Оцените материал

Просмотров: 29106

Николай Хомерики: «Хочется снимать кино про то, чего не знаешь»

12/05/2009
Накануне отъезда в Канн режиссер встретился с корреспондентом OPENSPACE.RU ОЛЬГОЙ ГАЛИЦКОЙ

Имена:  Николай Хомерики

©  ИТАР-ТАСС

Режиссер Николай Хомерики во время съемок фильма «Сказка про темноту»

Режиссер Николай Хомерики во время съемок фильма «Сказка про темноту»

На открывающемся 13 мая Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» будет показан фильм Хомерики «Сказка про темноту».
Когда вместе со сценаристом Александром Родионовым ты начинал работу над «Сказкой про темноту», как ты формулировал сам для себя, что это за история, о чем она?

— Фильм про женщину. Ну и про все остальное, конечно, что ее окружает. Начали с нескольких эпизодов, потом стало складываться все вокруг нее, нашей героини.

Что ты собирался рассказать о женщинах?

— Хочется всегда снимать кино про то, чего не знаешь. Про женщин я не мог понять, что они вообще такое, да в общем-то и сейчас мало что узнал. В них много чувственного, непонятного, интересного. Сначала мы много разговаривали об этом с исполнительницей главной роли Алисой Хазановой. Когда появился Саша Родионов, мы тоже очень много общались, писали, меняли написанное. Наконец возник сценарий, но когда начались съемки, то началась жизнь, и картина под ее воздействием стала меняться. Саша очень удивился, увидев готовый фильм.

©  Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Профессия, которую вы со сценаристом дали своей героине, была определена сразу? Это важно, что она милиционер?

— У нас не про милицию фильм, а про человека. Был вариант, что она экскурсовод, потом мы думали, что она воспитательница в детском саду. Прежде всего нам было важно, что наша Геля работает с детьми. Потом Саша Родионов придумал, что она из милиции, и это показалось мне самым верным решением.

Профессия накладывает отпечаток на человека, на особенности его поведения. Пришлось, наверное, изучать специфику милицейской службы?

— А как же. Три недели Алиса провела с сотрудницами детского отделения милиции, ходила с ними на рейды, наблюдала, как они ведут себя, общаются, во что одеты. У них работа тяжелая, они компенсируют это тем, что очень элегантно одеваются. Обязательно каблуки, косметика, маникюр.

©  Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Алису Хазанову ты снимал в своем короткометражном дебюте «Вдвоем», включенном в программу Каннского фестиваля «Синефондасьон» в 2005 году. Потом — в фильме «977», который тоже был показан в Каннах. Сейчас вы с Алисой едете в Канны со «Сказкой про темноту», где у нее главная роль. Ты сразу понял, что это твоя актриса?

— Нет, не сразу, все шло постепенно. Когда мы познакомились и выяснили в разговоре, что она хотела бы попробовать себя в кино, я придумал для нее эпизод в фильме «Вдвоем». В «977» я решил дать ей роль чуть больше, а теперь вот и главную. Я ее люблю за то, что она такая… тонкая, это не сыграешь, не изобразишь. Просто она такая.

Почему Владивосток был выбран местом действия?

— Я уже много раз отвечал на этот вопрос, но сейчас отвечу по-другому. Обычно я говорю, что мне нужен был порт, что мне во сне приснился этот город. А в принципе из-за того, что Владивосток особенный, в нем присутствует некий сюрреализм — тот, который мне необходим был для картины. Океан, сопки, солнце, немыслимая красота и рядом — обшарпанные дома; озабоченные люди, которые там живут; их очень трудная жизнь. Все это существенная часть нашего фильма.

©  Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

А ты сам человек московский?

— Я считаю себя провинциалом. В Москву приехал в 14 лет, когда личность уже сформировалась. Я жил в разных городах, в основном в Краснодарском крае. В Сочи, в Новороссийске, в Абхазии — в Гудауте; потом приехал в Москву. Называю себя провинциалом, хотел бы себя таким считать.

Почему?

— Так мне нравится. Потому что помню, что, когда оказался в Москве, больше всего хотел покататься на эскалаторе.{-page-}

Одного из мужчин, с которыми сталкивается героиня фильма, играет очень известный во Владивостоке человек — Александр Долуда, исполнительный директор Международного кинофестиваля «Пасифик меридиан». Он и в жизни очень колоритный персонаж, художественная личность, но в кино не снимался. Почему ты его пригласил?

— Спонтанно получилось. В нем есть то, что мне нужно было для этой роли. Когда он говорит: «Я поэт по профессии, котик, а по службе — предприниматель» — хрен бы кто еще так это сказал.

В твоем фильме есть еще одна примечательная личность из Владивостока — жена губернатора края Лариса Белоброва в роли учительницы танцев.

— Ларису я тоже очень люблю. Она прекрасный человек, актриса замечательная. Заслуженная артистка России. Она, несмотря на то что жена губернатора, очень стеснялась сниматься, говорила: «Коля, может, не надо…» А я отвечал : «Надо, я именно вас хочу снимать». Мне в кино изначально важны не профессиональные исполнители, а люди хорошие, глаза их очень важны. В принципе, у меня документальное кино, несмотря на то что написан сценарий и участвуют актеры. Правда поведения, выражения глаз — это больше, чем игра.

©  Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Есть несколько очень известных фильмов, где герои, как и у тебя, чтобы преодолеть свои внутренние проблемы, приходят на уроки танцев. «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром — ремейк японского фильма, «Беззаботная» Майка Ли. Тебя не волновало, что это уже было в кино, что могут возникнуть параллели со знакомыми картинами?

— Нет, совсем не волновало. Да я и кино-то уже лет пять совсем не смотрю. Книжки не читаю. В музеи не хожу. Неинтересно. Мне только жизнь интересна по-настоящему.

И газеты не читаешь, интернет?

— Интернет и газеты читаю, потому что это относится к жизни.

Ты после Высших режиссерских курсов продолжил учебу во французской киношколе La Fémis, работал на съемочной площадке у Лео Каракса, Алена Роб-Грийе, Клэр Дени, Филиппа Гарреля. Чему ты у них научился?

— Очень многому. Самое главное — я усвоил для себя, что такое работа с актерами. Понял, что надо их обязательно любить, надо ловить момент. Чтобы поймать нужный момент, надо его создать. Обычно режиссеры делают все для того, чтобы артисты напряглись, а я стараюсь сделать так, чтобы они расслабились и ничего специально не играли.

Премьера фильма «Сказка на ночь» состоится на Каннском кинофестивале. Как ты думаешь, будет ли отличаться восприятие картины там от реакции будущих зрителей здесь?

— Думаю, будет. Потому что в фильме очень много диалогов, которые непереводимы. Но общечеловеческая история будет понятна всюду. Хотелось бы, чтобы никто не воспринимал фильм как нечто провокационное. То, что героиня в погонах, лексика ненормативная — это не ради провокации. Я снял фильм про любовь. Он для тех людей, про которых я снимал. Мне бы хотелось, чтобы у него была самая широкая аудитория, хотя понимаю, что это невозможно по ряду причин. Из-за нашей ситуации в прокате в первую очередь.

©  Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

А не хотелось обойтись без нормативной лексики, чтобы не тревожить и не возмущать нашу аудиторию?

— Хотелось, но не получилось. Я даже снимал дубли без лексики этой самой. Выходило хуже, поэтому оставили как в жизни.

Что бы ты сказал о своем фильме одной фразой, которой можно привлечь самых разных зрителей?

— Ну, что-то самое простое. Женщина-милиционер ищет мужчину.

Посмотреть всю галерею

Еще интервью с нашими режиссерами:
Павел Лунгин: «Наши политики уверены, что они всегда будут с палачами, а не с жертвами», 23.04.2009
Владимир Мирзоев: «Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны», 15.04.2009
Борис Хлебников: «Мне очень хочется снять "Остров сокровищ"», 10.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • eminail· 2009-07-24 22:12:57
    Интересный фильм. Смотрел его на ММКФ.
  • Игорь Дей· 2012-07-12 11:42:58
    Всё что говорится , пишется, декламируется, переживается, демонстрируется в кинофильмах, в спектаклях ит.д. и т. п. Есть вчерашний день, поиск, борьба, страдания переходного периода, не более. Надо набраться терпения, трудолюбия и завершить переход из состояния Животного в Состояние Человеческое, иначе ВСЁ ЭТО лишь крокодильи слёзы в болоте современности. Я, периодически прогуливаюсь в БУДУЩЕМ, которое давно должно бы быть СОВРЕМЕННОСТЬЮ, но из-за Нашей тупости, незрячести, глухоты, в прямом смысле, торчим или крутимся на месте (бег на месте) и жалобно стонем на судьбу или бьём кого ни попадя от отчаяния. НАС ждёт НОВОЕ Искусство, НОВАЯ Цивилизация отличающаяся, как РАЙ и АД. Мы уже не животные, но ещё не люди. Отсюда все беды. Полумерами (обращение к Я, к совести, кнут, пряник) ничего не исправить. Новой улице нужна новая метла. http://www.Liveinternet.ru/users/igor53/blog/
Все новости ›