В XX веке жанровое кино подарило нам одну из самых ярких экзистенциальных метафор – захват, похищение тела.
Похищение тел — ярчайшая экзистенциальная метафора жанрового кино. Самые показательные фильмы вспомнил МАКСИМ ЭЙДИС
«Леха я или не Леха?» — ключевой вопрос нового фильма Джонатана Мостоу «Суррогаты». В не очень отдаленном будущем люди сидят по домам, посылая в мир свои высокотехнологичные и приятно выглядящие муляжи. Ощущения суррогата транслируются в мозг оператора, но разве это можно назвать индивидуальным опытом? Где проходит граница личности? Может ли существовать тело без души? И что делать, если твой ближний выглядит так же, как и прежде, но внутри что-то безнадежно изменилось? Размышления на эту тему — задача не только для философа: в XX веке жанровое кино подарило нам одну из самых ярких экзистенциальных метафор — захват, похищение тела.«Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers), 1956
Режиссер Дон Сигел
Впервые в кино похитители тел появились вполне естественным, земным образом — из безобиднейших стручков — в классическом «Вторжении похитителей тел» Дона Сигела. Они, конечно, все равно были инопланетянами, но именно в гигантских стручках их обнаружил доктор Майлз — врач, которому пациенты стали жаловаться на то, что им мерещатся «разнообразные не те». Люди-из-стручков казались точными копиями жителей маленького городка, но обладали коллективным разумом и были абсолютно счастливы; вот только индивидуальности и эмоций они были лишены начисто — оставался лишь тупой инстинкт самосохранения. Постепенно жители городка (добровольно, как в «Носорогах» Ионеско) заменили себя на людей-из-стручков — и вот уже оставшийся в полном одиночестве Майлз бежит по автостраде, крича вслед проезжающим машинам: «Вы следующие! Вы следующие!» Собственно, именно так и должно было заканчиваться кино, но студийные магнаты потребовали хеппи-энда. И Сигелу пришлось переснять фильм, чтобы создать у зрителей ощущение, что все в порядке, все уладится.
«Нечто» (The Thing), 1982
Режиссер Джон Карпентер
Следующее впечатляющее появление Похитителя произошло из-под земли, вернее, из-подо льда. Именно оттуда, не иначе как по глупости, выкопали инопланетного пришельца сотрудники норвежской арктической станции в картине Джона Карпентера «Нечто». Похититель быстро расправился со скандинавами, а потом невинной собачкой (которая, само собой разумеется, была несобачкой) и побежал к соседям-американцам. Завладевая телами жителей полярной станции поодиночке, Похититель быстро погрузил людей в такую паранойю, что они сначала чуть ли не перебили друг друга, а потом решили попросту взорвать станцию, чтобы спасти планету от неминуемого зла. В итоге выжили только двое, один из которых, очевидно, был Похитителем-инопланетянином, а другой — обычным американским парнем. Именно здесь, на фоне горящей станции, Курт Рассел и произносит свою знаменитую реплику: «Что будем делать? Подождем чуть-чуть и посмотрим, что будет дальше». Разговор происходит, если кто забыл, на семидесятиградусном морозе.
«Гостья из будущего», 1984
Режиссер Павел Арсенов
В советском кино не было такого жанра, как фильм ужасов, но авторам «кино для детей и юношества» позволяли многое (вспомним хоррор Александра Роу «Морозко»). В культовой «Гостье из будущего» Весельчак У и Крыс (что характерно — космические пираты) присваивали себе чужую внешность: за время своего пребывания на Земле они успели «похитить тела» двух уборщиков на космодроме, тетки в больнице, «училки» английского, противной девочки из 6-го «В» двадцатой московской школы («экзамен самый главный, по биологии») и, конечно же, положительного героя — Коли Герасимова. В сериале похитители выглядели достаточно невинно, но в книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед» они представляли собой двух омерзительных космических насекомых гигантского размера. Каникулярная ориентированность картины (впервые фильм показали по телевизору 25—29 марта 1985 года, за месяц до апрельского пленума) смягчала, конечно, ужас ситуации, но сама идея встретиться с кем-то знакомым по форме, но иным по сути, с одной стороны, пугала, а с другой — готовила к грядущим политическим переменам.
«Общество» (Society), 1989
Режиссер Брайан Юзна
Несчастный мальчик Билли, герой трэш-хоррора Брайана Юзны, столкнулся даже не с двумя, а с целым выводком Похитителей. Любой знает: подростку везде мерещатся враги. Вот и Билли возомнил, что его учителя, одноклассники, родители, да и вообще все вокруг — вовсе не те, кем являются, а подмененные, другие, да еще и находящиеся в тайном сговоре. Разумеется, родственники тотчас же отправляли мальчишку к психоаналитику — у него же очевидная паранойя. Но вскоре несчастный Билли узнает, что тайное общество действительно существует и состоит буквально из всех, кто его окружает, — но только они не люди, а жуткие древние монстры-людоеды без малейшего признака человеческого. Это уже не похищение тел — это похищение привычной реальности. На глазах потрясенного Билли разыгрывается отвратительная оргия похоти и каннибализма — остается только бежать, чтобы не стать жертвой «общества».
«Привидение» (Ghost), 1990
Режиссер Джерри Цукер
Хит перестроечных видеосалонов, один из самых романтичных фильмов в истории кино, мелодрама о неумирающей любви с Деми Мур и (увы, уже покойным) Патриком Суэйзи — в некотором смысле еще тот ужастик. Тут не похищение, а добровольная передача тела (почти как у Сигела): по просьбе главной героини душу ее погибшего возлюбленного впускает в себя женщина-медиум, и Молли, навеки разлученная со своим Сэмом, снова может обнять его, но уже в мире своих фантазий. В реальности же она обнимает медиума — и, честно говоря, какая девушка захочет, чтобы душа ее возлюбленного оказалась в теле Вупи Голдберг?
«Терминатор-2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day), 1991
Режиссер Джеймс Кэмерон
Жидкометаллический робот T-1000, пожалуй, самый необычный из всех Похитителей. Во-первых, прилетел он не из космоса, а из будущего. Во-вторых, был рукотворен, то есть создан человеком. В-третьих, собственной формы тела не имел вообще, зато чужую мог принять с необычайной легкостью. Любой, абсолютно любой мог оказаться роботом-убийцей. Охранник, полицейские, приемные родители будущего спасителя человечества и, наконец, сама Сара Коннор (по аналогии с Колей Герасимовым) — вот небольшая часть послужного списка Похитителя T-1000. Справиться с такой дрянью можно было только по методике полярников из фильма Джона Карпентера — сжечь к чертовой матери, а вернее, расплавить в котле из жидкого метала. Similia similibus curantur*.
«Повелитель кукол» (The Puppet Masters), 1994
Режиссер Стюарт Орм
Как правило, Похитители появлялись все же из космоса. В фильме «Повелитель кукол» они избрали жутковатую тактику — прилеплялись к спинам людей и проникали черными щупальцами прямо в мозг. Тело украдено: контроль над ним полностью перешел к Похитителям (кстати, тоже обладавшим коллективным разумом), и никто уже не мог быть уверен, что общается с человеком, а не с частью гигантского и довольно омерзительного организма. В итоге под угрозой оказалась вся территория США, и даже сам Президент, пришлось вызывать на подмогу армию — и начался обычный джеймсобондовский боевик. Правда, с Дональдом Сазерлендом в роли начальника спецуправления НАСА.
______________________
*Подобное излечивается подобным (лат.).
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455758
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345991
- 3. Норильск. Май 1273444
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899127
- 5. ЖП и крепостное право 848753
- 6. Закоротило 824348
- 7. Не может прожить без ирисок 791846
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766280
- 9. Коблы и малолетки 745065
- 10. Затворник. Но пятипалый 479057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409332
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374745