Гамлета в «Жертве», новый кинотеатральный экзерсис Серебренникова сделан без юмора, с излишней серьезностью и мелодраматическим надрывом, который как раз и имеет максимальные шансы пленить председателя жюри Павла Чухрая.

 

 

 

 

 

Все новости ›