Философ ОЛЕГ АРОНСОН о теории заговора как стихийном сопротивлении образам, навязываемым капиталом
Кадр из фильма «Zero»
Документ (и по большей части кино, называемое документальным) — это инструмент борьбы. Это всегда то, что предъявляется в качестве аргумента от реальности (исторической ли, политической или видимой...). Для документа свидетель лишь политический инструмент, который обязан говорить; говорить о том, о чем уже сказано. Говорить, либо подтверждая, либо сомневаясь в уже сказанном. Чаще всего в документальном кино мы сталкиваемся со своеобразной эстетикой подтверждения реальности, когда то, что показано на экране, узнается как «сама реальность», даже если и выглядит крайне непривлекательно (а зачастую так и должна выглядеть реальность, чтобы эффект узнавания был более сильным и мелодраматичным). Здесь зрителю открывается всегда то, что он и так знал или хотя бы предполагал. Умиление, жалость, возмущение и даже негодование — те чувства, что рождаются из этого «знания», превращая нас в моральных существ, способных к переживанию и сопереживанию. И нам приятно быть моральными существами, даже если это удовольствие сопряжено с негативными эмоциями (а скорее, второе предполагает первое). Такова хитрость этого кинематографа, называемого документальным, но по сути принципиально ничем не отличающегося от жанрового...
Характерный пример — недавний фильм журналиста Джульетто Кьеза и его товарищей, посвященный расследованию теракта 11 сентября (Zero). Там действительно собрано много вопросов, которые заставляют усомниться в официальной версии событий. Там есть документы и свидетели. Нам предлагается иная версия произошедшего. Версия заговора американских спецслужб. Возникает политическая полемика вокруг фактов и их интерпретаций. Но возникает она не в силу того, что нам, зрителям, до сих пор безбожно врали, скрывая правду, а потому, что в этой полемике есть политическая заинтересованность. Такого рода интерпретация всегда уже соприсутствует с любой (!), даже самой обыденной и устоявшейся интерпретацией любого события. Этот род социального фантазма (стихийного сопротивления образам, диктуемым капиталом) называется «теория заговора». Американский исследователь Фредрик Джеймисон анализирует теорию заговора как один из эффектов политического бессознательного эпохи глобального капитализма. Здесь уже нет смысла анализировать, какая из сторон лжет, а какая говорит правду, поскольку свидетельствующим становится сам жанр («теория заговора») — жанр, в котором проявляется и коллективное недоверие к истине документа, и степень политизации любого возможного высказывания.
Фрагмент фильма «Zero»
В этом смысле интересно отметить совершенно другой тип документалистики, который принципиально идет в обход документа.
Год назад мне довелось на фестивале «Флаэртиана» в Перми посмотреть получасовой фильм «Ничего больше», снятый немецким режиссером Карин Юршик. Фильм предельно прост. Нам показывают со всеми подробностями подготовку тела только что умершего человека к похоронам. Двое людей совершают привычные для них манипуляции с трупом. Параллельно смонтированы эпизоды, где чья-то квартира освобождается новыми жильцами от оставшихся вещей прежнего владельца. Если бы в фильме были только эти «привычность смерти» и «бренность жизни», то и говорить было бы не о чем. Однако в конце фильма есть еще один небольшой эпизод. Мы видим этого самого умершего человека незадолго до смерти сидящим в инвалидном кресле и отвечающим на вопросы женщины, которая его снимает. По их разговору мы понимаем, что она его дочь. Она же режиссер Карин Юршик. Собственно, именно в этом эпизоде и появляется тот свидетель, который всегда остается в молчании. Это не режиссер и не зрители, но любой из нас, оказывающийся в тот или иной момент причастным темной стороне морали. Надо сказать, что даже такого весьма «слабого» шока было достаточно, чтобы зрители, аплодировавшие практически каждому фильму, по окончании «Ничего больше» пребывали в полном молчании. Да и жюри не отметило картину Юршик ни одним из множества призов.
Когда-то Андре Базен (в статье «Смерть после полудня и каждый день») назвал любое документальное изображение смерти на киноэкране метафизически непристойным. И особо непристойным он считал прокручивание съемки смерти в обратном направлении, искусственное «оживление» мертвого. В каком-то смысле Карин Юршик совершает именно этот жест, вводя нас в ситуацию странного морального беспокойства, запуская аморальную машину бесконечного возвращения смерти. Но только таким образом смерть хоть на какое-то мгновение покидает сферу морально-ритуальную и становится событием повседневности. Событием вне документа. Событием, к свидетельству которого мы всегда не готовы.
Кадр из фильма «Zero»
Если попытаться выделить зону документальности в кино, то зона эта не там, где мы узнаем реальность, а там, где соприкасаемся с невозможным актом свидетельства, с еще неизвестной нам этикой, возможной лишь после прерывания всех тех историй, что мы готовы слушать бесконечно.
Автор – старший научный сотрудник Русской антропологической школы РГГУ
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452107
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343570
- 3. Норильск. Май 1269580
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897884
- 5. Закоротило 822438
- 6. Не может прожить без ирисок 783995
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760946
- 8. Коблы и малолетки 741719
- 9. Затворник. Но пятипалый 472864
- 10. ЖП и крепостное право 408168
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404012
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371310
С уважением, человек, который не знает, что такое док. кино.
Сильно ли я искажаю Вашу мысль?