Неисправимый хичкокианец, кинокритик МАКСИМ ЭЙДИС объясняет, почему саспенс – это не только Хичкок
Саспенс — ощущение напряженного ожидания; когда «дух захватывает». Если объяснять ребенку, то саспенс — это когда ты подпрыгиваешь на кресле в кинотеатреЧитать!
В английском само слово (ударение, кстати, на второй слог) существует с XV века, произошло от лат. suspensus («подвешенный»). В 1952 году термин suspense впервые употребили для определения жанра: suspense thriller, suspense novel, suspense story.
По большей части саспенс используется, конечно же, в триллерах или в криминальных фильмах, то есть в тех жанрах, которые в советское время назывались «остросюжетным кино». Но сегодня в принципе трудно представить себе жанровый фильм, в котором нельзя было бы найти примеры использования саспенса. Впрочем, есть и примеры саспенса в так называемом авторском кино: например, фильм Тарковского «Жертвоприношение» во многом построен на саспенсе, не говоря уже о «Сталкере», который при желании можно было бы причислить и к триллерам. Но в целом авторское кино не стремится завладеть вниманием зрителя — скорее, наоборот, режиссеры демонстрируют, что они снимают принципиально незрительское кино, и принципы Хичкока, которыми во многом до сих пор руководствуются жанровые режиссеры (например, «продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря»), для них неприемлемы.
Собственно говоря, саспенс — один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя, и в то же время наоборот: саспенс по-настоящему начинает работать только тогда, когда зритель уже достаточно вжился в происходящее. Существует множество приемов создания саспенса в кино; все они сводятся к тому, чтобы зритель, во-первых, максимально отождествлял себя с героем, во-вторых — почувствовал себя в подвешенном состоянии, когда что-то вот-вот должно случиться. Здесь используются все возможные киносредства: съемка (например, крупные планы, субъективная камера), параллельный монтаж, тревожная музыка или звук (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца).
Эпизод фильма «Саботаж»; хрестоматийный пример хичкоковского саспенса. Мальчик везет бомбу, которая должна взорваться в 13:45
Саспенс, конечно же, использовали и в немом кино — отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер (вспомним, что первые зрители максимально вживались в происходящее на экране), упомянув также триллеры Тода Браунинга (например, Outside the Law, 1920) или знаменитую сцену из романтической комедии Safety Last!, в которой Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (1923). Опять же, первый опыт Хичкока в создании триллеров относится еще ко времени немого кино — «Жилец» (1926).
Читать текст полностью
КомментарииВсего:8
Комментарии
-
очень плохо.. автор объелся кислоты?!
-
то есть до хичкока саспенс все использовали неосознанно и жанра такого не было. ок http://www.youtube.com/watch?v=zfgiUvBaosg
-
Володя,в тексте предполагается нечто немного другое, вы перечитайте еще раз. а фильм по ссылке отличный (особенно полиэкраны), спасибо за наводоку!
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340527
- 3. Норильск. Май 1268316
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897627
- 5. Закоротило 822040
- 6. Не может прожить без ирисок 781765
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758237
- 8. Коблы и малолетки 740701
- 9. Затворник. Но пятипалый 470801
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402832
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343174