В жюри будет заседать Иван Максимов – художник, который недолюбливает и «альтернативную», и «экспериментальную», и «актуальную» анимацию.

Оцените материал

Просмотров: 6256

Фестиваль актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM

Мария Терещенко · 10/12/2009
Пусть странно, пусть с нарушением разного рода условностей, но очередной выпуск «Линолеума» все же объявлен – и в его программе есть на что посмотреть

Имена:  Бади Минк · Бастьен Дюбуа · Дон Херцфельдт · Иван Максимов · Сесар Дис Мелендес · Эвельен Лобек

©  LINOLEUM

Фестиваль актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM
Анимационный фестиваль «Линолеум» в этом году припозднился настолько, что из осенне-летнего мероприятия превратился в зимнее: он пройдет в кинотеатре «Ролан» с 11 по 12 декабря. Устроителям этого смотра вообще чуждо постоянство: «Линолеум» каждый год немного сдвигается по времени и претерпевает разные формальные метаморфозы. Даже с названием они никак не могут разобраться: в первом выпуске «Линолеум» был «фестивалем альтернативной анимации», во втором – «экспериментальной», а теперь заинтересовался «актуальной анимацией и медиаискусством».

Изменилось не только название, но и регламент: у «Линолеума» появилась конкурсная программа (более четырех часов короткометражных мультфильмов, объединенных общей темой «Кризис разума»), жюри и призовой фонд. Все это, правда, организовано довольно неожиданным образом. Странно, например, что Россия представлена в конкурсной программе всего одним, причем документальным, фильмом, Словения же – шестью работами, при этом все они сделаны в одном учебном заведении. Или то, что в жюри будет заседать Иван Максимов – художник, который, мягко говоря, недолюбливает и «альтернативную», и «экспериментальную», и «актуальную» анимацию, о чем время от времени весьма декларативно сообщает. Вместе с Максимовым судить конкурс будет неофициальный «хозяин» фестиваля Михаил Царев.  

«Линолеум» вообще любит нарушать «правила игры». Равнодушие к общепринятым образцам вкуса и профессионализма является одновременно и сильной, и слабой стороной мероприятия: они не позволяют «Линолеуму» выглядеть серьезным проектом, но в то же время позволяют выжить даже в очень сложные времена. А этот год был для фестиваля именно очень сложным, поскольку, не поладив с Царевым, с «Линолеума» ушла творческая команда. Новые сотрудники еще три месяца назад, судя по кулуарным разговорам, имели самые общие представления об анимации и весьма расплывчатые (к тому же трудноосуществимые) планы относительно будущего «Линолеума». Сложно было поверить в то, что фестиваль состоится. Однако ву-а-ля: пусть странно, пусть с нарушением разного рода условностей, но очередной выпуск «Линолеума» все же объявлен – и в его программе есть на что посмотреть.

Начать стоит с внеконкурсных показов, среди которых есть и ретроспектива упомянутого уже Ивана Максимова, и два сборника фильмов школы-студии «Шар», и программа австриячки Бади Минк.

Минк не столько аниматор, сколько видеохудожница, которая при создании своих видеополотен совмещает «игровую» и покадровую съемку. Ее фильмы музыкальны, поэтичны, иногда остроумны и насыщены культурными аллюзиями. Они предлагают зрителю мягкий сюрреализм в сочетании с внятной концепцией и стильным дизайном, а потому бывают хорошо приняты как среди любителей традиционного кино, так и среди поклонников визуальных экспериментов. Два года назад «Линолеум» уже показывал фильмы Минк, в том числе одну из ее последних картин – «Бытие и ничто», в которой Минк незамысловатым, но эффектным образом визуализирует музыку.  

«Бытие и ничто». Режиссер Бади Минк


В конкурсной программе обращает на себя внимание французский фильм «Мадагаскар, дневник путешественника» (режиссер Бастьен Дюбуа), один из лучших образов жанра анимационной документалистики. Здесь документальность и художественность сплетены настолько органично, что словосочетание «документальная анимация» уже не кажется оксюмороном.

«Дневник путешественника» – путевые заметки европейца, впервые приехавшего на Мадагаскар. Безголосый рассказчик под ритмичную этническую музыку изображает долгую утомительную дорогу, великолепные пейзажи, убогий быт местного населения и мистические ритуалы. Для каждой из тем автор выбирает свою графическую манеру, переходя от лирических акварелей к жестким карандашным наброскам и от ярких компьютерных заливок – к черным бумажным марионеткам. Фильм уже отмечен на нескольких фестивалях и вошел в шорт-лист премии Cartoon d’Or, которая ежегодно вручается лучшему европейскому анимационному фильму.

«Мадагаскар, дневник путешественника». Режиссер Бастьен Дюбуа


Еще один конкурсант наверняка знаком многим обитателям интернета – это фильм «Ноутбук» голландской студентки  Эвельен Лобек (на «Линолеуме» название ошибочно переведено как «Блокнот»). Как бы иронизируя над бесконечными дискуссиями о вытеснении рукодельной анимации сгенерированным на компьютере изображением, Лобек простым карандашом нарисовала компьютер со всем его содержимым: клавиатурой, гуглом, ютьюбом и проч.

«Ноутбук». Режиссер Эвельен Лобек



Фильм «Не использовать одновременно» (в английском варианте клип называется Take it Easy, то есть «Расслабься») тоже сделан вручную – при этом в редкой технике «сыпучие материалы». Эта первая профессиональная работа испанца Сесара Диса Мелендеса уже объездила многие фестивали, покоряя публику своей эмоциональностью и ярким образным рядом.

«Не использовать одновременно». Режиссер Сесар Дис Мелендес


Список интересных работ можно продолжить изысканным «Джазовым», эстетским «Сном астронома», изобретательно сделанными польскими «Радостями» и простенькой, но искренней словенской работой «О носках и любви».

А завершить перечень нужно, разумеется, российской премьерой новой картины Дона Херцфельдта «Я так горжусь тобой». Культовый персонаж американской независимой анимации, 33-летний Херцфельдт за свою короткую карьеру заработал более сотни призов и повлиял на целое поколение анимационных режиссеров. Его фильмы, исполненные в нарочито примитивном рисунке, брутальны, абсурдны и полны черного юмора.

«Я так горжусь тобой» – это вторая часть трилогии, которую Херцфельдт начал в 2006 году работой «Все будет о-кей». В том 17-минутном фильме зрителям был представлен герой по имени Билл – человечек, составленный из круга, овала и нескольких палочек, у которого однажды утром начинается глубокий экзистенциальный кризис. Окружающий мир, еще недавно примитивный, линейный, населенный простенькими фигурками и предметами, постепенно наполняется сложными фотографическими (и даже цветными) образами. В финале Билл попадает в больницу с нервным срывом и даже чуть не умирает.

Во втором эпизоде Херцфельдт рассказывает о выздоровлении своего героя, осложненном «призраками из непростой семейной истории». Посвященная этому эпизоду статья в «Википедии» утверждает, что знаменитый киновед, историк анимации и руководитель анимационного фестиваля в Оттаве Крис Робинсон назвал новый фильм Херцфельдта гребаным шедевром (fucking masterpiece) и не пошел на вечеринку после просмотра, поскольку хотел побыть в одиночестве и обдумать увиденное.

 

 

 

 

 

Все новости ›