Его главный герой, преступник, садист и насмешник, оказывается достоин своих ангельских крыльев исключительно потому, что способен не превращать их в источник наживы.
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о московской выставке великого аниматора и выходящих в наш прокат «Идиотах и ангелах»
Его карандаш все меняет: поцелуи становятся способом взаимоуничтожения, романтический ужин заканчивается приступом рвоты, добряк Санта-Клаус превращается в фашиста, а охранная собака — в убийцу-параноика… Это Билл Плимптон, и, если при звуке этого имени вы не смеетесь или не корчите гримасы отвращения, значит, вы пропустили целую эпоху.Читать!
Как и многие низкобюджетные мульты, «Идиоты и ангелы» выходят с большим опозданием. Фильм был сделан два года назад, уже проехал по фестивалям, нахватал призов (в том числе почетное упоминание на фестивале в Аннеси) и вновь заставил говорить о режиссере, который в последние лет пять нечасто оказывался в центре внимания.
Фрагмент фильма «Корова, которая хотела стать гамбургером»
На этот раз Плимптон действительно удивил. «Идиоты и ангелы» — фильм великолепно красивый и любопытный во многих отношениях. В Америке его выход поддерживал Терри Гиллиам. В саундтреке использованы Том Уэйтс, «Блади Мартини» и… русские духовные песнопения, а сюжет строится вокруг плохого парня, у которого однажды, помимо его воли, начинают резаться ангельские крылья за спиной и проявляться добрые порывы.
Трейлер фильма «Идиоты и ангелы»
И кинокритики, и сам Плимптон называют этот фильм «рубежным»: раньше режиссер избегал философских и религиозных тем, предпочитая им провокации, эпатаж и сюрреалистичный юмор. Именно на таком образе строилась международная слава Плимптона, которая началась в конце 1980-х, когда его короткометражка «Твое лицо» была номинирована на «Оскар», а сам режиссер стал любимым мультипликатором канала MTV, крутившего его фильмы на протяжении 1990-х и заказывавшего ему заставки.
И по сей день зрители любят и смотрят в первую очередь раннего Плимптона: «Твое лицо», «25 способов бросить курить», «Как целоваться», «Как заниматься любовью с женщиной», «Пуш приходит к Шову», «Секс и насилие». В них наиболее отчетливо проявился фирменный стиль режиссера, где гротескный садизм классической американской анимации 1940—1950-х (Текс Эйвери, «Том и Джерри») удивительным образом рифмуется с деконструкцией и переосмыслением привычных форм в стиле Пикассо и Дали, а также с поп-артом Уорхола (в фильмах 1980—1990-х есть визуальные и даже вербальные цитаты).
Фрагмент сериала «25 способов бросить курить»
Популярны, конечно, и полнометражные фильмы, в которых буйное воображение режиссера увлекало его в безумные фантасмагории. В «Я вышла замуж за странную личность» Плимптон изобразил человека, чьи извращенные фантазии претворяются в реальность; в «Пришельцах-мутантах» — инопланетян, представляющих собой огромные части человеческого тела, а также длинноногих лягушек, летающих рыб и прочих страшных творений генной инженерии. В «Волосах дыбом» он рассказал историю про любовь до и после гроба, в которой двое убитых подростков мстительно возвращаются к своему тирану во время школьного бала… в виде скелетов.
Трейлер фильма «Пришельцы-мутанты»
В отличие от большинства своих коллег Плимптон не особенно стремится озвучивать какую-либо философию. Он все делает как бы не вполне серьезно, и публика соответственно не ищет в его мультфильмах потайных смыслов. Но если всмотреться, понятно, что он работает со штампами и стереотипами, выворачивает наизнанку все привычные образы и представления, остро реагирует на политическую ложь и фальшь благополучного общества. Все то, что составляет суть позитивной американской культуры, служит для него предметом деконструкции — начиная с образа Санта-Клауса («Санта: Фашистские годы») и заканчивая любовью к домашним животным (мини-сериал про пса: «Собака-поводырь», «Собака-сторож», «Хот-дог»). В то же время его атака на штампы не носит системного характера: мультфильмы Плимптона скорее похожи на спонтанные шутки, произносимые вскользь, между делом; на непроизвольную реакцию в адрес ложного пафоса и гламура.
В юмористических протестах Плимптона нет и тени нигилизма. Он скорее романтик, дорожащий чистыми чувствами и подлинными ценностями. И в новом фильме, «Идиоты и ангелы», это особенно заметно. Его главный герой, преступник, садист и насмешник, оказывается в чем-то достоин своих ангельских крыльев — исключительно потому, что он, единственный из всего изображенного в фильме социума, способен принять их, не превращая в источник наживы или славы. Пока добропорядочные окружающие сочиняют, какую пользу можно извлечь из ситуации, этот дразнит пассажиров самолета своей голой попой и всеми способами пытается срубить отростки, которые мешают его привычно злобному и бесшабашному образу жизни.
Впрочем, мораль этой басни тонко завуалирована, и сам Плимптон совсем не стремится учить зрителей. В свои 64 года серьезным он стать не спешит, а потому — и параллельно с «Идиотами и ангелами», и после них — продолжает снимать свои садистские «хот-доги» и прочие разухабистые короткометражки, в которых нет даже намека на какую-либо философию.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897668
- 5. Закоротило 822095
- 6. Не может прожить без ирисок 782242
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471229
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403060
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 357865