Оцените материал

Просмотров: 68299

Новый фильм Балабанова

Виктория Никифорова · 14/11/2008
Журналистам показали самый ожидаемый русский фильм года — «Морфий» Алексея Балабанова. Он оказался очень похожим на «Адмирала»

Имена:  Алексей Балабанов

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова


Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


Нервных и беременных зрителей нужно сразу предупредить насчет фирменных балабановских аттракционов. В «Морфии» их три: ампутация ноги крупным планом, обнаженная Ингеборга Дапкунайте и собственно сам морфий, который герой Леонида Бичевина колет себе едва ли не каждые пять минут. Ну есть еще кое-какие малоприятные мелочи: в начале — голый труп, присоседившись к которому мирно попыхивают папиросками доктор и фельдшер, в конце — обожженные с ног до головы люди (вообще, интересно было бы знать, сколько килограммов грима ушло на живописное изображение ран и ожогов), несколько приступов рвоты у героя, крупный план трахеотомии (это когда у ребенка при дифтерии разрезают горло и вставляют туда трубку). Но по балабановским меркам, учитывая любовь автора «Груза 200» к расчлененке, это вещи совершенно невинные.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова
Запланированного эффекта все эти страсти-мордасти не производят. Чем больше крови, тем веселее — на нервной почве, наверное, — смеется зритель. Самый прекрасный момент пресс-показа обеспечил безвестный остряк в кинозале. Герой фильма только что отпилил девушке ногу (разорванные мышцы, раздробленные кости, чистый срез ляжки — все это, разумеется, на крупном плане, так что брызги крови и крошки кости едва ли не в лицо летят с экрана). Фельдшер робким голосом спрашивает врача: «Может, вторую ногу не будем?» Сочный бас из зала: «Давайте не будем!» Хохот после этой реплики не умолкал минут пять.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова
Если же несколько самых шокирующих кадров убрать — а выглядят они чисто декоративно и смысловой нагрузки не несут, — то «Морфий» окажется вполне традиционным кино про красивую дореволюционную жизнь. Доктор Поляков (Леонид Бичевин) приезжает в деревню пользовать местное население. Крестьяне колоритны и красивы, особенно прекрасна та самая девушка, которой доктор отпилил ногу. Фельдшерица (Ингеборга Дапкунайте) очаровательна и аккуратна. Доктор, разумеется, заводит с ней страстный роман, а интрижку попроще ведет с декадентской красоткой (Катарина Радивоевич). В кабинете у доктора — дубовый стол, щедро украшенный резьбой; сотни томов в библиотеке, зеленая лампа. И не важно, соответствует ли эта роскошь реальной жизни реальных деревенских докторов. Главное ведь, чтобы в кадре все было поизячней и покрасивше. Это пренебрежение к исторической правде тоже роднит «Морфий» с «Адмиралом». У Кравчука вешатель-Колчак — добряк и умница, благороднейшей души человек. У Балабанова — герой в 1917 году слушает «В бананово-лимонном Сингапуре», хотя Вертинский сочинит его только в 1931-м.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова

Красивую жизнь Кравчук, автор коммерческого блокбастера, и Балабанов, автор высокоинтеллектуального артхауса, понимают, как ни странно, примерно одинаково. Нет, в «Морфии», конечно, больше декадентщины, рокового, так сказать, излома. Но в целом все это — гимназистки в белых платьях; дамы, утянутые в корсеты; завитушки в стиле ар-нуво; дым из пахитосок и бескрайние русские пейзажи — естественно выстраивается в типовой видеоряд нового русского фильма из старой русской жизни. Страшно сказать, но я легко представляю, как разрезать «Морфий» на части, ампутировать несколько скандальных сцен, чтобы получился прекрасный высокорейтинговый телесериал про трудную жизнь молодого врача в деревенской глуши. «ДокторЪ Живаго-2», так сказать.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова

По смешному совпадению титры «Морфия», стилизованные под титры немого кино, написаны в дореволюционной орфографии, так что от еров просто не продохнуть: «Первый уколъ», «Второй уколъ», и так до бесконечности. Жаль, в прокате «Морфий» не получил названия «Первый уколъ». Тогда его афиша отлично смотрелась бы рядом с афишей фильма «Адмиралъ».

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова

Так же как и «Адмиралъ», «Морфий» демонстрирует «пещерный», как сказал бы Денис Горелов, антикоммунизм. Крестьяне, пускающие красного петуха в поместье, однозначно звери и варвары. Авторы (сценарий был написан Бодровым-младшим) специально придумали этот эпизод, напрочь отсутствующий в булгаковских «Записках юного врача», а заодно сочинили и почтенного помещика с семейством, которых обгоревшими привозят к доктору Полякову.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова

Вообще, с Булгаковым в «Морфии» обошлись достаточно строго. Истории двух врачей — морфиниста Полякова и его однокурсника доктора Бомгарда — объединены в одну. Главный герой «Записок» — человек самоотверженный и честный — превратился в неврастеника-наркомана, который перед ответственной операцией колет себе морфий и умудряется украсть из аптечки столько наркотика, что, когда в больницу привозят обгоревшего помещика с дочкой, им уже колоть нечего.


Самое же странное добавление к булгаковской повести — это образ фельдшера Горенбурга, еврея и члена РСДРП, который, по мысли режиссера, и устраивает революцию в тишайшей уездной глуши. Никаких особых злодейств он в кадре не совершает, но выглядит настолько неприятно (классическая карикатура из черносотенских листков столетней давности), что герой в финале его отправляет на тот свет, не забыв перед этим выкрикнуть: «Поубиваю, жидовские рожи!» Вот уж от этого добавления Булгаков, в «Записках» которого один из симпатичнейших героев, врач, собственноручно убивает петлюровца, пытающего «жидов и коммунистов», — точно бы в гробу перевернулся.

©  Наше Кино

Новый фильм Балабанова

Да и вообще как-то некрасиво эта история с Горенбургом выглядит. Неприлично. «Адмиралъ» куда политкорректней будет — и я в этом случае на стороне «Адмирала». Даже странно было смотреть, как коллеги сразу после пресс-показа ринулись голосовать за «Морфий», чтобы выдать ему свою критическую премию «Белый слон» — вдогонку к «Грузу 200».


Особенно неприятен неприкрытый антисемитизм «Морфия» рядом с оголтелым антиамериканизмом «Чужих» Юрия Грымова. Вот же мода пошла — наезжать на все нетитульные нации. Кто следующий? Грузины?


Еще по теме:
Виктория Никифорова. Госзаказ на образ врага
Виктория Никифорова. «Адмиралъ»
Юрий Гладильщиков. О киношоке

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • ann· 2008-11-15 18:39:32
    Удивительно: люди, на одном пресс-показе видят совершенно разное. Я смотрела другое кино, ничего традиционно дореволюционно красивого. Наоборот, все безысходно, шокирующе жутко. К слову, события разворачиваются в бурном 1917-м. Кинокритикесса, по-моему, явно нуждается в ампутации шаблонов, под которые подгоняет все увиденное. Если Грымов отличился антиамериканизмом, значит, Балабанова нужно обозвать антисемитом. Анитипатия к Горенбургу - ваша личная проблема, дамочка.Аль не знаете, что большинство организаторов русской революции были евреями? А мысль приравнять "Морфий" к "Адмиралу", похоже, возникла в голове автора еще до того, как она увидела фильм.
    Кстати, беззвестный остряк в кинозале звался Леонидом Павлючиком, имя которого хорошо знакомо всем интересующимся кинокритикой.
  • kashin· 2008-11-15 23:30:58
    О Боже.
  • Mr_E· 2008-11-16 01:14:04
    Нет, вряд ли Павлючик: Павлючик сидел справа от меня, а голос раздался с того же ряда, но слева. Где-то рядом с Кириллом Разлоговым :)
  • nady· 2008-11-16 11:37:30
    судя по речам ВИКТОРИИ НЕКИФОРОВОЙ, возникает впечатление разрушенного человека. Я не удивлюсь если увижу её тупые глаза, те самые, что осмелились увидить этот фильм а затем так высокохудожественно нам о нём рассказать. ПРоблема людей в том, что люди эти видят в фильмах Балобанова только примитивные картинки ввиде труппов, разрезанной кожи, крови. Но мозг видать совсем уже не может воспринимать нечто другое, что действитльно доносит до нас этот кинорежиссёр. Не думаю что Алексею важно показать рванные раны и убийства. Быть может следует посмотреть на это со стороны не своего птичьего полёта.
  • golosova· 2008-11-16 12:44:21
    так и непонятно, чем же "Морфий" так похож на "Адмиралъ", кроме ятей в некольких (!) подзагланых титрах.
    отвратительно написано, уж простите.
  • vica· 2008-11-16 22:27:27
    О, как на коллег морфий-то действует.
  • vica· 2008-11-16 22:27:43
    О, как на коллег морфий-то действует. Все под кайфом
  • Max_Ostry· 2008-11-17 14:02:26
    ох, вот уж не ожидал такого формального текста на OpenSpace. Адмирал - это ж вообще не кино. Балабанов и антисемитизм - тема вообще очень старая, и уже давно вроде бы понятно, что Балабанов-художник намеренно не отделяет себя от зрителя. То есть снимает эту дистанцию. И в таком случае антисемитизм Балабанова - это отражение того, что объективно существует в нашем обществе. Нечего на зеркало пенять, в общем-то.
  • sv· 2008-11-17 15:07:51
    vica
    Тут правильно заметили, антесиметизм реальность жизни. А анти американизм и антигрузинизм, реальность политика, разные вещи.
    ИМХО, шокировать там действительно нечем, да и возможно ли в наше время ЭТИМ шокировать, в любам зомби фильме этой кровищи море. Не думаю что было какое то желание шокировать.
    Судя по множеству интервью, Балбанов сниманет свое и освоем, в этом его сила и слабость. Ибо кто как понял того и шашки.
    Даже морфий как мне кажется не более чем метафора. ВОт например отчего доктор начал употреблять, ну не от страха же, не от одиночества, нет от уютных мещанских интерьеров...
  • Mr_E· 2008-11-17 19:43:11
    @ vica:

    ну, почему же под кайфом. просто Балабанов снял хороший, "качественный" фильм. конечно, неприятны проявления ксенофобии и антисемитизма, но главный персонаж-то у Балабанова отнюдь не положительный, это не Брат. в любом случае, сравнения с "Адмиралом" Балабанов не "заслужил", это как-то слишком - тем более, что "Морфий" не претендует на то, чтобы быть "историческим фильмом". да и морфий - метафора, как Вы справедливо заметили
  • Viesel· 2008-11-22 03:13:41
    Вообще-то несколько педалированный интерес Булгакова к еврейской теме - не такая уж тайна для тех, кто внимательно его читал. И речь тут совсем не о Иешуа Га-Ноцри.
  • Giovanna· 2008-11-22 11:36:16
    Морфий не смотрела. Но на мой взгляд Балабанов не адекватен. Потому что для того что бы показать на сколько зыбки границы морали - совсем не обязательно показывать изнасилование школьницы или ампутацию ноги. А если общество и люди настолько отупели, что до них можно достучаться только таким видеорядом - то это бесполезно. Потому что они это будт воспримать только как развлечение, но не как глас вопиющего в пустыне.
    В его фильмах почти всегда этот дешевый эпатаж. Всегда вспоминается реплика из старого фильма о Репине, когда к нему приходит заказчик и просит: " Только голеньких побольше". Вот и Балабанов голеньких не жалеет. Гнилое время и кино такое.
  • kk· 2008-11-24 23:09:18
    Я так понимаю, что вот вы все идете на пресс-показ и так этот "пресс" на вас давит, что вы потом ходите и какаете друг другу в комментах. Виктория, рецензия очень плохая (плохо сделана), но коллеги Ваши еще хуже. Тяжелая работа, сочувствую.
  • Iren· 2008-11-26 23:46:44
    Ага, а на премьере, после ампутации ноги деревенской бабе, женщине вызывали скорую.Отлично, а главное сочно!!!Балабанов - фрик полный!!!А цензуры нет, категорию этому фильму шлепнуть надо!!!
  • ya_evam_veda· 2008-11-29 21:23:01
    Сравнение с Адмиралом и вправду надуманное.
    НО! согласна в том, что Балабанов с Булгаковым не то, чтобы строго обошелся - скорее некрасиво. понимаю, что это была не экранизация, а "по мотивам". но, тем не менее, балабановский антисемитизм ужо порядком раздражает..
  • n_maksimow· 2008-12-01 15:49:48
    Что там пресс-показ, мы люди простые, нам смешно очень вообще. Вот корень знакомый в слове трахеотомия нашли. Просто в уха ха ха.
    Последния сцена в фильме отражает плачевное положение вещей очень хорошо, на мой взгляд.
  • bus· 2008-12-06 12:58:36
    Спасибо автору статьи. Я не мазохист, и смотреть сей фильм не пойду. Всё понял. Балабанов в своем репертуаре. Мне хватило финальной комической сцены с двухнедельным трупом в "Грузе 200", который почему-то, судя по поведению персонажей, не вонял. Смеялся до слез. Не понимаю любви критиков к Балабанову, к его злобному, на грани патологии, смехотворному "творчеству". Автор статьи права - если у Балабанова ампутировать шокирующие сцены, то получится нечто совершенно пустое и бездарное. Так произошло с каким-то его предыдущим фильмом про архитекторов, которые снимают квартиру. Там еще Михалков кого-то изображает. Ни сюжета, ни "саспенса", ни, даже, страшно сказать, мелодрамы. Мы живем, господа, в век голых королей, не забывайте.
  • cotichec· 2009-01-10 21:28:11
    Фильм "Морфий", безусловно, слаб. И не только тем, что он похож или не похож на "Адмирал", и не антисемитизмом Балабанова. Все знают, что у Балабанова нет и не может быть настоящего кино. Все это второй эшелон. И зачем же интеллигентным людям по этому поводу копья ломать?!
    Да и Булгаков - совсем не классик русской литературы (никакой восторг подростков перед "Мастером и Маргаритой" его классиком не сделает.
    Но рецензия и в самом деле поверхностная и слишком какая-то нервная что-ли...
    Светлана, учительница из Сибири
  • Dimych1974· 2009-01-13 00:50:16
    Нужно запретить этот ужасный черносотенный фильм,а Балобанова привлечь по 282 статье.За разжигание.Евреи спасли Россию от проклятого царизма,а теперь и коммунизма,а этот антисемит их смеет карикатурно показывать.Что-то русское быдло не так ярко выражено в этом фашистском фильме!Браво Виктория!Вот бы вас в министерство культуры!!Фашизм не пройдет!
Все новости ›