Взросление у Долана показано как последовательное отсечение возможностей.

Оцените материал

Просмотров: 38224

Ксавье Долан: человек-стробоскоп

Мария Кувшинова · 24/05/2012
Канадский режиссер снял «Титаник» для поколения, выросшего в социальных сетях

Имена:  Ксавье Долан · Мельвиль Пупо

©  Getty Images / Fotobank

Ксавье Долан

Ксавье Долан

В «Особом взгляде», второй официальной программе Каннского фестиваля, показали новый фильм канадского режиссера Ксавье Долана Laurence Anyways (по окончании просмотра название можно перевести как «В любом случае — Лоренс»).


Каждое соприкосновение с Доланом — с ним самим или с его фильмами — вызывает восхищение не без оттенка ужаса: пугает то, чего ты не можешь объяснить, а Долан необъясним. Он снял первый фильм — «Я убил свою маму» — в двадцать лет. «Лоренс» — его третья работа; возраст, гендер и любовь показаны здесь с точки зрения, которой просто не может быть у человека двадцати трех лет.

В день тридцатипятилетия университетский преподаватель Лоренс (Мельвиль Пупо) признается своей девушке, что всегда был трансвеститом и больше не может существовать в постороннем теле. Девушка проходит все стадии от отрицания до приятия, но в итоге покидает человека, с которым не построить типовой семьи. Стартовав из одной точки (начало отношений мы увидим в финале), оба движутся в противоположных направлениях: он — к свободе, поиску, дискомфорту, пустоте; она — к пустоте, определенности, закрепощению и уюту. Они продолжают любить друг друга все эти годы; очевидно, что эта любовь не имеет ничего общего с оболочкой, которой является пол. Гораздо более серьезным препятствием оказывается возраст; взросление у Долана показано как последовательное отсечение возможностей, как череда жизненных выборов, которые нельзя отменить. Если в тридцать ты думаешь о том, не поменять ли пол и не устроить ли жизнь по новой, то в сорок — оказываешься в кресле отеля в женском парике и платье, а за окном начинается осень.

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма Laurence Anyways

Кадр из фильма Laurence Anyways

Действие фильма происходит в конце 80-х — начале 90-х; Долан, который тогда только появился на свет, воссоздает радостную обстановку ожидания апокалипсиса, очевидными предвестниками которого были свитера с поролоновыми плечиками и платья в крупный горох. Но это не просто упоительная стилизация: как и все их современники, герои фильма живут на сломе эпох и систем. Они — очевидцы последнего общемирового пароксизма надежды (интересно, что о 1980-х как об эпохе наивной веры в прогресс говорят и создатели чилийского фильма «Нет» из «Двухнедельника режиссеров»). И личный проект Лоренса (который то ли хочет, то ли не хочет поменять пол) — производная этого всеобщего оживления.

Долан движется от личной, локальной истории (его первый фильм «Я убил свою маму» рассказывал о взаимоотношениях подростка-гея с недалекой матерью) к более универсальным нарративам, но важно не только то, что он рассказывает, — интересно, как именно он это делает.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • keypalm· 2012-05-24 20:09:20
    Лоренс это не по-французски. Лоранс, разумеется.
  • Omari Zverkov· 2012-05-24 20:21:16
    "Bang Bang" в "Воображаемых любовях" звучит в исполнении не Синатры, а Далиды, на французском языке. Так что нестрашно.
  • Omari Zverkov· 2012-05-24 20:24:13
    Или на итальянском, помню только, что Далида.
Читать все комментарии ›
Все новости ›