Во время церемонии вручения наград режиссер вышел покурить, повздорил с охраной и прямо во фраке загремел в полицейский участок, где и провел всю праздничную ночь.
Самая полная московская ретроспектива польской анимации для детей и взрослых – с конца 1950-х и до наших дней
В культурном центре «Актовый зал» 7—8 марта пройдут Дни польской анимации. Шесть программ мультфильмов (1957—2008) — самая масштабная и подробная ретроспектива польской анимации, которая когда-либо проходила в Москве.Читать!
В их числе «Перекличка» Рышарда Чекалы (1971) — черно-белая лента, рефлексия на тему несвободы. Многие художники в 1970-х, задумываясь о социальных и политических проблемах, предлагали зрителю анимационные философские притчи. В наши дни большинство этих фильмов кажутся примитивными и устаревшими, не более интересными, чем злободневная карикатура в позавчерашней газете. «Перекличка» — редкое исключение. Этот мрачный философский этюд о концлагерной жизни и сегодня производит сильное впечатление.
«Перекличка». Режиссер Рышард Чекала, 1971
Звезду польского кино Збигнева Рыбчиньского знают и ценят во всем мире не только поклонники анимации, его экспериментальные короткометражки можно отнести к игровому жанру. Однако «Оскара» Рыбчиньский получил именно в анимационной номинации — за хулиганскую и очень остроумную работу «Танго». Хулиганом он оказался не только в кино: во время церемонии вручения наград Американской киноакадемии режиссер вышел покурить, повздорил с охраной и прямо во фраке загремел в полицейский участок, где и провел всю праздничную ночь.
«Танго». Режиссер Збигнев Рыбчиньский, 1980
На заре компьютерной анимации неуклюжие люди и герои вызывали серьезную критику, однако Томаш Багиньский нашел адекватное применение новым технологиям и создал фильм, который и сегодня, несмотря на стремительный технический прогресс, кажется умелым, изысканным и оригинальным. Его «Собор» был номинирован на «Оскар».
«Собор». Режиссер Томаш Багиньский, 2002
Хорошие и известные фильмы есть почти у любой страны. Чем Польша действительно знаменита в анимационном мире, так это киноэкспериментами. Искать новые формы здесь начали еще в 1950-х, а к 1970-м выросло уже целое поколение мультипликаторов, для которых «художественный эксперимент» стал естественным способом разговора о мире. В программе «Лабиринт» собраны лучшие работы польских экспериментаторов, начиная с совместных опытов Яна Леницы и Валериана Боровчика и заканчивая депрессивным современным музыкальным клипом «Смерть на пятерых» (режиссер Мариуш Вильчиньский).
Бывает, что эксперименты, даже самые блестящие, завершаются провалом, и новая эстетика заводит режиссера в тупик. Этого не произошло с Ежи Кучей: более удачливого экспериментатора сложно отыскать не только в польской, но и в мировой истории. Сложный художник, снимающий очень непростое кино, он не только сам достиг успеха, но и предопределил развитие польской анимации на многие годы. Учительским влиянием Ежи Кучи отмечены сегодня почти все работы, созданные в Польше в 1990—2000-е годы.
Медитативные фильмы этого режиссера почти всегда балансируют на грани игрового кино и анимации. Большинство картин Ежи Куча создает из натурных кадров, пропуская их через «живые фильтры» (это делается без участия компьютера, и свое ноу-хау автор хранит в секрете). На выходе — пронзительные, медитативные, ассоциативные фильмы, построенные обычно как поток впечатлений, звуков, осколков жизни, нанизывающихся, как бусинки, на нить центральной авторской эмоции.
«Осколки». Режиссер Ежи Куча, 1984
Разумеется, экспериментальное кино существовало в Польше не на первых ролях: все лучшее, как и полагалось в соцстранах, делалось для детей. Результаты этих стараний представлены в двух программах «Сказки и истории» (для детей от пяти лет) и «Приключения людей и вещей» (для детей от восьми лет).
Польская детская анимация заставляет вспомнить о старых советских мультфильмах. Здесь всегда наравне с развлекательностью обнаружится крепкая хорошая история, душевность и мораль — все помнят польские сериалы про собачку Рекса или Болека и Лёлека. В двух программах есть и другие, несерийные короткометражки в том же стиле. Например, фильм «Арбалет», рассказывающий про двух мальчишек, решившихся поиграть в Вильгельма Телля. Хорошо тому, кто держит лук и стрелы, а вот что делать младшему — с яблоком на голове?
«Арбалет». Режиссер Владислав Нехребецкий, 1963
Но в детской анимации, конечно, наиболее привлекательны те работы, которые только притворяются детскими. «Маленький вестерн» напоминает ожившее живописное полотно: яркие масляные краски, крупные мазки, бесконтурный рисунок. В отличие от многих художников, Витольд Герш умеет быть смешным. Его красочные человечки совершают разные выходки и трюки, участвуют в погонях и перестрелках, пока наконец не появляется, словно бог из машины, тюбик с краской, который разрешает всю коллизию — или еще больше ее запутывает.
«Маленький вестерн». Режиссер Витольд Герш, 1960
Читать!
«Цыпочка». Режиссер Михал Соха, 2008
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454347
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345014
- 3. Норильск. Май 1272367
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898722
- 5. Закоротило 823721
- 6. Не может прожить без ирисок 789740
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765233
- 8. ЖП и крепостное право 761513
- 9. Коблы и малолетки 744215
- 10. Затворник. Но пятипалый 477397
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407287
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373833