Его главный герой, преступник, садист и насмешник, оказывается достоин своих ангельских крыльев исключительно потому, что способен не превращать их в источник наживы.

Оцените материал

Просмотров: 39018

Билл Плимптон: садистские годы

Мария Терещенко · 11/11/2010
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о московской выставке великого аниматора и выходящих в наш прокат «Идиотах и ангелах»

Имена:  Билл Плимптон

©  Bill Plympton / Предоставлено «Галереей на Солянке»

Билл Плимптон. «Идиоты и ангелы»

Билл Плимптон. «Идиоты и ангелы»

Его карандаш все меняет: поцелуи становятся способом взаимоуничтожения, романтический ужин заканчивается приступом рвоты, добряк Санта-Клаус превращается в фашиста, а охранная собака — в убийцу-параноика… Это Билл Плимптон, и, если при звуке этого имени вы не смеетесь или не корчите гримасы отвращения, значит, вы пропустили целую эпоху.

На следующей неделе москвичи, которые не слишком хорошо знакомы с творчеством самого прославленного независимого американского аниматора, смогут наверстать упущенное. В «Галерее на Солянке» открылась выставка работ Билла Плимптона, представляющая эскизы к новым фильмам «Идиоты и ангелы» и «Корова, которая хотела стать гамбургером»; скетчи, плакаты, а также некоторые редкие мультфильмы (например, полнометражный «Мотивчик»). Выставка продлится до 21 ноября, при этом 12-го и 19-го будут проводиться получасовые экскурсии (начало в 22:00 и в 23:00 соответственно — и до полуночи). 17 ноября в Москву приедет сам режиссер. 18-го в кинотеатре «Пионер» он проведет мастер-класс для широкой публики и лично запустит в ограниченный московский прокат «Идиотов и ангелов». Питерцев тоже не обделили вниманием: 19 ноября в «Родине» они смогут увидеть большую ретроспективу старых работ Плимптона и новый полнометражный фильм.

©  Bill Plympton / Предоставлено «Галереей на Солянке»

Билл Плимптон. «Корова, которая хотела стать гамбургером»

Билл Плимптон. «Корова, которая хотела стать гамбургером»

Как и многие низкобюджетные мульты, «Идиоты и ангелы» выходят с большим опозданием. Фильм был сделан два года назад, уже проехал по фестивалям, нахватал призов (в том числе почетное упоминание на фестивале в Аннеси) и вновь заставил говорить о режиссере, который в последние лет пять нечасто оказывался в центре внимания.

Фрагмент фильма «Корова, которая хотела стать гамбургером»


На этот раз Плимптон действительно удивил. «Идиоты и ангелы» — фильм великолепно красивый и любопытный во многих отношениях. В Америке его выход поддерживал Терри Гиллиам. В саундтреке использованы Том Уэйтс, «Блади Мартини» и… русские духовные песнопения, а сюжет строится вокруг плохого парня, у которого однажды, помимо его воли, начинают резаться ангельские крылья за спиной и проявляться добрые порывы.

Трейлер фильма «Идиоты и ангелы»


И кинокритики, и сам Плимптон называют этот фильм «рубежным»: раньше режиссер избегал философских и религиозных тем, предпочитая им провокации, эпатаж и сюрреалистичный юмор. Именно на таком образе строилась международная слава Плимптона, которая началась в конце 1980-х, когда его короткометражка «Твое лицо» была номинирована на «Оскар», а сам режиссер стал любимым мультипликатором канала MTV, крутившего его фильмы на протяжении 1990-х и заказывавшего ему заставки.

©  Bill Plympton / Предоставлено «Галереей на Солянке»

Билл Плимптон. «Твое лицо»

Билл Плимптон. «Твое лицо»

И по сей день зрители любят и смотрят в первую очередь раннего Плимптона: «Твое лицо», «25 способов бросить курить», «Как целоваться», «Как заниматься любовью с женщиной», «Пуш приходит к Шову», «Секс и насилие». В них наиболее отчетливо проявился фирменный стиль режиссера, где гротескный садизм классической американской анимации 1940—1950-х (Текс Эйвери, «Том и Джерри») удивительным образом рифмуется с деконструкцией и переосмыслением привычных форм в стиле Пикассо и Дали, а также с поп-артом Уорхола (в фильмах 1980—1990-х есть визуальные и даже вербальные цитаты).

Фрагмент сериала «25 способов бросить курить»


Популярны, конечно, и полнометражные фильмы, в которых буйное воображение режиссера увлекало его в безумные фантасмагории. В «Я вышла замуж за странную личность» Плимптон изобразил человека, чьи извращенные фантазии претворяются в реальность; в «Пришельцах-мутантах» — инопланетян, представляющих собой огромные части человеческого тела, а также длинноногих лягушек, летающих рыб и прочих страшных творений генной инженерии. В «Волосах дыбом» он рассказал историю про любовь до и после гроба, в которой двое убитых подростков мстительно возвращаются к своему тирану во время школьного бала… в виде скелетов.

Трейлер фильма «Пришельцы-мутанты»


В отличие от большинства своих коллег Плимптон не особенно стремится озвучивать какую-либо философию. Он все делает как бы не вполне серьезно, и публика соответственно не ищет в его мультфильмах потайных смыслов. Но если всмотреться, понятно, что он работает со штампами и стереотипами, выворачивает наизнанку все привычные образы и представления, остро реагирует на политическую ложь и фальшь благополучного общества. Все то, что составляет суть позитивной американской культуры, служит для него предметом деконструкции — начиная с образа Санта-Клауса («Санта: Фашистские годы») и заканчивая любовью к домашним животным (мини-сериал про пса: «Собака-поводырь», «Собака-сторож», «Хот-дог»).

©  Bill Plympton / Предоставлено «Галереей на Солянке»

Билл Плимптон. «Собака-поводырь»

Билл Плимптон. «Собака-поводырь»

В то же время его атака на штампы не носит системного характера: мультфильмы Плимптона скорее похожи на спонтанные шутки, произносимые вскользь, между делом; на непроизвольную реакцию в адрес ложного пафоса и гламура.

В юмористических протестах Плимптона нет и тени нигилизма. Он скорее романтик, дорожащий чистыми чувствами и подлинными ценностями. И в новом фильме, «Идиоты и ангелы», это особенно заметно. Его главный герой, преступник, садист и насмешник, оказывается в чем-то достоин своих ангельских крыльев — исключительно потому, что он, единственный из всего изображенного в фильме социума, способен принять их, не превращая в источник наживы или славы. Пока добропорядочные окружающие сочиняют, какую пользу можно извлечь из ситуации, этот дразнит пассажиров самолета своей голой попой и всеми способами пытается срубить отростки, которые мешают его привычно злобному и бесшабашному образу жизни.

Впрочем, мораль этой басни тонко завуалирована, и сам Плимптон совсем не стремится учить зрителей. В свои 64 года серьезным он стать не спешит, а потому — и параллельно с «Идиотами и ангелами», и после них — продолжает снимать свои садистские «хот-доги» и прочие разухабистые короткометражки, в которых нет даже намека на какую-либо философию.
Все новости ›