Оцените материал

Просмотров: 19862

Владимир Мирзоев: «Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны»

Елена Кутловская · 15/04/2009
Известный театральный режиссер, снимающий свой третий фильм, поговорил об этом и не только об этом с ЕЛЕНОЙ КУТЛОВСКОЙ — корреспондентом OPENSPACE.RU

Имена:  Владимир Мирзоев

©  Евгений Гурко

Владимир Мирзоев: «Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны»
— Владимир Владимирович, что за фильм вы сейчас снимаете? Когда состоится премьера?

— Фильм уже давно готов, но в связи с тем, что экономика накрывается медным тазом, многие продюсерские и прокатные компании корректируют свои планы. Поэтому в прокат мы выйдем только в середине июня. Сценарий был написан по знаменитому в литературном сообществе роману Игоря Сахновского «Человек, который знал все» (короткий список «Русского Букера», короткий список «Большой книги», премия фантастов «Бронзовая улитка»). Оператор Сергей Мачильский, художник-постановщик Юрий Карасик, художник по костюмам Анна Бартули, музыка Second Hand Band. В главных ролях: Екатерина Гусева, Егор Бероев, Максим Суханов, Андрей Ташков… Фильм называется так же: «Человек, который знал все».

Жанр лучше всего определить лапидарно, как это делается в каталогах: фантастика-драма-криминал. Сюжет пересказывать не буду. Если интересно забежать вперед, отсылаю к роману. Стилистически это безупречная проза. Традиция, полагаю, набоковская. Во всяком случае, режиссера этот текст обязывает, заставляет думать об адекватном перевоплощении.

Трейлер фильма «Человек, который знал все»


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


— Какой самый сложный процесс в киносъемках — достать деньги, правильно их потратить, создать интересную картинку, выстроить работу с актером, может быть, монтаж?

(Тяжелый вздох.) На этом этапе мне труднее всего находить деньги. Особенно когда речь идет о небанальном сценарии, от которого у типичного продюсера сразу мозги встают раком. Эстетика в отечестве стремительно деградирует вместе с этикой. Эта взаимосвязь фатальна, хотя не всегда очевидна… Конечно, съемки — очень стрессовый момент. Именно «момент», потому что время резко меняет свои характеристики: месяц сжимается в неделю. Но я люблю этот стресс, этот адреналин в крови. Мне нравится, что приходится много импровизировать на площадке: долгие репетиции убивают в актерах сырую энергию безусловной жизни, которую так любит камера. Постпродакшн — совсем иная история. На актерском озвучании я, как правило, клюю носом. Не то чтобы это была смертельная скука, но постоянно повторяющиеся реплики меня усыпляют. Видимо, это род гипноза.

©  Евгений Гурко

Владимир Мирзоев: «Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны»
— Театральные режиссеры почему-то очень любят снимать кино. Патрис Шеро, Ингмар Бергман... У нас — Вырыпаев, Серебренников, вот и Владимир Мирзоев. Чем бы вы это объяснили — избытком творческой энергии, амбициозностью, а может быть, глубокой и неодолимой тягой к дилетантизму?

— Самое страшное, что может случиться с нами в профессии, — это незаметный переход в автоматический режим. Когда, накопив определенную сумму приемов, начинаешь их варьировать. Субъективно это выглядит как борьба с энтропией: ты думаешь, что экономишь психическую энергию для каких-то более важных целей. На самом деле это пустой звук, распад, переход от творчества к ремеслу… Для театрального режиссера, врастающего в микросоциум, привыкающего к определенному пространству и ограниченному набору лиц, обновление языка становится одной из главных стратегических задач. Кино имеет некоторое (внешнее) сходство с театром, но это совсем другое искусство. Это как футбол и баскетбол: две команды играют в мяч, попадают в сетку... Кстати, дилетантом в искусстве можно оставаться всю жизнь: если у человека нет дара свыше, а он упорствует, донимая окружающих своим «творчеством», — значит, он вечный дилетант. Вспомните, сколько шедевров сняли дебютанты. Недавний пример — «Возвращение» Андрея Звягинцева.{-page-}

— Вы были одним из инициаторов письма деятелей культуры президенту Медведеву с просьбой о помиловании Светланы Бахминой. В итоге — полный провал, просьба не услышана... Или вы считаете иначе, письмо имело некие позитивные итоги?

— Я бы не сказал, что результат был нулевым. Все-таки Светлана и маленькая Анна находятся не в зоне в Мордовии, а в охраняемой клинике под Москвой. Они регулярно общаются со своей семьей — это уже большой успех нашей гуманитарной акции. Сам факт, что очередное решение по условно-досрочному освобождению будут принимать другие люди в столичном Преображенском суде, тоже обнадеживает. Провинциальные судьи, не дождавшись звонка из Москвы, боятся пальцем пошевелить.

— Как вы относитесь к шумной кампании вокруг выборов нового президента Союза кинематографистов? Что и кто вызывает в вас некие положительные эмоции во всем этом скандале?

— Не могу сказать, что я сильно включаюсь в эту историю: советские учреждения, на мой взгляд, исчерпали себя, как и вообще советско-имперский менталитет. Все это прошлогодний снег. Радует одно: люди не хотят, чтобы ими манипулировали, обращались с ними как с холопами. Русская бюрократия (наши «неодворяне», по самоопределению товарища Грызлова) запятнала себя такими чудовищными преступлениями, что им бы тихо сидеть да молитвенник листать, а они всё обществом управлять рвутся, боятся «самодеятельности» интеллектуалов, рабочих, студентов. Пока не оставят людей в покое, не дадут им жить на своей земле своим умом, так и будем ходить по кругу и путаться в трех соснах.

©  Евгений Гурко

Владимир Мирзоев: «Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны»
— Ваше мнение: какой кинематограф будет в ближайшие 2—3 года наиболее востребован в России и на Западе?

— Потребности европейской и американской публики становятся все более дифференцированными, поскольку усложняется само общество. Российский социум, наоборот, упрощается, делается более примитивным. Прежние, советские институты отмирают — новые не создаются. Нет специализации на ТВ: канал «Культура» при всей моей любви к нему не тянет на нишу для интеллектуалов. Лучшие отечественные фильмы выходят в прокат двумя-тремя копиями, если вообще выходят. Прокатчики отвадили от кинотеатров интеллигенцию и вообще зрелую аудиторию… Поэтому этот вопрос применительно к нашим палестинам нужно уточнить: востребован кем? Если говорить о потребностях бюрократии, то здесь, к сожалению, все понятно. Мифотворчество, манипуляция, «ура, мы ломим, гнутся шведы», постимперские фантомные боли. Молодежь проглотит все, что ей подсунут как модное и клёвое, — любое дерьмо в яркой обертке. А собственно публика продолжит экспериментировать, вылавливая из океана пиратских DVD хорошие и разные фильмы всех времен и народов. То есть в нашем случае рынок отсутствует — лучшие не выигрывают… Думаю, сейчас в России появился очередной шанс поработать с киноязыком, снимая недорогие, но авангардные по эстетике картины.

— Почему постсоветское культурное пространство, и кинопространство в частности, так сузилось и сморщилось по сравнению с тем, что происходит в последние годы в западной культуре?

— Политики превратили Россию в маргинальную страну. Посмотрите, как безнадежно провинциально наше телевидение. Как никчемны потуги «догнать и перегнать» Америку в области кино. И дело не в бюджетах. Это связано с деградацией смыслов. Нельзя безнаказанно лгать, воровать, развязывать войны, даже «пятидневные». Уровень цивилизации напрямую зависит от того, что происходит у людей в голове.

Еще в разделе «Интервью»:
Михаил Ямпольский: «Кино всегда больше, чем просто кино…», 06.04.2009
Александр Гордон: «Это все какая-то гниль, абсолютная», 01.04.2009
Борис Хлебников: «Мне очень хочется снять "Остров сокровищ"», 10.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • mariko· 2009-04-16 11:29:18
    спасибо
  • bus· 2009-04-17 18:31:23
    Кино Мирзоева не видел, но мысли - верные.
Все новости ›