Что делать панку, если он честно пытался жить быстро, но умереть молодым не получилось?

Оцените материал

Просмотров: 38332

Beat Film Festival 2012

Егор Галенко · 22/05/2012
Неловкие паузы, ритмы, рифмы, хуй-хуй и еще одно слово на «П» на фестивале музыкального кино в Москве

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Знакомиться с людьми просто»

Кадр из фильма «Знакомиться с людьми просто»

Пока наши коллеги в Каннах смотрят Ханеке и Ульриха Зайдля, мы в Москве будем ходить на Beat Film Festival — меломанский кинофестиваль, который стартует завтра, 23 мая, в «Формуле Кино Горизонт» (позже фестиваль переедет в Санкт-Петербург и Екатеринбург). Что нельзя пропустить на BFF? Выбирает и советует ЕГОР ГАЛЕНКО.


«Знакомиться с людьми просто» (Meeting People Is Easy). Режиссер Грант Ги
Единственный документальный фильм о Radiohead и единственный в своем роде фильм, где наглядно показано, какая это смертельная тоска — быть главной рок-группой на планете Земля. После выхода «OK Computer» Том Йорк с компанией поехали в промо-тур в поддержку диска, с ними — режиссер Грант Ги, который снимал все подряд: как пожеванные и нечесаные музыканты слоняются из гримерки в гримерку, засыпают между интервью, понуро глядят в иллюминаторы, по сотне раз записывают приветственные джинглы для радио и видеообращения к посетителям премии NME, постоянно пытаются закрыть лицо руками, говоря на камеру. Звучат обрывки диалогов с журналистами: около десяти раз разные голоса повторяют фразу «Что для вас музыка?», одна молодая японка с акцентом читает по бумажке, а другой, англичанин, спрашивает: «Какой самый дебильный вопрос вам задавали?»; кадр обрывается. Часто слов не разобрать, и часто непонятно, где происходит действие — чуть не полфильма Ги показывает автострады и виды из окна машины или поезда.

Во второй половине фильма Йорк пытается рассказать о ключевых идеях Radiohead, о том, как монструозна пресса, постоянно создающая героев из ничего и пугающая обывателя, как несправедливо всемирное разделение труда, как глупо быть селебрити и подчиняться законам шоу-биза. Рассказывает, впрочем, недолго, задумываясь на полуслове.

Добрая половина песен, звучащих в «Знакомиться с людьми просто», — это либо бисайды, либо вещи, которые выйдут на более поздних альбомах; они не были известны широкой публике в 1997—1998 годах. Выступления сняты то из-под сцены на хэндикам, то из-за кулис — иногда в расфокусе. Самые цельные номера у Radiohead получаются перед пустым залом на саундчеках. Песни то и дело обрываются, так же как оборвано, по всей видимости, и название фильма. Знакомиться с людьми просто... но стоит ли?


©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Марли»

Кадр из фильма «Марли»

«Марли» (Marley). Режиссер Кевин Макдональд
Зигги Марли, сын Боба, сказал, что именно этот фильм он будет показывать детям, когда те спросят: «Кем был наш дедушка?» «Марли» — фильм этого года, снятый Кевином Макдональдом, по всей видимости, исчерпывающая и самая верная кинобиография легендарного ямайского музыканта. В ней — и Марли-отец (девять детей), и Марли-полубог, каким его до сих пор считают растафари на Ямайке, и Марли-семьянин («ни одной женщине не был верен»), и, само собой, Марли-музыкант. О последнем рассказывает, среди прочих, Ли Скретч Перри.


«Еще одно слово на “П”» (The Other F Word). Режиссер Андреа Блаугрунд

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Еще одно слово на

Кадр из фильма «Еще одно слово на "П"»

 Что делать панку, если он честно пытался жить быстро, но умереть молодым не получилось, а получилось оказаться членом недурно зарабатывающей группы, владельцем образцового домика-с-лужайкой? Андреа Блаугрунд собрала таких лос-анджелесских панков в своем фильме, и каждый из них рассказал свою историю о зрелости, к которой был катастрофически не готов: некоторые из них и своих-то отцов никогда в глаза не видели. Музыканты из NOFX, Rancid, Rise Against, Blink-182, Red Hot Chili Peppers не всегда играют панк-рок, да и, положа руку на сердце, нельзя называть их серьезными бунтарями — речь тут, скорее, идет или о скейт-панк-командах, или о рокерах, сочиняющих мейнстримовые американские гимны в духе «будь против системы, будь самим собой» или дразнилки типа «Shit, piss, fuck, cunt, cocksucker, motherfucker, tits, fart, terd, and twat I fucked your mom».

Уморительные и трогательные ситуации, в которые попадают горе-панки, вызывают только добрую улыбку: отец собирается набить татуху с именем дочери, а она предлагает ему набить бабочку; подружки в школе говорят девочке, что в коридоре стоит какой-то стремный тип, она выглядывает, а там — ее папаша; дети одергивают отца, когда у того случайно вырываются дурные слова. В конце концов, это мудрый прикол судьбы: люди полжизни боролись против любой власти и авторитетов, а им свыше было сказано: «О'кей — теперь вы и есть власть, и отказаться вы не сможете, потому что будете любить своих детей».


«Рифмы, ритмы и жизнь: странствия A Tribe Called Quest» (Beats, Rhymes & Life: The Travels of A Tribe Called Quest). Режиссер Майкл Рапапорт

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Рифмы, ритмы и жизнь: странствия A Tribe Called Quest»

Кадр из фильма «Рифмы, ритмы и жизнь: странствия A Tribe Called Quest»

 Внятный путеводитель по золотому веку хип-хоп-культуры, история из первых рук. Актер Майкл Рапапорт, давний фанат рэперов A Tribe Called Quest, встретился с ними уже в конце 2000-х, когда карьера группы была фактически окончена. Это досадное обстоятельство, впрочем, не помешало ему снять максимально подробный фильм про ATCQ, показывающий, что восхождение к славе нескольких единомышленников, друзей и сильных личностей из Квинса похоже на восхождение любой другой — хоть панковской, хоть прог-рокерской — группы. ATCQ были не самой типичной для конца 80-х командой черных читающих пацанов: они были пацифистами, зачитывали о социальных проблемах, не стремились участвовать в разборках, короче, по уличным меркам Нью-Йорка были немножко ботанами. В фильме есть и школьные фото ATCQ, и распри, которыми их история закончилась, и неясно кому нужный реюнион в 2000-х.


«Бабушка Lo-Fi» (Grandma Lo-Fi). Режиссеры Кристин Бьорк Кристьянсдоттир aka Kira Kira, Орри Йонссон и Ингибьорг Биргисдоттир

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Бабушка Lo-Fi»

Кадр из фильма «Бабушка Lo-Fi»

 Сигридюр Нильсдоттир стала записывать музыку в 70 лет — практически у себя на кухне, из профессиональных инструментов используя простецкий синтезатор и губную гармошку, а также кухонную утварь, любую перкуссию или то, что этой перкуссией может оказаться, свистки и игрушечные музыкальные инструменты. В Исландии она известный — по крайней мере, для тамошних музыкантов — персонаж: в любви к ней признаются Mum, Мугисон, Криа Бреккан и Кристин Бьорк Кристьянсдоттир, известная по проекту Kira Kira. Собственно, сама Кристин и приедет в Россию представлять свой режиссерский дебют (и дать концерт, разумеется) — фильм про пенсионерку, которая видит мир как маленькая девочка.


«Хуй-хуй». Режиссер Наталья Мещанинова

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Хуй-хуй»

Кадр из фильма «Хуй-хуй»

 Первый российский фильм в программе Beat Film Festival — концерт «Ленинграда» в «Арене», который длится не больше часа: Шнуров с группировкой успевают спеть основные вещи — от ранних «Когда нет денег» и «Дачников» до последних вроде «Сладкого сна». Начинается фильм с мата секьюрити, пытающегося урезонить публику, заканчивается кадром фаната группировки, поющего после концерта песню про «хуй-хуй». Наталья Мещанинова, снявшая фильм, была вторым режиссером «Школы», поэтому много крупных планов из месящейся у сцены толпы: братающиеся мужики, наскакивающие друг на друга пацаны, немного разборок, целующаяся парочка, орущие во все горло поклонники, мокрые от пота и пивья футболки. Что-то похожее, на самом деле (ну, исключая съемки с гоу-про, привязанной к солнечному сплетению Шнура), можно увидеть на большинстве ютьюбовских роликов с концертов «Ленинграда» — только в случае с «Хуй-хуй» звук записан на совесть. По сути, этот фильм — очередное бесспорное шнуровское утверждение-кричалка: «мы — живы», «концерт — хорошо», «“Ленинград” — группа», «хуй — хуй».


Inni. Режиссер Винсент Мориссет

©  Beat Film Festival 2012

Кадр из фильма «Inni»

Кадр из фильма «Inni»

 Прошлогодняя черно-белая лента о шоу исландцев Sigur Rós и второй фильм о них. Первый — Heima — показывал группу во время путешествия по родной стране и рассказывал о SR как о национальном достоянии. Здесь — выступления в лондонском Александра-палас; каждая песня снята с большим тщанием, чем видеоклип. Inni обязателен к просмотру на большом экране всем, кто хоть немного любит Sigur Rós, — в отличие от «Х.-х.» это кино, увиденное на большом экране, вполне может заменить поход на концерт.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • olegzhuk7897· 2012-05-22 21:52:54
    Спасибо, Егор. Это интересно.
Все новости ›