Кадр из мультфильма «Правдивая история Красной Шапки», 2005
В 2010-м на наши экраны вышел 31 мультфильм — это официальные релизы, выпущенные более чем на пяти копиях, включая проекцию в DVD-залах и те картины, которые попали в прокат в самые
последние дни декабря. Общие кассовые сборы всех анимационных фильмов в русском прокате — около $185 млн; общий размер бокс-офиса России и СНГ в этом году впервые превысил миллиард, т.е. 18,5% пришлось на анимацию. Из 12 фильмов, сделанных в США или при участии США, всего один собрал менее $1 млн, и 9 собрали более $5 млн. Всего отметку в $5 млн перешли 12 фильмов (все они сделаны в CGI). «Шрек навсегда» собрал в России $51,3 млн — это второе место после Америки, 7% общемировых сборов и ровно 10% неамериканского бокс-офиса (данные приводятся по kinopoisk.ru, kinobusiness.com и boxofficemojo.com).
В России любят мультфильмы. Конечно, любят мультфильмы не только в России, но у нас как-то особенно сильно. Шутка ли, мы заняли второе после Америки место по сборам «Шрeка», а в десятке прокатных лидеров года у нас четыре мультфильма и еще два полумультфильма.
Остается только гадать, с чем такая тенденция связана — попытки забыть о тяжелой реальности, инфантилизм аудитории? Так или иначе, анимационная афиша 2011 года уже насчитывает 26 наименований (еще десяток прибавится в течение года за счет релизов ограниченного проката).
Что же представляет собой современный прокатный мультфильм?
Это, конечно же, CGI (то есть объемная компьютерная анимация). Из заявленных в русской афише 2011 года названий 19 — чистый CGI и еще три — смесь CGI c игровым кино. И хотя CGI может, как и любая техника, быть разным (достаточно посмотреть работы Филиппа Грамматикопулоса или хит фестивального мира «Пожалуйста, скажи что-нибудь» Дэвида О’Рейли), для проката делается CGI совершенно определенного толка.
Трейлер фильма Дэвида О'Рейли «Пожалуйста, скажи что-нибудь»
Это пригламуренное выхолощенное изображение с богатыми фактурами, пушистыми шерстками (волосок к волоску) и прочими красивостями. В качестве одной из разновидностей CGI неплохо идет мокап (технология motion capture, построенная на захвате движения живых актеров) Роберта Земекиса. Его грядущий хит «Тайна Красной планеты» (в оригинале «Марсу нужны мамочки») уже на уровне трейлера поражает новыми технологическими достижениями (зритель не всегда может отличить компьютерную модель от живого человека) и, конечно, радует уродством, которое свойственно всем мокап-фильмам знаменитого режиссера.
Трейлер фильма «Тайна Красной планеты»
Читать текст полностью
В этом году ряды анимационных «земекисов» пополнят «Приключения Тинтина» от Стивена Спилберга и очередной отряд танцующих пингвинов из Австралии («Лови волну — 2»).
Разумеется, 3D включено: 20 из 26 фильмов будут показываться в 3D-проекции.
Если оставить в стороне мокап, то можно смело предположить, что современный мультфильм рассказывает про животных («Ранго», «Кумба», «Братва из джунглей», «Кунг-фу панда», «Бунт ушастых», «Кот в сапогах», «Элвин и бурундуки»), птиц («Рио», «Лови волну»), насекомых («Кукарача») и разных нелюдей («Гномео и Джульетта», «Звездные войны: путь сквозь Вселенную», «Орландо», «Смурфики»), в крайнем случае про машинки («Тачки-2») или живые геометрические фигурки («Смешарики. Начало»).
Дело в том, что людей в CGI делать еще толком не научились; «Рапунцель» была, пожалуй, первым серьезным шагом вперед в этом направлении — не считать же людьми всяких «гадких Я» и прочих существ с «Планеты 51». Так что герои интернациональных CGI развиваются примерно тем же путем, каким предположительно шла эволюция, то есть от тараканов и рыб к млекопитающим и приматам.
Добавим к характеристике современного мультфильма пару звездных имен в озвучке, бюджет миллионов в $150—200 (от $10—25 млн для неамериканской продукции), несколько оброненных во время пиар-кампании реплик о том, что картина делалась пять — десять лет, и получится идеальное произведение новой анимации. Главное, не зевать и еще до выхода на экран запустить производство сиквела, иначе его выпустит кто-нибудь другой.
Еще лет десять назад увидеть на большом экране анимационный сиквел было практически невозможно. Не то чтобы их не делали вовсе — та же студия Disney вполне активно производила в 1990-е вторые и третьи части своих знаменитых фильмов. Однако все эти продолжения и продолжения продолжений выходили преимущественно на видео, поскольку для всех было очевидно, что сиквелы получаются хуже первых частей.
Мир изменился после того, как сиквел «Шрека» заработал $919 млн и все — от производителей до прокатчиков — поняли, что на сиквелах можно хорошо зарабатывать. Сейчас, по прошествии шести лет, в афише-2011 мы пожинаем результаты — почти половина фильмов работает с уже известными (литературно и визуально разработанными) персонажами: «Красная Шапка против зла» (продолжение «Правдивой истории Красной Шапки»), «Тачки-2», «Кунг-фу панда — 2», «Элвин и бурундуки — 3», «Делай ноги — 2» и «Кот в сапогах» (фильм про персонажа из «Шрека»). Стоит к этому добавить еще несколько названий, создаваемых по мотивам уже известных анимационных и комиксовых проектов. «Муми-тролли и комета» являются компиляцией из эпизодов старого польского сериала. «Смурфики» продолжают серию комиксов и фильмов про знаменитых французских голубых гномов. «Приключения Тинтина: тайна единорога» начинает трилогию об известном персонаже комиксов Эрже. Один из немногочисленных наших фильмов «Смешарики. Начало» тоже продолжает приключения сериальных героев.
Трейлер фильма «Муми-тролли и комета»
Своего рода сиквелами кажутся даже фильмы, у которых не было никаких предшественников, чему способствуют креативные переводы названий для русского проката. Индийская «Братва из джунглей» (в оригинале «Делийское сафари») и визуально, и по сюжету кажется вариацией на темы «Духа живого леса», «Лесной братвы» (в оригинале «За изгородью») и «Сезона охоты». Китайские «Звездные войны: путь сквозь Вселенную» (оригинальное название AniMen: Triton Force) уже рекламируются как гибрид «Звездных войн» с «Черепашками-ниндзя».
{-tsr-}В результате десятки мультфильмов с одинаковым изображением, похожими персонажами и сюжетами, связанными друг с другом, как сообщающиеся сосуды (в общем, самые настоящие клоны из упомянутых уже «Звездных войн»), атакуют наш кинопрокат, вызывая рефлекторное желание вообще никогда больше не смотреть ничего анимационного, чтобы самому не превратиться в черепашку-ниндзя.