Оцените материал

Просмотров: 4891

Беллуччи и Отой во «Втором дыхании»

Вероника Хлебникова · 15/05/2008
Ретропривет из 1960-х: гангстеры в плащах грабят поезда с золотом, а Даниэль Отой до смешного похож на майора Томина

©  Централ Партнершип

Беллуччи и Отой во «Втором дыхании»
Гангстер старой школы Гю Минда бежит из тюрьмы и обнаруживает, что парижский преступный мир измельчал. Полицейские и воры не желают жить «по понятиям». От громких имен остались захудалые кликухи вроде «Кривоногого Франсиса», «Жана-нотариуса», «Седрика-таракана». Гю идет на свое последнее дело и срывает в Марселе неплохой куш. Но дело не в деньгах, грабеж — это только ширма. Главное для Гю и играющего его Даниэля Отоя — верность традициям старинного воровского мира, память о налетчиках и «медвежатниках» прежних времен, которых так незабываемо играли Жан Габен и Лино Вентура. У Гю есть друг и возлюбленная, но его настоящий союзник сидит во Дворце правосудия на набережной Орфевр.

Кругленький комиссар полиции принадлежит к той же исчезающей породе профессионалов, что и Гю. Вдвоем, хотя и по разные стороны баррикад, гангстер и инспектор сыграют в игру по старым добрым правилам и доведут ее до самого конца.

Крепкий, настоявшийся годами гнев заслуженного бандита и тусклый зрачок его кольта упрямо и обреченно сопротивляются новым временам. Так же обреченно выглядит этот громоздкий, неповоротливый фильм, чем-то похожий на подбитый флагманский крейсер. Тонет, но не сдается.

Ален Корно, конечно, снял не просто еще одну картину в стиле noir. Его фильм сродни сентиментальной попытке вдохнуть новую жизнь в исчерпавший себя жанр, напомнить новому поколению зрителей о существовавших некогда принципах и о людях принципов. «Второе дыхание» — ремейк одноименного канонического фильма истинного гения «нуара» — Жана-Пьера Мельвиля, самурайским стилем которого бредили современники и все еще очарованы потомки. Литературная основа принадлежит Хосе Джованни, бывшему преступнику и тюремному сидельцу, перед которым благоговели Жан Кокто и прочие идолы литературного Парижа. Но в новой версии назвать безупречным выбор актеров трудно. Даниэль Отой весьма мил, но ни силой Габена, ни харизмой Вентуры, сыгравшего эту роль в оригинале, он не обладает. Перезрелая Моника Беллуччи выглядит бледной и беспокойной копией Жанны Моро, у которой действительно не было возраста ни в двадцать, ни в шестьдесят.

Хотя в остальном Корно справился отменно. Он снимает именно старый фильм, а не ретростилизацию. Разворот машины в кадре занимает столько времени, сколько уходит у современных космических кораблей, чтобы слетать к звездам и обратно. Грузный монтаж, свинцовая непогода, скупая мужская выразительность реплик и жестов, — Корно не отступает от классического понимания гангстерского фильма ни в мелочах, ни по сути. Его фильм живет в ритме и по правилам, которые когда-то работали в кино и по которым тосковал не только славный гангстер Минда, но и многочисленные последователи и интерпретаторы жанра от Жака Беккера и Годара до Роберта Энрико и Жоржа Лотнера с его «Профессионалом».

 

 

 

 

 

Все новости ›