Оцените материал

Просмотров: 66301

Самые необычные мультфильмы

Мария Терещенко · 14/07/2009
Съедобные мультфильмы, игольчатые экраны, вязаное кино и войлочное кино, картины из цветочных лепестков и лопающиеся пузырьки — в обзоре самых экзотических анимационных технологий. Смотрите и не верьте своим глазам

Имена:  Александр Алексеев · Жак Друэн · Карло Вогель · Ким Джинь Мань · Майкл Ланган · Петр Думала · Режина Пессоа · Стефан Флинт Мюллер

Стены домов и пластины из гипса, пуговицы и макароны, кружевные салфетки и чучела насекомых и еще сотни других неожиданных вещей могут стать материалом для создания анимационного кино.

Количество анимационных техник не поддается исчислению: рисунок, куклы, перекладка, 3D-компьютер, живопись маслом по стеклу, сыпучие материалы, рисование по пленке, процарапывание по негативу, пиксиляция, фетровая анимация, войлочное, вязаное и вышитое кино, анимация объектов, бумажная марионетка и силуэт, цейтрафферная анимация, кинестаз, коллаж, пластилин, игольчатый экран… Это самый общий список, включивший в себя лишь основные технические направления, в которых работают анимационные художники. Только за словами «сыпучие материалы» могут скрываться фильмы, сделанные из черного порошка, или картины из кофе, чая, пряностей, бисера, риса и цветочных лепестков, или, наконец, такая работа с песком, при которой он в мокром виде оформляется в кукольные фигуры, а потом, высыхая, рассыпается снова. Это даже не говоря о комбинированных и синтетических методах, когда используется несколько техник сразу или создается странный гибрид между ними — тогда пластилин начинает работать как масляные краски или перекладка благодаря многоуровневому станку становится похожей на объемное кино.

Порой кажется, что за столетие существования анимации художники исчерпали уже все технические вариации, так что сегодняшним режиссерам осталось лишь повторять предшественников да работать с компьютером. Но это не так. Анимационные фестивали по-прежнему удивляют то редкими трудоемкими техниками, то удивительной изобретательностью выбора материалов.


1. НОВАЯ ЖИЗНЬ ИГОЛЬЧАТОГО ЭКРАНА

Одна из самых невероятных техник — игольчатая анимация — была изобретена уже давно, в середине XX века, бывшим нашим соотечественником Александром Алексеевым. Вместе со своей женой Клэр Паркер он сделал доску с тысячами отверстий, в каждое из которых вставил тонкий металлический штырь. Утопленный в доску штырь почти не заметен, поэтому поверхность доски кажется белой. Если же иглу выдвинуть до отказа, она начинает отбрасывать тень, и таким образом получается черный цвет.

Демонстрация современного игольчатого экрана


Отрывок документального фильма об игольчатом экране Алексеева и Паркер


С помощью своих иголок Алексеев создавал зыбкую эфемерную графику и сюрреалистическое кино, экранное действие в котором было похоже на поток сновидческих образов. Его работы «Нос», «Картинки с выставки», «Ночь на Лысой горе» признаны шедеврами анимации.

Нос (Le nez)
Александр Алексеев (части 1 и 2)




Сама же игольчатая техника из-за трудоемкости почти не прижилась и сегодня используется всего одним режиссером — канадцем Жаком Друэном.

Внутренний пейзаж (Mindscape)
Режиссер Жак Друэн



В процессе работы с игольчатым экраном Друэн начал использовать и некоторые новые приемы — так в чисто графический метод Алексеева добавилось сложное освещение и «барельефный» эффект.

Отпечатки (Imprints)
Режиссер Жак Друэн



Неожиданную вариацию на тему «игольчатого экрана» можно увидеть в корейском фильме Bologee story. Вместо сложной замысловатой конструкции молодой корейский режиссер Ким Джинь Мань использовал обыкновенную лапшу и с ее помощью рассказал историю про то, как неприятно быть белой вороной.

В процессе работы с игольчатым экраном Друэн начал использовать и некоторые новые приемы — так в чисто графический метод Алексеева добавилось сложное освещение и «барельефный» эффект.

История Болоджи (Bologee Story)
Режиссер: Ким Джинь Мань (части 1 и 2)





{-page-}
2. ГРАВЮРА ПО ГИПСУ

Если аниматоры ранней эпохи искали способы упростить анимационный производственный процесс, то к концу XX века художники стали ставить перед собой ровно противоположные задачи. Так возникла в анимации техника гравюры по гипсу, изобретенная поляком Петром Думалой. Каждую картинку для своих фильмов Думала прорезает на гипсовых пластинах.

Преступление и наказание (Crimen y castigo)
Режиссер Петр Думала



Сравнительно недавно у Думалы появилась ученица и последовательница — португальская художница Режина Пессоа. Свой дебютный фильм «Ночь» она сделала на гипсе, а во второй, более известной работе, получившей в 2005 году «Кристалл» на фестивале в Аннеси, Режина уже изобрела свой, сложный пятиступенчатый процесс имитации гипсовой гравюры.

Трагичная история со счастливым концом (Une histoire tragique avec fin heureuse, Tragic story with happy ending)
Режиссер Режина Пессоа


3. АНИМАЦИЯ И ИМИТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ

Создание фильмов из бытовых предметов, которые оживают и действуют без человеческой помощи, было модно среди режиссеров уже на заре анимации. В разные времена аниматоры одушевляли обувь, веревочки, спички, пуговицы, куски мяса и кухонную посуду, разыгрывая между ними драмы, трагедии и комедии. Не ушла мода на анимацию объектов и сегодня. На минувшем фестивале в Аннеси приз в студенческой категории получил фильм, сделанный в этой технике (не без помощи компьютера, конечно).

Во имя носка (For sock’s sake)
Режиссер Карло Вогель





Один из самых известных режиссеров, работающих сегодня с оживлением объектов, — независимый американский режиссер PES. Его визитной карточкой стал фильм про любовь двух стульев «Секс на крыше».

Секс на крыше (Roof Sex)
Режиссер PES



Впрочем, сегодня PES сменил анимацию объектов на имитацию оных. Для своих фильмов он теперь все чаще использует кукол, которые изображают бытовые предметы или даже еду.

Игра окончена (Game Over)
Режиссер PES



Еще недавно PES казался неповторимым, но в последние годы у него появилось немало соперников. История про битву японского и американского фастфуда стала одним из фаворитов пользователей ютьюба.

Пищевое сражение (Food Fight)
Режиссер Стефан Нэйдельман



А бельгийские студенты из школы KASK создали странную фантазию о фруктах, используя настоящие фрукты.

Давай скорее (Passe-Vite)
Режиссеры: Бен Ферсхорис, Берт Йомбрехт, Корнел Детайлер




{-page-}
4. ПИКСИЛЯЦИЯ

Одна из самых странных техник — пиксиляция — всегда находила адептов благодаря своей простоте, однако очень редко помогала создавать действительно яркое кино. Покадровая съемка живых актеров чаще использовалась для спецэффектов — в докомпьютерную эру таким образом можно было заставить человека ходить по воздуху и вытворять прочие несусветные вещи.

Сегодня, когда такие фокусы уже не удивляют, режиссеры обращаются к пиксиляции, чтобы создать сюрреалистическое пространство — и иногда получают довольно эффектный результат.

Доксология (Doxology)
Режиссер Майкл Ланган




5. ОЖИВШЕЕ ГРАФФИТИ

Казалось бы, знатоков анимации уже не поразишь ни новой техникой, ни ее трудоемкостью. Однако и сегодня художникам удается создавать «технические» сенсации. Таковой стал в минувшем сезоне фильм Muto. Бессюжетный мультфильм про странное чудище был нарисован на стенах.

Муто (Muto)
Режиссер Blu




6. ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Впрочем, трудоемкость решает далеко не все: иногда достаточно включить фантазию, и не нужно будет ни многолетнего труда, ни высоких технологий, ни изощренного профессионализма. Не только в сети, но и на престижных фестивалях все чаще появляются фильмы, сделанные «за три копейки» аниматорами-любителями. Некоторые из них даже получают заметные призы. Так, в 2004 году высочайшего в анимационном мире приза — «Кристалла Аннеси» — удостоилось полуанимационное кино, создатели которого устроили веселую игру с наружной рекламой, дорожными знаками и прочими элементами городского ландшафта.

Для квадратноголовых галстук-бабочка обязателен (Fliegenpflicht Für Quadrat Köpfe)
Режиссер Стефан Флинт Мюллер
(фрагмент)



Мюллер оказался не одинок, и простеньких, незамысловатых мультфильмов сегодня возникает все больше. Так, в прошлом году англичанин Меткалф сочинил историю про жизнь пузырчатой обертки, которая страдает от неуемного желания людей лопать соблазнительные пузырьки.

Фантазия в пузырьках (Fantaisie in Bubblewrap)
Режиссер Артур Меткалф



А за год до того американцы Рохиташ Рао и Абрахам Спиар сделали анимационный сюжет на тему обложек знаменитых рок-пластинок.

Битва альбомных обложек (Battle of Album Covers)
Режиссеры: Рохиташ Рао, Абрахам Спиар

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • navpevno· 2009-07-15 14:35:05
    Уважаемая Мария,
    небольшая поправка об Алексееве.
    Игольчатый экран он сделал будучи женат на Александре Гриневской.
    Актрисе и художнице. Именно она помогала ему в создании экрана и первого фильма - "Ночь на Лысой горе". Клер Паркер появилась позже, кажется после войны...
    Владимир.
  • masha-tereschenko· 2009-07-22 22:59:56
    Паркер появилась в жизни Алексеева в 1931 году (он действительно в этот момент был еще женат на Гриневской). Тогда же создавался и экран. "Ночь на лысой горе" дтирована 1933-м. В титрах этого фильма написано: "Анимированные гравюры Александра Алексеева и Клэр Паркер". А экран принято называть "Игольчатым экраном Александра Алексеева и Клэр Паркер".
    Что до Гриневской - она, видимо, тоже помогала делать экран. Так же, как и их 8-летняя дочь - Светлана. Но я не думаю, что все эти подробности имеют отношение к данному тексту.
Все новости ›