Исполнительница роли хорошей плохой матери в фильме «Жить» – о народной песне, Валерии Гай Германике и поясе Богородицы
Во вторник на «Кинотавре» показали новый фильм Василия Сигарева « Жить»; он пока главный фаворит конкурсной программы (показ другого потенциального хита —Читать!
— Вы играете в театре и кино, поете, ездите по стране, но при этом ваше имя не очень известно. Это ваша первая главная роль?
— Да, первая в полном метре. До этого я играла главную роль в короткометражке «Сватовство» Ани Фенченко. Что касается театра, я считаю очень важным для себя весь блок спектаклей Владимира Мирзоева: «Голуби», «Тот этот свет», «Двенадцатая ночь» и т.д., люблю их все. Но единственную главную роль у него я сыграла в спектакле «Семеро святых из деревни Брюхо». До сих пор жалею, что он больше не играется. Я вообще долгое время называла себя мирзоевской актрисой. Сейчас я уже так не говорю, хотя Володя, безусловно, режиссер моего направления. Закончив ГИТИС, я искала такого человека, как Мирзоев, и когда посмотрела «Хлестакова», поняла, что это мой режиссер. А он искал поющую актрису, так мы совпали.
— Пением вы всегда занимались?
— Да, пела всю жизнь, с детства. А фольклором я начала заниматься с 1986 года, после того как съездила в экспедицию. В театре, где я тогда работала, был студент консерватории, который позвал меня и познакомил с моим будущим мужем Сергеем Старостиным, руководившим экспедицией. После этой поездки началась моя новая звуковая жизнь. Она изменила мое положение в театре, мою жизненную и творческую позицию, я открыла для себя совершенно новые возможности самовыражения. Потому что, когда ты исполняешь очень старую песню, в тебе и вокруг тебя открывается какое-то другое пространство, происходит как будто подключение к архетипам. В настоящей народной песне есть что-то такое, не знаю, как назвать… мудрость.
Сейчас это очень большая часть моей жизни: этника, фольклор, популяризация в хорошем смысле этого слова традиционной песни. Чем я и занимаюсь через театр и кино. Много концертирую, раньше сольно, а сейчас со Старостиным и нашей дочкой — это наш семейный музыкальный проект.
Я вообще всем очень советую: если есть хоть малейшая возможность петь, то надо попробовать, открыть в себе эти шлюзы. Это очень оздоравливает, дает чувство прикосновения к чему-то вечному. Раньше я пела авторскую песню, бренькала на гитаре — с тех пор я вообще гитару в руки не беру. И под фортепьяно не пою. Если есть музыканты, хорошо играющие на гармошке, балалайке или, как Сережа, на каких-нибудь гуслях и на рожке, — тогда да. Но предпочитаю петь акапельно.
— Ваши поездки по стране дают вам что-то для понимания современной жизни?
— Да, я считаю, что, живя только в Москве и не видя России-матушки, сложно составить впечатление о жизни. Самые глубокие человеческие открытия и потрясения у меня связаны с жизнью деревни, глубинки. Хотя я москвичка и родилась в Москве, но мне посчастливилось благодаря этим экспедициями открыть целый пласт народной культуры. Я познакомилась с такими талантами — они теперь как камертон для меня в смысле одаренности и подлинности. Тут я очень требовательна к людям, меня на мякине не проведешь. И могу сказать — у нас страна, богатейшая на таланты. Я бы всем пожелала поездить и посмотреть Россию.
— А как же известное мнение, что за МКАД начинается ад?
— Кому-то и в Москве ад. Это всегдашняя претензия моего мужа: почему многие творческие люди выбирают только мрачные стороны жизни? Почему не видят талантливых, красивых людей, того позитива, который есть на периферии? Я отчасти с ним согласна. Хотелось бы, чтобы об этих людях тоже снимали кино. Но существует и другая сторона. В фильме Сигарева истории не вымышленные, Вася не придумывает их, просто его тема — это трагедия. Я ему верю, и ему верят зрители. Он сразу признался, что это его документальная история, которая тревожит его с детства. Это его жизнь, то больное, с чем он хочет через свое творчество справиться. В конце концов, тема смерти, необходимость расстаться с любимым человеком — вечная и существует для всех, как ни отворачивайся. Каждый человек должен уметь, как это было в традиции, проводить близкого, предать его тело земле и перейти уже на духовное, молитвенное общение с ним. Это вопрос веры.
Я считаю, что в нашем мире невозможно прожить атеистом. Чудеса происходят каждый день, Господь постоянно дает о себе знать. Не видеть всего этого могут только ограниченные или очень закрытые люди.
— А что вы думаете об очередях к поясу Богородицы? Это искренние, верующие люди?
— Я никого не осуждаю, особенно если это им помогает. Я со многими разговаривала, кто там стоял, это люди, которые живут с реальным ощущением чуда. Каждому дается по вере.
— Хорошо, а вы могли бы сравнить двух наших молодых режиссеров, с которыми работали, — Василия Сигарева и Валерию Гай Германику? В чем они сходны и в чем различаются?
Читать!
Но для Васи мне хотелось бы, чтобы он тоже имел в жизни и радость, и утешение. Такой он все-таки тоже мятущийся. Фильм его очень цельный, очень мощный. А самому Васе мне бы так хотелось… какой-то благодатности. Нет — милости Божьей. Да, милости, лучше не скажешь.
Ссылки
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444819
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268438
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897652
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781940
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758515
- 8. Коблы и малолетки 740793
- 9. Затворник. Но пятипалый 471015
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402932
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370360
- 12. ЖП и крепостное право 345037