Звонили лошадникам всяким, спрашивали, что там с селезенками у лошадей.

Оцените материал

Просмотров: 23064

Звуки Арканарской резни

Иван Чувиляев · 05/05/2012
Что хочет услышать в своем фильме Алексей Герман? Рассказывает Сергей Фигнер, единственный в своем роде специалист по созданию шумов в кино

Имена:  Сергей Фигнер

©  Светлана Холявчук / Интерпресс

Сергей Фигнер за работой

Сергей Фигнер за работой

Представитель династии шумовиков Сергей Фигнер в выходной день играет в нарды на своем рабочем месте — приговаривая «шеш-беш» и еще какие-то профессионализмы в таком духе. Не столько потому, что знает, что к нему придут брать интервью, и хочет показать свои внушительные владения, сколько потому, что существовать в студии для него органичнее всего. Пошло, конечно, сказано, но Фигнер — из тех мастеровых, для которых работа — это жизнь, и ничего, в общем, больше для них не существует. И он искренне уверен, что других в профессиональном мире быть не может. Доиграв партию, ведет меня показывать студию. Ее любят снимать местные телеканалы — если демонстрировать больше нечего, надо показать дивный мир цеха шумового оформления: двери, которые скрипят за всех своих киношных собратьев; кожаную подушку, изображающую скрипучую кровать; если повезет — кусок мяса, с помощью которого озвучивают мордобой. Сейчас, видимо, озвучивают что-то военное — поэтому на полу битые бутылки, сапоги, камни, земля, песок и «калашников». А также еще несметное количество всяких деревяшек, подушек, тряпочек, стаканов, рюмок и бутылок.


— А откуда это все берется?

— Автомат (клацает затвором)? Просто куплен. Ну, это ж не настоящий. Масштабная модель, так сказать. Есть какие-то вещи, которые мы покупаем, — но это мне просто подарили на день рождения, чтобы я к пиротехникам не ходил, не побирался... Вообще это все собиралось десятилетиями, с момента основания шумового озвучания. Многое просто мною собрано. Любимое место — конечно, Удельная, там есть большинство тех вещей, которых иногда не хватает. Ну а можно что-то на помойке найти. Коляску, например, — детей в ней катать нельзя, а погреметь можно. Но по помойкам и на Удельную нет смысла уже шляться — у нас почти все есть, только если что-то уникальное ищем, тогда уже едем покупать и собирать.

— А когда появилось в советском кино шумовое оформление как отдельная профессия?

— Не могу назвать точно дату — но в «Чапаеве» уже это было. И до войны таким основателем шумового озвучания как профессии был Александр Шабельский. До 64-го года он работал.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Aleks Tarn· 2012-05-05 13:33:26
    Герман-старший - великий мастер, требующий среди прочего создания максимально полной иллюзии звукового (а не только визуального) мира. В этом мире нет и не может быть искусственно созданного преимущества каким-либо отдельным "привилегированным" звукам - даже если это речь персонажей. Здесь все по-настоящему, без дураков: не рассчитывайте отчетливо расслышать разговор, если говорящие стоят далеко от камеры, от вас. В лучшем случае до зрителя донесутся обрывки фраз. То есть кинодиалог у Германа сплошь и рядом низводится до уровня фоновых шумов! Поначалу это немного раздражает - тем более что текст персонажей далек от того, чтобы быть бессмысленным, его хорошо бы разобрать до последнего словечка. Хорошо бы, да не всегда получается (с первого раза)...
    Впрочем, самые важные слова режиссер не упускает никогда. А "пропущенные" остаются на втором, третьем, четвертом плане, подключая к делу еще один важный элемент - фантазию зрителя (о чем они говорят? что было сказано? - по-моему, это... или это... а может быть, это...). Фильм таким образом приобретает многомерность, интерактивность.
    Высший пилотаж искусства.
  • Ayur Sandanov· 2012-05-05 22:57:21
    Спасибо! И ещё раз спасибо!
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›