«Титан Сим-бионик» создан нашим бывшим соотечественником Геннадием Тартаковским, который переделал свое имя в Дженнди и один за другим создает сериальные хиты.

Оцените материал

Просмотров: 96033

Гид по Большому фестивалю мультфильмов

Мария Терещенко · 25/10/2011
Вся анимация – от авангарда до Голливуда – в программе пятого БФМ

Имена:  Андрей Хржановский · Геннадий Тартаковский · Джоанна Куинн · Иван Максимов · Исаак Керлов

С 28 октября по 7 ноября в Москве проходит Большой фестиваль мультфильмов. Он не только разрастается с каждым годом (к пятому выпуску количество уникальных программ приблизилось к семидесяти), но и становится все более разнообразным. Помимо сборников старых и новых короткометражек, на фестивале можно увидеть полнометражные фильмы, документальное кино об анимации, а также посетить лекции, мастер-классы, презентации проектов, ночные нон-стопы, две выставки, развлекательную площадку для детей и трехдневную конференцию для взрослых. Свой путеводитель по БФМ представляет программный директор фестиваля МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО.


На гребне волны

1. Тем, кто любит все современное и самое продвинутое в широком смысле слова, стоит обратить внимание на программу компьютерного фестиваля SIGGRAPH (это организация, которая с 1974 года занимается развитием компьютерной анимации и новых медиа). Здесь спектр большой — от фрагментов из голливудского кино и рекламы до авторских короткометражек. Все, на что способен компьютер: безумные спецэффекты, невероятные имитации — коротко, остроумно, зажигательно.

Трейлер фильма «Анимированная история Польши» из программы SIGGRAPH


2. В довесок можно послушать лекцию легендарного Исаака Керлова — он расскажет о том, как сегодня работают художники по спецэффектам. Керлов начинал заниматься компьютерной анимацией в 1980-х, на рубеже тысячелетий возглавлял компьютерное отделение студии Disney, а сейчас занимается тем же самым в Сингапуре. Он создал несколько анимационных факультетов в разных странах и написал о 3D-анимации книжку, которая выдержала уже четыре переиздания.

3. Ретроспектива студии AKA понравится любителям современного дизайна. Эта лондонская компания в основном занимается рекламой, дизайном сайтов и прочими прикладными вещами. Они, в частности, делали рекламу для Skype и иногда балуются фестивальной анимацией. Первый такой опыт, «Джо-Джо среди звезд», принес им огромное количество призов и поклонников по всему миру. С этого момента AKA сделала немного фильмов — всего-то на одну программу и набралось, но зато достойную.

Трейлер фильма студии AKA «Вредители»



Анимационный Олимп

1. Русский режиссер этого года на БФМ — Андрей Хржановский, и фестиваль устраивает самую полную анимационную ретроспективу мастера. А снял он, надо сказать, немало — на пять программ. Отдельным сеансом покажут кино по пушкинским рисункам, еще одна программа отдана «Школе искусств», на один сеанс набралось условно детских мультфильмов. И еще два — взрослые короткометражные и среднеметражные фильмы — работа о Бродском, предшествовавшая недавнему игровому фильму «Полторы комнаты», фильм по рисункам Федерико Феллини, сказка Тонино Гуэрры о цирковом льве с рисунками Сергея Бархина, знаменитая сюрреалистическая «Стеклянная гармоника» и история чиновника Козявина, обошедшего весь мир в поисках коллеги.

2. Еще один мастер приедет на БФМ из Польши, это Петр Думала. Он прославился в том числе и тем, что каждый кадр для своих фильмов прорезает по гипсу — оттого анимация у него медленная, тяжеловесная, мрачная, статичная. И образы из его фильмов врезаются в память такими же неизгладимыми царапинами. Среди прочего Думала сделал две экранизации прозы Достоевского — «Кроткую» и «Преступление и наказание». Первая стала чуть ли не визитной карточкой режиссера — в ней хорошо передана темнота, удушливость, неподвижность мира, в котором живет героиня. А оспаривает у «Кроткой» право на звание лучшего фильма — «Франц Кафка». Это биографический фильм о писателе, однако Думала, рассказывая о Кафке, вплетает в текст и цитаты из книг. Хотя слово «рассказывает» — это в данном случае фигура речи, поскольку сам фильм обходится без слов.

«Черная шапочка» Петра Думалы


3. Может, до Олимпа англичанка Джоанна Куинн и не дотягивает в силу возраста, но слава у нее громкая, да и призов уже много. Свои мультфильмы она рисует карандашом на кальке (компьютером до недавнего времени не пользовалась вообще). Главной героиней в основном становится валлийская грубоватая толстушка по имени Берил. В последнем из этого цикла мультфильме — «Мечты и желания: семейные узы» — Берил, например, увлеклась киносъемкой и, руководствуясь заветами Эйзенштейна и Вертова, разгромила свадьбу подруги.

«Мечты и желания: семейные узы» Джоанны Куинн



Русские премьеры

Среди русских премьер фестиваля четыре программы фильмов минувшего и наступившего сезона. В том числе совсем новые мульты, которые были закончены в октябре 2011-го. И все сделаны прославленными отечественными мастерами.

«Вне игры» Ивана Максимова — про брошенные на чердаке игрушки. «Сказка про елочку» Марии Муат — поклон «Союзмультфильму», чистое кукольное кино с песнями и моралью, где за простой историей можно увидеть тонкую рефлексию на тему старого и нового, чужого и своего, творческого поиска и возвращения к культурной традиции. «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса также обращен в прошлое и посвящен отцу режиссера, знаменитому архитектору Михаилу Туркусу. Новая работа Дмитрия Геллера — «Я видел, как мыши кота хоронили» — была сделана в Китае в процессе обучения китайских студентов монтажу и компьютерной графике. Оказалось, что известный сюжет про похороны кота, устроенные мышами, имеет аналог в китайском фольклоре — и получилась мультинациональная история с глубоким философским подтекстом. А «Праздник для слонов» Алексея Демина — это анимационно-музыкальный альбом, состоящий из трех пьес: «Блоха» Гете и Мусоргского, «Король и лилипуты» Юрия Коваля и «Вчера у королевы» Юнны Мориц.

В программе молодой российской анимации — работы студентов всех наших анимационных факультетов (от Москвы до Урала) последних двух лет. В их числе — получающий приз за призом фильм «Жила-была мама» Анны Артемьевой, который по своей графике напоминает картины Брейгеля; необычный фильм про любовь — «Высокое напряжение» Кирилла Павлова; жутковатая экранизация рассказа Франца Кафки — «Старый листок» Филиппа Ярина, а также «Мы едем-едем-едем» — работа, сделанная совсем юной Мариной Верик во вгиковском колледже.

Трейлер фильма «Жила-была мама»


{-page-}

 

Анимационное безумие

1. Самые безумные работы нынешнего БФМ собраны в «компьютерном блоке». Он открывается программой «Компьютерные мультфильмы 1961—2000 гг.». Многие представленные фильмы — чистый эксперимент, поиски новых алгоритмов взаимодействия с ЭВМ. Абстрактное кино, выполненное на аналоговых машинах, первые попытки создать трехмерные объекты, эксперименты с жидкостями, завитками, впадинами и выпуклостями. Но главное, ради чего стоит пойти на этот сеанс, — работы японца Йоичиро Кавагучи — известного художника, который занимается и другими формами изобразительного искусства. Его анимационные работы 1980-х — это и невероятные прорывы с точки зрения техники, и одновременно произведения невероятной внутренней свободы.

«Перемещения» Джона Уитни


2. Кроме исторической подборки — программа экспериментальных компьютерных мультфильмов, собравшая работы наших современников, которые пытаются преодолеть гламурную выхолощенность голливудского 3D. Иногда красиво, иногда противно, иногда нарочито примитивно, но очень любопытно. Даже описания интересно читать — например: «Перипетикс, или Установка необратимых осей на динамическом таймлайне» был сделан группой Zeitguised для выставки в Галерее Zirkel. Фильм состоит из шести актов, в каждом из которых рассматривается дезориентированная система, приходящая к катастрофе. Этот пассаж очень точно описывает содержание фильма.

Фильм «Перипетикс»


3. Молодая японская анимация просто обязана быть безумной — и именно таковой является. Женщина не хочет одеваться и поэтому не выходит из дома, а торчит сутками голая перед окном; мальчик-изгой, надувая жвачку, предается странным фантазиям; мама крадет у непослушного сына пальчики, потом ручки — и так, пока он не превращается в большую гусеничку; человек с дыркой в животе гоняется за выпавшей из этой дырки и ожившей едой.


Ночи пожирателей мультфильмов

1. Как всегда, на БФМ будут ночные нон-стопы. Один из них, «Ночь Cartoon Network», проходит под неофициальным лозунгом «Сериалы тоже бывают искусством» — некоторые действительно не уступают авторскому кино по своему художественному уровню, только охват аудитории пошире. Помимо известных сериалов CN — «Самурай Джек», «Отчаянные герои: мировое турне», «Генератор Рекс», — состоятся три российские премьеры: новый европейский фаворит «Удивительный мир Гамбола», получивший приз на «Аннеси-2011», «Время приключений», имеющий уже более полутора миллионов поклонников в Facebook, и «Титан Сим-бионик», созданный нашим бывшим соотечественником Геннадием Тартаковским, который переделал свое имя в Дженнди и один за другим создает сериальные хиты.

Трейлер сериала «Титан Сим-бионик»


2. Второй нон-стоп — программа «Победители» (которая будет показываться и по частям в течение всего фестиваля). Мрачная экранизация рассказа Станислава Лема про влюбленного робота-убийцу с оригинальной музыкой Кшиштофа Пендерецкого. Швейцарская кукольная сатира про антитеррористическую паранойю. Детское кино о том, как подружиться со смертью, и взрослый интеллектуальный фильм о том, как пережить кончину близких. Антиутопии, анимационные путешествия, истории про оживление мертвых и графические абстракции, смешные, отвратительные, натуралистичные, умные и туповатые, кукольные, рисованные, пластилиновые, сделанные на компьютере или из компьютера, мусора, земли и снега — проще сказать, каких мультфильмов не будет. Пожалуй, только плохих. Поскольку традиционно для «Победителей» отбираются работы, получившие фестивальные призы и признание международной критики.


Мультфильмы не для всех

1. Специальная программа посвящена работам самой изысканной европейской кинокомпании — французской студии Sacrebleu Productions. Великолепная графика Симоне Масси, «Собачий остров», получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, нашумевший «Мадагаскар: дневник путешественника», фактически изобретающий жанр анимационных путешествий. Фильмы Sacrebleu представит глава студии Рон Дайанс. Также в рамках программы состоится московская премьера русско-французского «Где умирают собаки», созданного режиссером Светланой Филипповой в сложной и интересной технике «порошковой анимации».

Трейлер фильма «Собачий остров»


2. Эстонский среднеметражный кукольный фильм «Песня небес» (режиссер Мати Кютт) уже заслужил очень лестные отзывы критиков и анимационных мэтров (в том числе Юрия Норштейна и Игоря Ковалева). Сюрреалистичный, очень эффектный по дизайну, наполненный особым эстонским юмором, он рассказывает о почтальоне, который с детства мечтает о полетах и наконец действительно улетает на Луну. Дело, конечно, не в сюжете — как всегда, дьявол в деталях, то есть в мире, который придумал Кютт. В этом мире письма двигают с помощью палок по телеграфным проводам, говорящий мозг бегает на привязи и летают птицы с лошадиными телами — они периодически наедаются маковых семян и видят цветастые галлюцинации.

Трейлер «Песни небес»



Интерактив

1. Как и в прошлом году, БФМ с 4 по 6 ноября открывает детскую площадку. На «Фабрике мультфильмов» десятки специалистов будут вместе с посетителями делать мультфильмы, показывая разные техники и этапы создания анимации. Здесь будут сценарный цех, пластилиновая, кукольная, предметная, компьютерная и песочная анимация, цех озвучки и уголок оптических игрушек. Кроме того, гостья БФМ из Италии покажет, как делаются мультфильмы из итальянских макарон.

2. Рядом с «Фабрикой мультфильмов» организована площадка для взрослых. «ПРО-анимация» — новый для БФМ проект. Здесь на протяжении трех дней будут проходить обсуждения, мастер-классы, лекции, презентации новых анимационных проектов. Опытом работы с анимационными сериалами поделятся Анатолий Прохоров («Смешарики»), Дмитрий Ловейко («Маша и Медведь»), Олег Ужинов и Леон Эстрин («Маша и Медведь»), Анна Cattish («Тайна Сухаревой башни»), Леонид Шмельков («Везуха»), Игорь Ковалев (долгие годы работавший на американских проектах). Кроме того, Павел Мунтян (ToonBox) и Анатолий Прохоров расскажут о том, как создать анимационную студию, а руководители нескольких анимационных школ представят программы своих учебных заведений. Из проектов на «ПРО-анимации» будут представлены находящиеся сейчас в работе «Гофманиада» (полный метр по эскизам Михаила Шемякина), анимационный «Кин-дза-дза-дза» и «Снежная королева 3D».​

 

 

 

 

 

Все новости ›