Каждый наш фильм стоит как бы на плечах предыдущего фильма, а тот – на плечах еще более раннего.

Оцените материал

Просмотров: 24369

Джон Лассетер: «Мы не собираемся делать сериалы»

Мария Терещенко · 30/05/2012
Создатель студии Pixar о «Храброй сердцем», связи технологий и сюжета, а также о трех главных принципах пиксаровской анимации

Имена:  Джон Лассетер

©  Disney / Pixar

Джон Лассетер

Джон Лассетер

Создатель студии Pixar, креативный директор Walt Disney Animation Studios и Pixar Animation Studios, легендарный режиссер Джон Лассетер приехал в Москву, чтобы представить новые проекты студии и провести мастер-класс для московских студентов

Основной темой разговоров с Лассетером стала ближайшая премьера Pixar, фильм «Храбрая сердцем» (Brave), который 21 июня выходит на экраны. Это неожиданный для студии проект: исторический антураж, молодая женщина в качестве главного героя, сказочная история — все это ассоциируется скорее с традицией Disney. Ан нет. И в сюжете, и в оформлении безошибочно угадывается почерк соратников Лассетера. События фильма развиваются совершенно непредсказуемо, сам тип повествования ближе к романическому, чем к сказочному, красота картинки строится из сложных фактур и многочисленных нюансов, характеры персонажей неоднозначны, и в целом фильм наполнен невероятной экспрессией, какой никогда не возникало в фильмах Disney. Если у принцессы Рапунцель были гладкие золотистые волосы, с которыми она лихо управлялась, то у Храброй — непослушные огненно-рыжие кудри, справиться с которыми никому не под силу.

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

Лассетер рассказал и о последующих релизах обеих студий. Ближайшим, если не считать «В поисках Немо 3D», станет чудесно смешной «Ральф». Это история про злодея из старой компьютерной игры, который хочет изменить свою жизнь. Побывав на групповой терапии вместе с компьютерными зомби и прочими монстрами, Ральф разочаровывается в аутотренинге и отправляется путешествовать по другим играм. Вслед за ультрасовременным «Ральфом» появится прекрасная сказка про чудеса и наряды — очередная серия диснеевской франшизы про фей из «Питера Пэна», которая, судя по трейлеру и описанию, обещает оказаться самой лучшей из этого цикла. «Феи: сказочный лес» — это красивая зимняя история, в которой Динь-Динь встречает сестру, а волшебный мир оказывается перед угрозой вечных холодов.

Планы самого Pixar связаны в самое ближайшее время с сиквелами и приквелами. Во-первых, это фильм про самолеты, который продолжает тему «Тачек» (хотя картина сюжетно с «Тачками» не связана, но история разворачивается в том же мире, населенном вместо людей разнообразными механизмами, а среди героев есть не только самолеты, но и машины, в том числе автомобиль-трансформер, страдающий от проблем с самоидентификацией). Во-вторых (и это великолепный подарок зрителю), в скором времени можно ждать приквела к «Корпорации монстров», в котором речь пойдет про университеты Салли и Майка.

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Ральф»

Кадр из фильма «Ральф»

Среди совсем отдаленных планов студий — история про динозавров и очень интригующий проект, действие которого будет разворачиваться в мозгу человека. Как будет строиться этот сюжет, пока неизвестно, но уже страшно любопытно.

Наконец, стоит упомянуть, что Pixar продолжает выпускать свои старые фильмы в формате 3D, и ближайшим релизом станет «В поисках Немо».

После презентации Джон Лассетер ответил на несколько вопросов OPENSPACE.RU.


— Долгие годы и Pixar, и вы лично учили компьютер делать анимацию. Создавали программы, придумывали какие-то хитрости, и часто технологические задачи оказывались не менее трудными и важными, чем задачи артистические. А как обстоит дело сейчас? Остались ли какие-то челленджи в области компьютерной анимации, или компьютер теперь умеет делать все и стал послушным инструментом в руках художника?

— И сейчас возникают, и в будущих фильмах, я уверен, будут возникать какие-то технические проблемы, которые придется решать. Мы ведь не расширяем технические возможности компьютерной анимации просто так — все наши достижения в этой области продиктованы нуждами той или иной истории, которую мы рассказываем в кино. Каждый наш фильм стоит как бы на плечах предыдущего фильма, а тот — на плечах еще более раннего. И таким образом получаются те невероятные достижения, которые можно увидеть в фильмах Pixar — например, в нюансировке и детализации изображения. И, например, когда смотришь «Храбрую сердцем», возникает ощущение полного присутствия в этом мире, настолько он подробно прописан, настолько реален. Мы пытались действительно приблизиться к тому богатству деталей, которые вы видите в живой природе.

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

— То есть вы по-прежнему продолжаете расширять возможности компьютерной анимации…

— По-прежнему, да… Но главное — это всегда история. Для проекта про динозавров, например, нам совершенно точно придется что-то изобретать и придумывать. Для нового проекта Пита Доктора, события которого разворачиваются в мозгу человека — тоже. Но никогда нельзя предсказать, что это будет. Просто история развивается, и она бросает нам тот или иной технологический вызов.

— Конечно, фильмы Pixar восхищают не только совершенством компьютерной анимации, но и великолепными историями — непредсказуемыми, утонченными, остроумными, яркими… Существует ли какой-то набор принципов, как написать или выбрать хорошую историю, хороший сценарий? Возможно, какие-нибудь золотые правила, как у Диснея существовали для анимации?

— Нет, в сущности, у нас нет никаких принципов или правил. Разве что… Дело в том, что все идеи для фильмов Disney и Pixar исходят от режиссеров. И я как раз отвечаю за то, чтобы выслушивать исходные идеи и в каких-то случаях говорить: «Да, это сработает». И вот когда я слушаю, я обращаю внимание на два момента. Во-первых, в чем будет главная эмоция, сердце фильма. Это основание, фундамент истории. И это всегда про то, что происходит с главным героем, как он растет, развивается, чему он учится. А во-вторых, я смотрю, насколько хорош мир, в котором разворачивается действие. Классный ли он, хочется ли в нем задержаться, является ли он чем-то таким, чего я раньше не видел. И если я нахожу и сердце истории, и привлекательный мир, то я говорю: «Да, это потрясающе». Например, Эндрю Стэнтон предложил в свое время идею «В поисках Немо» — про рыб, про подводный мир. А я много лет увлекаюсь дайвингом, много раз погружался с аквалангом на глубину, я знаю, как это красиво, и сразу понял, что это отличная идея. И я опять же не видел до этого подобных фильмов.

Одним словом, вот эти два момента — самые важные. Потому что это базовые вещи для разработки проекта, и их уже нельзя будет изменить в процессе работы. Тогда как сюжет, характеры, шутки — все эти вещи будут меняться по сто раз.

— Вы много раз переписываете сценарий?

— Очень-очень-очень много раз. Мы убеждены, что нужно просматривать отснятые по фильму материалы примерно каждые четыре месяца. Такие внутренние просмотры происходят и в Pixar, и в Disney. Мы собираем группу, смотрим и затем устраиваем обсуждение — все режиссеры, все важные для фильма люди говорят, что работает в фильме, что не работает. Это очень честный разговор — без чинов, без начальников-подчиненных. Мои замечания весят на таком обсуждении не больше, чем замечания любого аниматора. Цель только одна — сделать фильм как можно лучше.

{-page-}

 

©  Disney / Pixar

Джон Лассетер

Джон Лассетер

Pixar хоть и стал частью Disney, но все же его фильмы сохранили свой уникальный облик. Вы выбираете проекты для обеих студий. Как решается и определяется, какой фильм будет сниматься под знаком Disney, а какой — под знаком Disney Pixar?

— Это очень просто. Это две отдельные студии, и каждая генерирует собственные идеи. Нет такого места, куда бы сходились все идеи и где бы мы решали: это будет Disney, а это — Pixar. Мы так не делаем. В Disney свои режиссеры, в Pixar — свои, и у каждого есть какие-то свои идеи. Любопытно, что у каждой студии есть свое наследие. У Disney, понятно, это наследие той студии, которую основал когда-то Уолт Дисней и которая долгие годы без остановок делала анимационное кино. И современные режиссеры, и художники, которые работают на студии Disney, хотят работать именно на студии Disney. Они любят именно такую анимацию и хотят создавать анимационные фильмы именно диснеевского типа. Pixar, как вы знаете, пионер компьютерной анимации. Мы любим компьютерную анимацию, нам нравится другой тип сторителлинга, и у Pixar свой стиль, своя история. Так что каждая студия продолжает создавать фильмы в своем уникальном стиле.

— Вы сами любите снимать кино про неодушевленные объекты. Так было всегда, начиная с вашей дипломной работы «Леди и лампа» и проекта, над которыми вы работали в Disney сразу после окончания CalArts — «Отважный маленький тостер». И вплоть до фильма «Тачки-2» вы все время снимаете фильмы о мире вещей. С чем это связано?

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Тачки-2»

Кадр из фильма «Тачки-2»

— Не знаю. Мне нравится. Когда я был ребенком, мне так нравилось следить за неодушевленными объектами в фильмах Disney и в мультах Warner Brothers. Эти маленькие моменты, когда оживают неживые вещи… мне всегда казалось, что это так смешно. А когда я начал работать с компьютерной анимацией, я понял, что когда ты рисуешь трехмерный объект, он получается совершенно настоящим, ты как будто можешь протянуть руку к экрану и потрогать его. И я подумал, что будет интересно оживить реалистичный предмет, наделить его характером… Конечно, история, сюжет, персонаж должны хорошо сочетаться с технологией. Они должны сосуществовать гармонично. Когда мы делали первый фильм — «История игрушек» — технология была еще не слишком развитой, и нарисованные на компьютере объекты выглядели так, будто они сделаны из пластика. Поэтому мы придумали историю про игрушки, которые действительно сделаны из пластика. И это был идеальный сюжет для компьютерной анимации того времени.

— Значит, с одной стороны, история является двигателем технологии, с другой — история зависит от технологии тоже. Так?

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Суперсемейка»

Кадр из фильма «Суперсемейка»

— Да, конечно. «История игрушек» выглядит так здорово во многом и потому, что есть эта гармония между историей и техникой. А потом был следующий шаг — насекомые, жуки. Потому что опять же они очень подходили для технологии того момента. При этом с каждым фильмом мы пытались двигаться дальше и ставить перед собой все более сложные задачи. И когда мы взялись за «Корпорацию монстров», например, нам пришлось делать мех для Салли, голубого монстра. И мы думали: «Боже, как мы с этим справимся?» Нам нужно было сделать правдоподобно, и у нас получилось. Дальше — «Немо», подводный мир. Вау! Как сделать так, чтобы создавалось это ощущение, будто все происходит под водой? И мы занялись исследованиями, мы все ныряли, анализировали, что мы видим, пытались понять, как визуально передается это ощущение. Потом «Суперсемейка», когда мы впервые делали человеческих персонажей. Конечно, они были очень упрощенными, и мы использовали дизайн, который ассоциируется с 1950-ми, чтобы эта упрощенность выглядела естественно. Получилось отлично, но в то же время мы были вынуждены поступить именно так, потому что более сложные человеческие фигуры мы бы не смогли в то время сделать хорошо. И так одно за другим, одно за другим… И сейчас мы уже делаем «Храбрую сердцем» — про девушку с сильным свободолюбивым характером. И символом этой ее любви к свободе становятся ее шикарные волосы. Есть замечательный эпизод, в котором мать затягивает ее волосы, закрывает платком, потому что она пытается контролировать дочь, и это такой яркий образ. Плюс в этом фильме очень много одежды, слои, слои, слои ткани, потому что такой исторический период. И с этим тоже было очень много трудностей, потому что все должно быть правдоподобно, каждый элемент, каждая складка, все должно двигаться и существовать на экране органично.

©  Disney / Pixar

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

Кадр из фильма «Храбрая сердцем»

Pixar всегда ассоциировался с полнометражными фильмами или короткометражками, но никогда — с ТВ-сериалами. Тем не менее несколько лет назад начал развиваться проект, связанный с «Тачками», главным героем которого стал Мэтр. Сегодня есть уже десяток коротеньких фильмов про этого персонажа, и это уже близко к сериальной идее. Значит ли это, что в ближайшем будущем можно ждать сериалов от Pixar?

— Для нас в Pixar очень-очень важна история, а для того, чтобы делать сериал, нужно создавать огромное количество историй. Представьте «Симпсонов» или другой какой-нибудь популярный сериал. Это же сколько нужно историй придумывать, чтобы это делать! Мы на Pixar тратим на каждый фильм 4 года — столько труда! И огромная часть этой работы посвящена созданию именно сценария. Так что, нет, Pixar не собирается делать сериалы.

Другое дело, что когда мы делаем фильм, мы создаем для него прекрасный и неповторимый мир. И, конечно, нам иногда хочется рассказать побольше про этот мир. Поэтому мы порой делаем сиквелы или короткометражки, например, с персонажами «Тачек» или «Истории игрушек». Просто потому, что мы очень любим этих героев и мир, в котором они живут, и нам хочется в этот мир снова и снова возвращаться. Так что «Байки Мэтра» — это не ТВ-сериал.

 

 

 

 

 

Все новости ›