Звонили лошадникам всяким, спрашивали, что там с селезенками у лошадей.

Оцените материал

Просмотров: 23093

Звуки Арканарской резни

Иван Чувиляев · 05/05/2012
Что хочет услышать в своем фильме Алексей Герман? Рассказывает Сергей Фигнер, единственный в своем роде специалист по созданию шумов в кино

Имена:  Сергей Фигнер

©  Светлана Холявчук / Интерпресс

Сергей Фигнер за работой

Сергей Фигнер за работой

Представитель династии шумовиков Сергей Фигнер в выходной день играет в нарды на своем рабочем месте — приговаривая «шеш-беш» и еще какие-то профессионализмы в таком духе. Не столько потому, что знает, что к нему придут брать интервью, и хочет показать свои внушительные владения, сколько потому, что существовать в студии для него органичнее всего. Пошло, конечно, сказано, но Фигнер — из тех мастеровых, для которых работа — это жизнь, и ничего, в общем, больше для них не существует. И он искренне уверен, что других в профессиональном мире быть не может. Доиграв партию, ведет меня показывать студию. Ее любят снимать местные телеканалы — если демонстрировать больше нечего, надо показать дивный мир цеха шумового оформления: двери, которые скрипят за всех своих киношных собратьев; кожаную подушку, изображающую скрипучую кровать; если повезет — кусок мяса, с помощью которого озвучивают мордобой. Сейчас, видимо, озвучивают что-то военное — поэтому на полу битые бутылки, сапоги, камни, земля, песок и «калашников». А также еще несметное количество всяких деревяшек, подушек, тряпочек, стаканов, рюмок и бутылок.


— А откуда это все берется?

— Автомат (клацает затвором)? Просто куплен. Ну, это ж не настоящий. Масштабная модель, так сказать. Есть какие-то вещи, которые мы покупаем, — но это мне просто подарили на день рождения, чтобы я к пиротехникам не ходил, не побирался... Вообще это все собиралось десятилетиями, с момента основания шумового озвучания. Многое просто мною собрано. Любимое место — конечно, Удельная, там есть большинство тех вещей, которых иногда не хватает. Ну а можно что-то на помойке найти. Коляску, например, — детей в ней катать нельзя, а погреметь можно. Но по помойкам и на Удельную нет смысла уже шляться — у нас почти все есть, только если что-то уникальное ищем, тогда уже едем покупать и собирать.

— А когда появилось в советском кино шумовое оформление как отдельная профессия?

— Не могу назвать точно дату — но в «Чапаеве» уже это было. И до войны таким основателем шумового озвучания как профессии был Александр Шабельский. До 64-го года он работал.

©  Светлана Холявчук / Интерпресс

Сергей Фигнер за работой

Сергей Фигнер за работой

— Давайте о главном — об озвучании «Истории Арканарской резни».

— Да, там был поставлен рекорд по шумовому озвучанию. Обычно картина делается от недели до двух, посложнее — скажем, «Обитаемый остров» или «Девятая рота» — два месяца. А здесь работа растянулась на два года почти. На самом деле, прежде всего, это в некотором смысле историческое кино. То есть это современность на другой планете, которая является Средневековьем, — вот. Никакой инопланетности, конечно, — чистый историзм, Средневековье. И соответственно озвучка связана с большим количеством доспехов, оружия, лошадей... Ну и потом, все-таки у Германа очень творческий подход к каждому звуку. Да и звуков вообще много — обычно мы делаем то же, что делает персонаж. Он, скажем, идет — мы топаем, он отодвигает занавеску — мы шуршим тряпочкой. А здесь очень много закадровых звуков, того, что есть, но ты его не видишь.

— Я знаю, там были какие-то особенные требования к звуку.

— Ну да, там все должно было быть жирным, сочным, грязным — соответствующим картинке. Должны были появляться дополнительные звучки случайные. Была даже вовсе невыполнимая задача — мне, к счастью, этим не пришлось заниматься, это делает звукорежиссер: прежде чем начали шумовое озвучание, Герман попросил, чтобы я подумал над звуком летящих облаков, но чтобы было понятно, что действие происходит на другой планете. Но это, к счастью, не синхронные шумы, а фоны. И звукорежиссер вроде еще думает, как это сделать, — они еще не закончили... А нам вот пришлось, например, изображать лошадь с екающей селезенкой. Надо было записать не только стук копыт, но и звук вот этой больной селезенки старой лошади. Включили коллективный мозг все, вплоть до монтажеров. И взяли в итоге воздушный шарик, засунули его в другой шарик, наполнили их оба водой и такими вот движениями (показывает) изобразили булькающе-стучащий звук... То есть озвучивать надо было, одним словом, не действие, а ощущение героев. И звуков было очень много... А так мне в жизни бы не пришло в голову...

— Что у лошади есть селезенка.

— Ну да. Так что мы звонили лошадникам всяким, спрашивали, что там с селезенками у лошадей. Но услышать, как она екает, ни нам, ни им не удавалось...

©  Светлана Холявчук / Интерпресс

Сергей Фигнер за работой

Сергей Фигнер за работой

— Давайте вот о чем поговорим. Ведь на «Ленфильме» всегда в цехах была такая традиция почти средневековых мастерских — практически везде работают семьи помешанных на своем деле профессионалов. И представители каждой профессии учатся друг у друга. Почему так получилось именно здесь, на «Ленфильме»?

— Нет, ну кино — это вообще работа для сумасшедших. Ну, как-то так складывается — может, потому что город поменьше, чем Москва... Но есть и такая штука: отец мой стал заниматься шумами в 68-м году, будучи взрослым человеком, эстрадным артистом. Пришел просто на халтуру между выступлениями и поездками. И все, он втянулся. А меня он сюда впервые привел в семь лет. Просто я этому делу научился, что называется, по праву рождения. И отец всегда говорил, что он стал звукооформителем, а я родился им. Привел отец меня сюда, когда работал над картиной «Удивительный заклад» — понятно, что денег мне никто за это не заплатил, мороженое просто купили. Моей задачей было в нужный момент поставить стул на пол — там был эпизод, когда мальчик бежит и ставит стул. И вот я дождался момента и поставил его. Потом был фильм «Гроссмейстер», там надо было озвучить эпизод сеанса одновременной игры, когда герой на двадцати трех досках ставит пешку, а на последней — коня. И мне сказали: коня будут ставить — поставишь. Понятно, что загружали меня в шутку, но научили все-таки, и просто другого выхода не было, кроме как сделать это своей профессией.

— Но при том, что все меняется, включая структуру студии и так далее, — цеха остаются прежними. Или что-то все-таки меняется?

— Ну техника изменилась, да. Записывали на одно, стали записывать на другое, новые пульты стали появляться, микшеры. И потом, изменилось количество людей, занимающихся этим делом. Ну вот я работаю один — папы не стало; у меня был ученик, но он ушел работать на RWS (Russian World Studios. — OS). Какое-то время назад у меня работали пять человек и двенадцать актеров озвучания. А сейчас я всем этим занимаюсь один — только потому что меняется техника, меня одного вполне достаточно. Ну и потом, чем больше людей — тем больше факторов ошибки. А так — могу с первого дубля что-то записать — записываю с первого. И иногда материала удается в одиночку записать больше, чем компанией.

— А цеховость эта будет сохраняться?

— Ну, дочка моя вот пробовала этим всем заниматься. Ей это интересно, но не думаю, что она готова запись шумов сделать своей профессией. Племяннику своему я когда-то объяснял, как все работает, он увлекся — теперь на телевидении работает.

— А не обидно, что происходит такая вот утечка мозгов?

©  Замир Усманов / Интерпресс

Сергей Фигнер за работой

Сергей Фигнер за работой

— Да нет, это не утечка. Просто нужно постоянно быть в работе, чтобы совершенствоваться. Что здесь, что там — все равно где. Надо не терять квалификацию.

— А что вы думаете по поводу той ситуации, в которой сейчас студия оказалась, — попытки ее спасти, попытки ее купить...

— Ну, знаете, мне кажется, что в большинстве того, что происходит, процентов девяносто пять — подковерная возня, связанная с дележом движимого и недвижимого. Это не слишком связано с творческими делами.

— Но это же может ударить по творческим...

— Да уже ударило, наверное. Я сам пока этого не почувствовал, но все время ходишь под таким дамокловым мечом — вот-вот придут и скажут, что теперь здесь будет бизнес-центр под названием «Ленфильм». Конечно, не хотелось бы прихода каких-то посторонних людей. К счастью, еще спасают люди в руководстве, которые останавливают тех, кто говорит: выкиньте это все барахло (показывает на автомат, бутылки, склянки и прочее).

— А чем это все может кончиться, по-вашему?

— Надеюсь, город возьмет на себя решение проблемы. И если придут новые люди, то они будут вменяемые. И если они решат использовать эту территорию как-то по-другому, то найдут достойную замену. Старые стены — это круто, но мне бы павильон был нужен в более тихом месте. Со звукоизоляцией здесь, может, и все в порядке, но у нас трамвай ходит... Вот прислушайтесь — слышите? Приближается. Сейчас пройдет... Я мечтаю о таком павильоне — в Лисьем Носу, например, где-нибудь. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Aleks Tarn· 2012-05-05 13:33:26
    Герман-старший - великий мастер, требующий среди прочего создания максимально полной иллюзии звукового (а не только визуального) мира. В этом мире нет и не может быть искусственно созданного преимущества каким-либо отдельным "привилегированным" звукам - даже если это речь персонажей. Здесь все по-настоящему, без дураков: не рассчитывайте отчетливо расслышать разговор, если говорящие стоят далеко от камеры, от вас. В лучшем случае до зрителя донесутся обрывки фраз. То есть кинодиалог у Германа сплошь и рядом низводится до уровня фоновых шумов! Поначалу это немного раздражает - тем более что текст персонажей далек от того, чтобы быть бессмысленным, его хорошо бы разобрать до последнего словечка. Хорошо бы, да не всегда получается (с первого раза)...
    Впрочем, самые важные слова режиссер не упускает никогда. А "пропущенные" остаются на втором, третьем, четвертом плане, подключая к делу еще один важный элемент - фантазию зрителя (о чем они говорят? что было сказано? - по-моему, это... или это... а может быть, это...). Фильм таким образом приобретает многомерность, интерактивность.
    Высший пилотаж искусства.
  • Ayur Sandanov· 2012-05-05 22:57:21
    Спасибо! И ещё раз спасибо!
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›