Имя вулкана – Леос Каракс.

Оцените материал

Просмотров: 33849

Божественные моторы Кубрика и Каракса

Мария Кувшинова · 23/05/2012
В конкурсе показали фильм, который заменяет все предыдущие

Имена:  Катерина Голубева · Леос Каракс · Родни Ашер · Стэнли Кубрик

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма «Божественные моторы»

Кадр из фильма «Божественные моторы»

Первую неделю участники Каннского фестиваля провели под дождем, на пепелище кинематографа, обсуждая, какая из конкурсных головешек горит ярче, — и вот у них за спиной внезапно проснулся вулкан.

Имя вулкана — Леос Каракс; свой предыдущий полнометражный фильм он снял тринадцать лет назад. В прологе конкурсных «Божественных моторов» сам режиссер открывает дверь в заполненный публикой кинозал ключом, в который превратился один из его пальцев.

Из дома выходит человек (Дени Лаван) в рубашке с запонками, садится в лимузин, ассистентка (она же водитель) сообщает, что сегодня будет девять встреч. Его зовут Оскар (как кинопремию и как самого Каракса — при рождении Александра Оскара Дюпона). Пассажир включает лампочки на зеркале и начинает гримироваться: сегодня ему предстоит стать убийцей, умирающим стариком, Человеком-пауком, биомеханической тварью, месье Говном (персонаж из караксовской новеллы альманаха «Токио!» — там месье Говно жил в канализации и питался цветами, здесь — сразу отправляется на кладбище, где еды для него предостаточно).

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма «Божественные моторы»

Кадр из фильма «Божественные моторы»

У каждого из лавановских перевоплощений — самостоятельный сюжет (а чаще — его отсутствие), и пересказывать их бессмысленно: происходящее на экране настолько непредсказуемо (и часто комично), что узнавать об этом лучше не с чужих слов.

Персонаж Лавана — актер, который ищет роль во вселенной, где уже не существует кинематографа. «Красота в глазах смотрящего», — говорит внезапно оказавшийся в лимузине Мишель Пикколи (самый последний из последних могикан). «Что, если смотрящего больше нет?» — спрашивает Оскар.

Кино — это единственное искусство, в котором материальное (железо, бюджеты, декорации, грим) неотделимо от нематериального — от того, что с точки зрения физики является просто лучом света, но становится чем-то иным, достигая экрана. Кино создано по образу и подобию человека — у него есть тело и душа, и если тело умерло, обратившись в пиксели («Камеры стали меньше моей головы», — жалуется Оскар), то столетняя эта душа абсолютно бессмертна.

«Божественные моторы» — путешествие в подсознание мыслящего океана, которого больше нет. Смотреть этот фильм значит одновременно смотреть сотни фильмов, от Кубрика до «Человека-паука», от Марко Феррери до «Годзиллы», вспоминая, угадывая цитаты и самоцитаты (может быть, даже там, где их нет вовсе).

Но это не интеллектуальное построение. Фильм Каракса — тренажер для чувств, снабженный божественным мотором: во время просмотра он задействует такие эмоциональные мышцы, о существовании которых вряд ли догадываются даже люди с большим зрительским опытом.

И это, конечно же, картина о любви и смерти (смерть ведь тоже сон, как и кино). «Божественные моторы» посвящены памяти Катерины Голубевой; голубь (символ смерти и в конкурсном фильме Михаэля Ханеке) врезается в лобовое стекло лимузина, и Оскар просит ассистентку: «Шеф, давай за ним». И смеется.

©  65th Cannes Film Festival

Кадр из фильма «Комната 237»

Кадр из фильма «Комната 237»

На этом можно было бы закончить, перенеся другие фильмы в следующий обзор, если бы к Караксу не нашлась рифма на полях фестиваля — в «Двухнедельнике режиссеров». «Комната 237» Родни Ашера — деконструкция «Сияния» Стэнли Кубрика, режиссера, который часто вспоминался во время просмотра «Божественных моторов». Вдумчивая дешифровка Каракса еще впереди, вольная экранизация Стивена Кинга исследована досконально — с интересными и неожиданными выводами.

Первое. Кубрик достиг совершенства в «Барри Линдоне», после этого ему было скучно снимать кино. «Сияние» — произведение совершенно другого ряда. Оно гораздо больше, чем разочаровавший первых рецензентов хоррор.

Второе. В картине нет ни одной случайной детали — включая надписи на консервах в кладовке с продовольствием. В одной и той же сцене декорации могут незаметно меняться: за спиной у Джека Николсона исчезает стул; узор ковра, на котором сидит мальчик, реверсируется. Все это сделано не случайно, а как минимум для создания жутковатой атмосферы.

Третье. Красный «фольксваген», на котором Джек с семьей ехал в романе Кинга, у Кубрика попадает под колеса фуры — Ашер считает это прямым указанием на то, что режиссер плевал на первоисточник и на самом деле не собирался ставить фильм по книге. Он фальсифицирует экранизацию, чтобы рассказать о чем-то своем.

Четвертое. Посланий, по мнению Ашера, как минимум два: Кубрик зашифровал в «Сиянии» свою рефлексию по поводу Холокоста и признание в том, что действительно принимал участие в проекте «Аполлон», подделывая знаменитую лунную хронику.

Аргументы автора «Комнаты 237» порой убедительны, порой отдают легким безумием. Поражает другое. Кубрик снял фильм в 1980 году, когда видеомагнитофоны только-только появились и культуры домашнего просмотра кино не существовало. Лотман и Цивьян в «Диалоге с экраном» (1994) сетуют на то, что произведения кинематографического искусства можно увидеть лишь в короткие сроки проката, большая часть наследия недоступна простому зрителю. Прошло, как говорится, двадцать лет... Зрителю предстояло увидеть «Сияние» в кинотеатре — один, два, максимум три раза; заметить все детали в такой ситуации невозможно. Кубрик создавал свою головоломку, не рассчитывая на то, что ее будут разгадывать. Или по-другому: он создал произведение, для правильного прочтения которого человечеству понадобилось еще несколько лет технического прогресса. Иногда, чтобы сдвинуться с места, нужен по-настоящему божественный мотор. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • tommy· 2012-05-23 14:14:52
    Полнейший треш и дерьмо.
    Не сравнивайте эту блевотину с Кубриком.
  • Nahuj Pohuj· 2012-05-23 14:25:54
    ребят, хватит. хватит...
  • Alex Tutkin· 2012-05-23 19:37:29
    Мария, замечательная статья! Спасибо.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Aleks Tarn· 2012-05-23 20:29:47
    Мария, дай Вам Бог здоровья. Вы и Давыдова придаете этому ресурсу блеск, который не не могут залепить тонны скучной жвачки прочих недотеп.
  • olegzhuk7897· 2012-05-28 01:12:58
    Не то что ни веточки - ни листика с веточки. Обычно так и бывает с фильмами, которые для критиков затмевают всё остальное. А жюри проявило завидную независимость. Ну и конечно, под руководством Моретти не преминуло отдать Гран-при итальянскому фильму. Всё логично.
  • Татьяна Хо· 2012-06-23 07:22:10
    «Красота в глазах смотрящего». Треш и все остальное - тоже в глядящих глазах. Кино - как проекция себя. А Каракс особенный. Хорошо, что вернулся!
Все новости ›