Фильм Лорана Канте не зря получил «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском фестивале. «Класс» — история не о школьниках, а о судьбах старушки Европы
© Кино Без Границ
Совершенно непонятно почему, но от экрана просто невозможно оторваться. Казалось бы, ничего особенного в кадре не происходит: никаких там вселенских катастроф или душераздирающих мелодрам. Просто небольшой класс в парижской средней школе, окна выходят на крошечный зацементированный двор, в окна шпарит солнце, хочется гулять, а на доске спряжения глаголов, притяжательные местоимения — и запомнить все это решительно невозможно, тем более что в классе не найдется и полудюжины европейских лиц. Арабы, африканцы, китайцы, вьетнамцы — совершенно невообразимый сплав национальностей. И этим ребятам из бедных эмигрантских семей учитель французского языка Франсуа пытается объяснить правила применения условного наклонения. «Да кому они нужны, эти буржуйские наклонения?!» — возмущается толстушка с невозмутимым лицом отпетой хулиганки. И правда, кому? Но Франсуа не сдается. Лестью, руганью, подначками он пытается внедрить в головы своих подопечных все богатство своего родного языка, великого, могучего и опасного. Насколько опасного, Франсуа узнает ближе к финалу.
Читать текст полностью
© Кино Без Границ
Учителя Франсуа играет Франсуа Бегодо — кинокритик и журналист, некоторое время проработавший в средней школе на окраине Парижа. Опыт оказался экстремальным: покончив со школой, Бегодо написал о ней книжку, и та разошлась как горячие пирожки. Режиссер Лоран Канте решил ее экранизировать и пригласил автора на главную роль. Учеников Франсуа сыграли его ученики. «Класс» сработан в модной технике смешения документа и вымысла: реальные эпизоды разыгрываются их реальными участниками, эмоции зашкаливают, все выглядит настолько правдоподобно, что просто пугает. Интрига проста: учитель пытается выстроить отношения с великовозрастными учениками, но в один прекрасный момент нарывается на конфликт, и ему грозит увольнение. Однако дело тут совсем не в интриге.
© Кино Без Границ
«Класс» перенасыщен деталями — они говорят так много, что фильм хочется пересматривать несколько раз. Каждый — не актер, конечно, скорее участник фильма, — тянет за собой свою биографию; историю семьи; национальные традиции; свои словечки, привычки, ужимки. Парень из Мали страдает, что его команда проиграла в африканском чемпионате по футболу, а парень из Туниса над ним смеется. Китайский мальчик получает пятерки по математике, но его в любой момент могут выслать из страны, потому что его мать незаконная иммигрантка. Класс, в котором преподает Франсуа, — миниатюрная модель глобального мира. Проблема в том, что этому глобальному миру совершенно не нужны ни тонкости французского языка, ни все достижения французской культуры. Тут можно было бы поставить точку. Но Франсуа, словно Дон Кихот, сражается с мельницами чужого невежества и делает это так азартно, что мы начинаем верить в его успех.
© Кино Без Границ
На первый взгляд, конечно, школа, где он работает, выглядит чудовищно. Казарменного типа здание, низкие потолки, везде цемент и немаркая масляная краска. Уныние присутственного места, духота и теснота. Канте намеренно не выпускает свою камеру за пределы школы, от этого клаустрофобия становится просто удушающей. Вся территория школы огорожена стеной и выглядит как тюрьма для малолетних преступников.
© Кино Без Границ
Именно на начинающих бандитов и похожи «ребятишки», которых Франсуа пытается научить спряжениям и наклонениям. Хамоватые, развязные, они перебивают учителя, матерятся, галдят как оглашенные, бездельничают, ни черта не смыслят и очень собой гордятся. Какие там условные наклонения! При этом все права на их стороне: максимум, что грозит этим 15-летним балбесам, — перевод в другую школу, к другому такому же бедолаге.
© Кино Без Границ
Судьба новой Европы, в которой будут жить эти ребята, вызывает вопросы. Но Канте вовсе не гонится за простыми ответами. Он не склонен потакать национальной гордости своих соотечественников. Герои его «Класса» сложнее и интереснее, чем штампованные представления о тупых иммигрантах. Это живые люди — со своими проблемами и историями. Они умеют меняться, они даже умудряются кое-чему научиться и преподносят сюрпризы — и своему учителю, и нам. Когда главная хулиганка, попортившая Франсуа немало крови, рассказывает, что прочитала «Государство» Платона, хочется надеяться, что старушка Европа протянет еще немного. Ведь именно эти разноцветные и разноязычные дети — ее будущее.
Посмотреть всю галерею
Еще по теме «Французское кино»:
Борис Нелепо. Серж Бозон и его «Франция», 28.10.2008
Борис Нелепо. Кто такой Филипп Гранрийе?, 19.08.2008