Просмотров: 23393
Джонатан Розенбаум: «У кино есть будущее как у коллективного опыта – но уже не в кинотеатре»
Страницы:
— Мы помним, что Жан Кокто определял кино как коллективный сон. Но долго ли еще это определение будет справедливо — если забыть про «Аватар», люди чаще смотрят фильмы в одиночку, на компьютере или в домашних кинотеатрах?
— Да, это так, что-то действительно ушло. Но есть еще одна вещь, о которой мы забываем, — киноклубы, в большом количестве возникающие во всем мире. Они появляются в разных местах и при разных обстоятельствах, и совсем не обязательно в кинотеатрах. Но проблема в том, что влияние индустрии стало настолько всепроникающим, что все эти инициативы в основном происходят неофициально. Клубы не зарегистрированы, но это не значит, что их не существует. Доминирование индустрии в том числе привело к тому, что зритель, который раньше был универсален, теперь в основном превратился в мальчика-подростка. Хотя я действительно думаю, что у кинематографа есть будущее как у коллективного опыта — но, скорее всего, уже не в кинотеатре.
— Часто такая активность означает еще и незаконные, пиратские просмотры.
— Да, и я абсолютно за. Слишком многие вещи являются законными только для того, чтобы помогать богатым людям стать еще богаче. В то же время и в рамках индустрии можно подстроиться под изменения: например, устраивать ретроспективы в киноклубах и продавать DVD, подобно тому как музыканты продают свои диски на концертах, в клубах. Главное, что создает затруднение международному обмену, — разные типы копирайта, разные территории. Но правда также и в том, что этот обмен начался именно благодаря DVD — находясь в любой точке мира, ты можешь узнать что-то об истории кино. Раньше было по-другому. По иронии в том числе и из-за этого влияние культуры сейчас ослабевает именно в больших городах.
— Каково место кинокритика в этой новой системе?
— Я думаю, что его задача — содействовать возникающей дискуссии. Что и происходит. Критик вклинивается в дискуссию, направляя ее, содействуя ей.
— А кто этот критик будущего? Он ездит на фестивали, как вы, например, или смотрит всё дома?
— Я думаю, что в интернете формируется новая форма коллективности. Что важно — международная, ограниченная только языком. Я думаю, что критик в своей деятельности в основном должен ориентироваться на эту аудиторию. Она выходит за рамки одного города или одной страны. Что мне нравится в моем собственном сайте, это то, что на него ходят люди более чем из ста тридцати стран.
— Изменилось также, если так можно сказать, расписание просмотров. Теперь дискуссия о фильмах в основном не привязана к дате их релиза в кинотеатре.
— И это тоже правда,
и это тоже хорошо. Предыдущая модель базировалась на том, что все одновременно идут смотреть один и тот же фильм. Просто выбора другого не было. Разумеется, наличие выбора все усложняет. Из-за этого профессия кинокритика становится особенно важной — он становится человеком, который помогает принимать решения.
Продолжение разговора о новых формах коллективного восприятия кино — в ближайшие дни.
— Да, это так, что-то действительно ушло. Но есть еще одна вещь, о которой мы забываем, — киноклубы, в большом количестве возникающие во всем мире. Они появляются в разных местах и при разных обстоятельствах, и совсем не обязательно в кинотеатрах. Но проблема в том, что влияние индустрии стало настолько всепроникающим, что все эти инициативы в основном происходят неофициально. Клубы не зарегистрированы, но это не значит, что их не существует. Доминирование индустрии в том числе привело к тому, что зритель, который раньше был универсален, теперь в основном превратился в мальчика-подростка. Хотя я действительно думаю, что у кинематографа есть будущее как у коллективного опыта — но, скорее всего, уже не в кинотеатре.
— Часто такая активность означает еще и незаконные, пиратские просмотры.
— Да, и я абсолютно за. Слишком многие вещи являются законными только для того, чтобы помогать богатым людям стать еще богаче. В то же время и в рамках индустрии можно подстроиться под изменения: например, устраивать ретроспективы в киноклубах и продавать DVD, подобно тому как музыканты продают свои диски на концертах, в клубах. Главное, что создает затруднение международному обмену, — разные типы копирайта, разные территории. Но правда также и в том, что этот обмен начался именно благодаря DVD — находясь в любой точке мира, ты можешь узнать что-то об истории кино. Раньше было по-другому. По иронии в том числе и из-за этого влияние культуры сейчас ослабевает именно в больших городах.
— Каково место кинокритика в этой новой системе?
— Я думаю, что его задача — содействовать возникающей дискуссии. Что и происходит. Критик вклинивается в дискуссию, направляя ее, содействуя ей.
— А кто этот критик будущего? Он ездит на фестивали, как вы, например, или смотрит всё дома?
— Я думаю, что в интернете формируется новая форма коллективности. Что важно — международная, ограниченная только языком. Я думаю, что критик в своей деятельности в основном должен ориентироваться на эту аудиторию. Она выходит за рамки одного города или одной страны. Что мне нравится в моем собственном сайте, это то, что на него ходят люди более чем из ста тридцати стран.
— Изменилось также, если так можно сказать, расписание просмотров. Теперь дискуссия о фильмах в основном не привязана к дате их релиза в кинотеатре.
— И это тоже правда,
Читать!
Продолжение разговора о новых формах коллективного восприятия кино — в ближайшие дни.
Страницы:
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451870
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343452
- 3. Норильск. Май 1268848
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897735
- 5. Закоротило 822219
- 6. Не может прожить без ирисок 782797
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759676
- 8. Коблы и малолетки 741108
- 9. Затворник. Но пятипалый 471810
- 10. ЖП и крепостное право 407997
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403333
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370709