Оцените материал

Просмотров: 143563

Топ-10: film noir

Максим Эйдис · 16/03/2009
Страницы:

5 САМЫХ СТРАННЫХ НУАРОВ



1. «Охота» / The Chase (1946)

First you dream, then you die: мрачное и безысходное виденье мира, характерное для многих «черных» фильмов, отлично выражает знаменитый афоризм популярного в 40-е годы детективщика Корнелла Вулрича. Именно по его новелле «Черные пути страха» (оцените название) режиссер Артур Рипли снял малоизвестный нуар, сюжет которого трудно пересказать, не впадая в злостное спойлерство. Фабула картины как будто типична для нуаров: запертая в четырех стенах жена брутального гангстера (ее сыграла Мишель Морган) обольщает нового шофера своего мужа, наивного и честного ветерана Второй мировой, и предлагает ему вместе сбежать на Кубу. Как будто ничего необычного. Но сюжет делает сначала один неожиданный поворот, затем второй — и великолепно снятая многоопытным оператором Францем Пламером (начинавшим еще в 20-е годы с экспрессионистами) картина внезапно оказывается своеобразным «Днем сурка» среди нуаров.


2. «Женщина в озере» / Lady in the Lake (1947)

Фильм «Женщина в озере» часто называют хоть и не слишком удачным, но все-таки забавным экспериментом. Основой для этого уникального нуара стал роман все того же Раймонда Чэндлера, а Роберт Монтгомери не только выступил здесь в качестве режиссера, но еще и сам исполнил роль детектива Филиппа Марлоу. Впрочем, в качестве актера Монтгомери явно не перетрудился, ведь главный герой появляется на экране только один раз, как отражение в зеркале. Дело в том, что весь фильм от начала и до конца снят модным сегодня методом «субъективной камеры» — Марлоу разговаривает, строит женщинам глазки, курит, ходит и т.п., но происходящее мы видим так, как будто сидим у него в голове. Конечно, немного утомляет, но зато безумно интересно, тем более что в фильме достаточно «фирменных» чэндлеровских диалогов, искрящихся циничным черным юмором.


3. «14 часов» / Fourteen Hours (1951)

В фильме Гая Мэддина «Мой Виннипег» упоминается вымышленный телесериал, в каждой серии которого мать различными аргументами убеждает сына не выпрыгивать из окна. Киноман Мэддин наверняка неоднократно видел фильм Генри Хэтэуэя «14 часов»: его герой, молодой человек по имени Роберт, в День святого Патрика влезает на подоконник нью-йоркского небоскреба, угрожая сброситься вниз. Единственным, с кем Роберт соглашается поддерживать контакт, оказывается обычный патрульный. Итого: Роберт стоит на парапете, патрульный сидит на окне неподалеку и осторожно с ним беседует, а полицейские различными способами пытаются до Роберта добраться. В фильме множество действующих лиц (кстати, «14 часов» стали кинодебютом хичкоковской любимицы Грейс Келли), но подлинным героем этой картины является Нью-Йорк, снятый в характерных для нуара невообразимых ракурсах.


4. «Вор» / The Thief (1952)

Интрига «черных фильмов» зачастую была закручена вокруг актуальных политических тем эпохи «холодной войны», но шпионский нуар Рассела Руса, главную роль в котором сыграл Рэй Милланд, не только отличается от других фильмов жанра, но и вообще уникален. В мрачном параноидальном фильме «Вор», снятом в 1952 году, есть музыка, но нет ни единого слова, так же как нет и пояснительных титров. Сюжет, тем не менее, легко прочитывается: шантажисты из неназванной, но враждебной Америке страны вынуждают ядерного физика передавать за границу секретные документы государственной важности. В итоге, конечно, патриотизм побеждает, и герой идет сдаваться властям. Экспериментальную по сути картину высоко оценили: в пяти номинациях она была номинирована на «Золотой глобус» и в одной — на «Оскар» (что интересно, за музыку).


5. «Печать зла» / Touch of Evil (1958)

Грандиозную картину Орсона Уэллса часто называют последним нуаром классического цикла — быть может, потому, что большинству поклонников жанра приятно видеть в конце длинного списка «черных» фильмов жирную точку, поставленную не кем-нибудь, а автором «Гражданина Кейна». В основе фильма лежит довольно банальный сюжет (основная коллизия — противостояние на американо-мексиканской границе «плохого» и «хорошего» полицейских, условных «Жеглова» и «Шарапова»). Однако Уэллс исхитряется за счет тщательно выстроенных мизансцен, невероятной съемки (фильм начинается с трехминутного непрерывного плана, во время которого камера взмывает в небеса, а затем опускается вниз и двигается по улицам города) и, чего уж там, собственного присутствия в кадре превратить «Печать зла» в трагедию шекспировского масштаба, размывающую незыблемую для нуара бинарную оппозицию добра и зла.

Посмотреть всю галерею


Другие материалы раздела:
Виктория Никифорова. Микки Рурк привез «Рестлера», 12.03.2009
Виктория Никифорова. «О’Хортен» Бента Хамера, 10.03.2009
Максим Эйдис. «Хранители»: премьера, 4.03.2009
Страницы:

КомментарииВсего:6

  • kk· 2009-04-21 11:33:59
    Очень интересный материал, большое спасибо! Жаль, что так мало фильмов упомянуто, хорошо бы, если бы это были не пятерки, а хотя бы десятки! :))
  • molochnikov· 2009-04-28 01:27:08
    надо было десятку сделать...
    несколько культовых фильмов просто не вошли в Ваш список...
  • Mr_E· 2009-05-16 18:24:14
    ну да, я вот тоже говорил, что 50 проще было бы написать :)
Читать все комментарии ›
Все новости ›