Ретропривет из 1960-х: гангстеры в плащах грабят поезда с золотом, а Даниэль Отой до смешного похож на майора Томина
Гангстер старой школы Гю Минда бежит из тюрьмы и обнаруживает, что парижский преступный мир измельчал. Полицейские и воры не желают жить «по понятиям». От громких имен остались захудалые кликухи вроде «Кривоногого Франсиса», «Жана-нотариуса», «Седрика-таракана». Гю идет на свое последнее дело и срывает в Марселе неплохой куш. Но дело не в деньгах, грабеж — это только ширма. Главное для Гю и играющего его Даниэля Отоя — верность традициям старинного воровского мира, память о налетчиках и «медвежатниках» прежних времен, которых так незабываемо играли Жан Габен и Лино Вентура. У Гю есть друг и возлюбленная, но его настоящий союзник сидит во Дворце правосудия на набережной Орфевр.Кругленький комиссар полиции принадлежит к той же исчезающей породе профессионалов, что и Гю. Вдвоем, хотя и по разные стороны баррикад, гангстер и инспектор сыграют в игру по старым добрым правилам и доведут ее до самого конца.
Крепкий, настоявшийся годами гнев заслуженного бандита и тусклый зрачок его кольта упрямо и обреченно сопротивляются новым временам. Так же обреченно выглядит этот громоздкий, неповоротливый фильм, чем-то похожий на подбитый флагманский крейсер. Тонет, но не сдается.
Ален Корно, конечно, снял не просто еще одну картину в стиле noir. Его фильм сродни сентиментальной попытке вдохнуть новую жизнь в исчерпавший себя жанр, напомнить новому поколению зрителей о существовавших некогда принципах и о людях принципов. «Второе дыхание» — ремейк одноименного канонического фильма истинного гения «нуара» — Жана-Пьера Мельвиля, самурайским стилем которого бредили современники и все еще очарованы потомки. Литературная основа принадлежит Хосе Джованни, бывшему преступнику и тюремному сидельцу, перед которым благоговели Жан Кокто и прочие идолы литературного Парижа. Но в новой версии назвать безупречным выбор актеров трудно. Даниэль Отой весьма мил, но ни силой Габена, ни харизмой Вентуры, сыгравшего эту роль в оригинале, он не обладает. Перезрелая Моника Беллуччи выглядит бледной и беспокойной копией Жанны Моро, у которой действительно не было возраста ни в двадцать, ни в шестьдесят.
Хотя в остальном Корно справился отменно. Он снимает именно старый фильм, а не ретростилизацию. Разворот машины в кадре занимает столько времени, сколько уходит у современных космических кораблей, чтобы слетать к звездам и обратно. Грузный монтаж, свинцовая непогода, скупая мужская выразительность реплик и жестов, — Корно не отступает от классического понимания гангстерского фильма ни в мелочах, ни по сути. Его фильм живет в ритме и по правилам, которые когда-то работали в кино и по которым тосковал не только славный гангстер Минда, но и многочисленные последователи и интерпретаторы жанра от Жака Беккера и Годара до Роберта Энрико и Жоржа Лотнера с его «Профессионалом».
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451748
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343378
- 3. Норильск. Май 1268622
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897686
- 5. Закоротило 822136
- 6. Не может прожить без ирисок 782279
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758964
- 8. Коблы и малолетки 740914
- 9. Затворник. Но пятипалый 471326
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403118
- 11. ЖП и крепостное право 385839
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370503