Пять кинокритиков о порнофильмах, которые не стыдно посмотреть
Имена:
Курт Макдауэлл · Поль Веккиали · Ричард Керн · Стивен Саядьян · Шэрон Макнайт
Кадр из фильма «Кафе Плоть»
Завтра, 23 февраля, в российский прокат выходит «Стыд» Стива Маккуина, трагедия порнозависимого мужчины средних лет. В порядке подготовки читателей к знакомству с фильмом авторы OPENSPACE.RU вспоминают свои любимые картины в жанре порно.
Татьяна АЛЕШИЧЕВА
«Автобиография блохи» (Autobiography of a Flea). Режиссер Шэрон Макнайт. США, 1976
Кадр из фильма «Автобиография блохи»
Волшебный кунштюк, преодолевающий врожденную монотонность жанра, костюмное порно задранных кринолинов и спущенных панталон. Живущая в складках одежды 14-летней Бель остроумная блоха рассказывает, как согрешившую девочку настиг строгий священник (Пол Томас, сыгравший Петра в фильме «Иисус Христос — суперзвезда») и уволок в альков на перевоспитание. Перевоспитывали всей братией, потом подключился строгий дядюшка, пока грешница не вошла во вкус. Актрисе Джин Дженнингс 19, но она вполне тянет на нимфетку, фарфоровая хрупкость ее тела контрастирует с вульгарно накрашенным лицом, деланная невинность во взгляде по ходу пьесы сменяется плотоядным выражением. В порно есть внутреннее противоречие: предыстория заставляет воображение работать, но показ полового акта выключает фантазию, предъявляя неизбежную данность. Режиссер Шэрон Макнайт по-женски воюет за фантазию: разнообразит сюжет и блюдет драматургию. А комментарии блохи украсили бы любой голливудский ромком.
Читать текст полностью
Илья МИЛЛЕР
«Кафе Плоть» (Cafe Flesh). Режиссер Стивен Саядьян. США, 1983
Кадр из фильма «Кафе Плоть»
«Народ, вы не против, если я глубокую мысль выскажу? Тут ведь все-таки смысл заложен», — ерничает ведущий сюрреалистического порнокабаре, чья голова помещена в клетку, служащую сиденьем для голой девушки. Заметив, что киноавангардисты начала 80-х стали включать в свои картины элементы порно, бывший креативный директор журнала Hustler Стивен Саядьян отважился и впустил в порнографию авангард. Формально «Кафе Плоть» — постапокалиптика: пережившее атомную войну человечество утратило способность заниматься сексом (от прикосновения друг к другу все немедленно блюют). Секс-отрицательным остается только смотреть на то, как несколько оставшихся счастливчиков исполняют половые акты на сцене подпольного кафе в полусвете флуоресцентных ламп, за завесой синего тумана, под аккомпанемент гипнотического саундтрека. «Кафе Плоть» иногда называют самым антисексуальным порнофильмом всех времен — и действительно, трудно представить, что кто-то способен возбудиться при виде молочника в маске с фаллическим носом и с длинным крысиным хвостом, например. Не верит в функциональность своего фильма и сам Саядьян, регулярно показывающий лица в зале — желтушные, безнадежные, с гримасой боли наблюдающие за механическими актами.
Денис РУЗАЕВ
«Раскаты грома» (Thundercrack!). Режиссер Курт Макдауэлл. США, 1975
Кадр из фильма «Раскаты грома»
Главный фильм киноандеграунда Сан-Франциско 70-х: не проходит и пяти минут, а героиня Мэрион Итон уже примеряет парик, выловленный из унитаза со свежим неважно чем. Дальше — больше: четверо мужчин, четыре женщины (включая христианскую фундаменталистку) и самка гориллы трахаются в самых разных сочетаниях и с применением довольно неожиданных предметов («люди приходят и уходят — а огурцы вечны»). Властвующая на экране одержимость беспорядочной еблей (обойдемся без эвфемизмов) не только открывает выход из того кризиса мотиваций, что постиг в 70-х праздношатающихся героев Нового Голливуда, но и оправдывает всю остальную истерическую придурь картины. Глумливая стилизация фильма под готический нуар с обязательным штормом и финальным откровением, завидная кэмп-лихость деталей и общий абсурд происходящего, равно похожий и на эскапады Джона Уотерса, и на страдания режиссера Роб-Грийе, — все это богемное эстетство превращается в отягчающие обстоятельства настоящей сексуальной трансгрессии. Повторно эту высоту американский киноавангард сможет взять только в 80-х совместными усилиями Ричарда Керна, Лидии Ланч и прочих героев Нижнего Ист-Сайда.
Василий КОРЕЦКИЙ
Extra Action. Режиссер Ричард Керн. CША, 2007
Кадр из фильма «Extra Action»
Керн начинал свою карьеру в панк-клубах Манхэттена плечом к плечу с Лидией Ланч, Sonic Youth и прочими интересными представителями blank generation. Его первые киноопыты — смесь зомби-трэша, садомазо-порно и рок-н-ролльного угара, зрелище слишком взрывоопасное, чтобы рекомендовать его ни в чем не повинным людям. После трехлетнего перерыва на лечение от наркозависимости (терапия заключалась в том, что Ричард аккомпанировал на гитаре Джи Джи Аллину) Керн вернулся в мир большого эротического искусства, сохранив, впрочем, все замашки панк-рокера. Extra Action — это фильм-бонус, который прилагался к фотоальбому Керна, выпущенному издательством Taschen. Можно предположить, что фильм раскрывает кухню фотографа — но нет, видеокамера в руках автора еще более отдаляет зрителя от объектов вожделения. Керну удается избежать всех ловушек как «мягкого», так и «жесткого» жанра. Его модели, девушки-простушки из соседнего подъезда, одновременно и некрасивы, и непорочны. Их странная привлекательность — заслуга исключительно режиссера-оператора, ухитряющегося придать этим заурядным телам какую-то невозможную в реальной жизни недосказанность. Кажется, что они могут предложить тебе что-то такое, о чем ты уже и сам забыл. И это мучительно ускользающее, смутное воспоминание о когда-то якобы утерянном кажется откровеннее любой самой оголтелой порнографии. Отдельный плюс фильма — музыка Тёрстона Мура из Sonic Youth.
Борис НЕЛЕПО
«Не меняй руку» (Change pas de main). Режиссер Поль Веккиали. Франция, 1974
Кадр из фильма «Не меняй руку»
Преуспевающая женщина-политик получает пленку, на которой засняты сексуальные утехи ее сына. Она нанимает девушку-детектива, чтобы найти шантажистов… Страстные усачи, сластолюбивые фемины в масках, переодетые мужчины, бисексуальные игры, переходящие в оргии музыкальные выступления в закрытых ночных клубах — лишь малая часть того, что вошло в этот остроумный фильм. После снятых на чистом энтузиазме, без выплаты гонораров, «Женщин, женщин» Поль Веккиали позвал всю съемочную группу и актеров в это кино, считающееся первой французской порнографией, которая демонстрировалась в кинотеатрах. Помимо привычной актерской семьи студии «Диагональ» в одной из ролей занята известная французская порноактриса Клодин Беккари (о ней снят любопытный документальный фильм Exhibition). Несмотря на обилие снятых{-tsr-} крупным планом гениталий, «Не меняй руку» (в названии, как полагается, заложена игра слов — слышится в нем «не меняй завтра») производит впечатление наивного и целомудренного фильма — возможно, благодаря трогательному аккордеону на звуковой дорожке. В первую очередь это детектив в духе Чандлера, только очень вычурный — так мог бы снимать хардкор Жак Риветт. И к тому же это прекрасный фотографический отпечаток атмосферы Франции середины семидесятых, возможно — лучшего периода во французском кинематографе.
http://f5.ru/starikkozlodoev/post/208367