Два волка в человеческом обличье, встретившись случайно в метро, чуют друг друга и потом печально воют в след родной душе.

Оцените материал

Просмотров: 8404

Британская анимация: волки под знаком овцы

Мария Терещенко · 18/01/2011
20–23 января в кинотеатре «35 мм» покажут лучшие британские мультфильмы минувших двух лет – призеров British Animation Awards
Британская анимация: волки под знаком овцы


Как и в игровом кино, анимационный годовой цикл состоит из крупных международных кинофестивалей и нескольких масштабных премий вроде «Оскара» или панъевропейского Cartoon d’Or. Местные события редко кого интересуют за пределами конкретного региона. Счастливое исключение — анимационная премия British Animation Awards, известная под аббревиатурой BAA (символом ее стала белая овечка).

Отчасти успех премии связан с ее хорошим позиционированием. Церемония проходит очень торжественно, в присутствии высокопоставленных лиц, по результатам выходят DVD-диски, делаются ТВ-передачи и гастрольные кинопрограммы, доступные для заинтересованных партнеров в других странах. Но не последнюю роль играет и качество британского аниматографа. Премия вручается раз в два года, и каждая подборка призеров — это настоящая радость для любителей умного, интересного, нетривиального анимационного кино.

Программа нынешнего года длится около полутора часов, но могла быть почти вдвое длиннее, если бы в нее вошло еще два телефильма: очередные приключения Уоллеса и Громита — «Дело о смертельной выпечке» — и детский мультик от знаменитой студии AKA «Бюро находок», рассказывающий про дружбу мальчика и пингвина. Однако кинотеатр «35 мм» московскую программу традиционно решил делать взрослой. В остальном подборка дает вполне широкое представление о современной британской анимации.

Трейлер фильма «Бюро находок»


Из разряда «простенько, но со вкусом» очередная миниатюра о «Коте Саймона», в которой несчастное домашнее животное снова всеми правдами и неправдами добивается кормежки от своего нерадивого хозяина. Эпизод называется «ТВ-ужин» и имеет подзаголовок «Смотреть телевизор вредно для здоровья».

Рядом с изысканным минимализмом можно увидеть и сложносочиненные компьютерные работы. Самая известная среди них — «Не кантовать» Смита и Фолкса — черная комедия про двух незадачливых гробовщиков, которые пытаются доставить гроб к пункту назначения. Еще один пример — забавная реклама Международного Олимпийского комитета («МОК — теперь все вместе»), в которой огромные натуралистичные спортсмены стягивают континенты в радостное олимпийское мировое единство.

Трейлер фильма «Не кантовать»


Впрочем, не в компьютерных технологиях и не в минималистичных гэгах заключается главная анимационная гордость англичан. В чем они действительно хороши, так это в экспериментальной анимации, которая весьма широко и интересно представлена и в московской программе.

Экспериментируя с техниками, британцы обращаются к самым неожиданным материалам: собирают кукол из мусора («Плыть», режиссеры Карни и Сол) или делают фильм из солнечных зайчиков («Но что за свет», режиссер Сара Уикенс). В поисках неожиданного видеоряда они составляют антиутопические истории из знаков препинания («Типо-остров») или имитируют на компьютере бумажные скульптуры («Поезд»). Не желая мириться с однообразием привычного нарратива, раскладывают действие на составляющие эпизоды, и, пока центральные окошки полиэкранного пространства циклично показывают начало истории, вокруг возникают новые экранчики, предлагающие ее продолжение («Мытарства черной собачки»).

Сюжеты здесь тоже весьма необычные. Два волка в человеческом обличье, встретившись случайно в метро, чуют друг друга и потом печально воют в след родной душе («Волки»). Подросток должен убить кролика, чтобы повзрослеть («Убить кролика»). Человек в костюме канарейки сидит за конторским столом на краю пропасти и наблюдает за прыгающими вниз животными («Смерть желтопузика»).

Из этих странностей рождается глубокое и философичное кино — как, например, в странноватом фильме «Личико». Это даже не вполне анимация — это модный сейчас тип игрового кино с компьютерным героем. Здесь таким героем становится желтый смайлик на ножках, который является скучному бородатому человеку в кафе и заводит странный разговор. Выясняется, что Смайлик — воображаемый друг человека, персонаж из его детства; когда-то дорогой и любимый, теперь он появляется как досадное воспоминание о былых глупостях и мечтах.

Трейлер фильма «Личико»


Конечно, как любая премия, BAA дает лишь самое общее представление о британской анимации, которая куда больше и разнообразнее, чем это можно показать в одной программе. Но биеннале-подборки от BAA — хорошая возможность начать знакомство с одной из самых интересных анимационных традиций сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

Все новости ›