Приехал поезд, столкнулся с собственной инверсией, потом из него вышла кинозвезда, сделала шаг навстречу мелодраме и упала в объятия другой кинозвезды.

Оцените материал

Просмотров: 31212

Оптические коллажи Петера Черкасски

Мария Кувшинова · 23/03/2011
На сайте Mubi проходит ретроспектива австрийского авангардиста, последовательно отвечающего на вопрос «Что такое кино?»

©  www.tscherkassky.at

Кадр из фильма «Грядущие развлечения»

Кадр из фильма «Грядущие развлечения»

На сайте Mubi началась (и продлится до марта будущего года) ретроспектива Петера Черкасски, австрийского авангардиста, автора короткометражных «оптических коллажей» о природе кинематографа.

Нынешняя ретроспектива Черкасски на главном (или пока только претендующем на этот статус) киноманском сайте планеты — совершенная закономерность, и дело даже не в пресловутой диффузии кинематографа и современного искусства (хотя последний его фильм, «Грядущие развлечения», осенью получил приз венецианских «Горизонтов» — программы, специально переделанной под тех, кто считает нарратив детской болезнью кинематографа).

Дело в том, что предметом художественной рефлексии этого автора становится именно кино, его рациональные и иррациональные составляющие. Короткие фильмы Черкасски в той же степени и с тем же эмоциональным эффектом заменяют труды по киноведению, в какой, скажем, «Бычьи пастухи» Гойи заменяют тома литературы по истории Испании XIX века. Используя уже существующий материал, Черкасски разлагает язык кино на отдельные фонемы, создавая чистые визуальные и звуковые эффекты. Его работы (на Mubi выложено семь из двух десятков) — это кино о кино, концентрат серебра, добытый из чужих кинопленок начиная с самых первых, люмьеровских.

©  www.tscherkassky.at

Кадр из фильма «Прибытие»

Кадр из фильма «Прибытие»

Вошедший в ретроспективу Mubi трехминутный фильм «Прибытие» (1998) одним своим названием воскрешает в памяти и «Прибытие поезда», и то, что в этом поезде приехало: тот самый вид искусства, в котором каждое творческое решение одновременно должно быть и решением техническим. Черкасски использует фрагмент картины Теренса Янга «Майерлинг» (1968) — Катрин Денев встречается на вокзале с Омаром Шарифом. Этот кусок нарратива, за который цепляется наш вечно взыскующий банальностей глаз, предваряют несколько секунд ослепительной белизны.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:1

  • bezumnypiero· 2011-03-26 17:25:01
    +
Все новости ›