Комментариев: 4
Просмотров: 28581
Режис Варнье: «Мы разучились любоваться телом в движении»
Французский режиссер об отношениях слепых атлетов и их поводырей
В российский прокат выходит «Финишная прямая» Режиса Варнье, известногоЧитать!
— Как вы познакомились с миром слепых атлетов? Это не самая очевидная тема.
— Я люблю спорт, легкую атлетику, бег. Я болельщик, хожу на соревнования. Снял два документальных фильма о легкой атлетике, много времени проводил на стадионах, наблюдал за тренировками. Всегда хотел сделать игровую картину, но сюжета не было. Однажды увидел, как бегают незрячие спортсмены — со своими поводырями. И я понял, что из этого может что-то получиться.
— Про незрячих спортсменов более-менее понятно, но кто эти поводыри? Откуда они берутся?
— В любом случае это спортсмены высокого уровня. Как правило, они уже в таком возрасте, что перестают участвовать в соревнованиях, — после тридцати лет. Или те, кто уже исчерпал свой потенциал, но не сделал карьеры. Они знают, что никогда уже не будут на первых местах, но уровень подготовки у них все равно высокий.
— При этом бегут дистанцию они оба, а участником соревнования считается именно незрячий. Не обидно ли это?
— Действительно, это интересное обстоятельство. Фамилии поводырей никогда не записываются ни в какие протоколы. По правилам, когда пара пересекает финишную черту, поводырь должен быть чуть сзади самого участника соревнований.
— Одиночный вид спорта — это всегда история личного преодоления. Но тут получается, что есть целая группа атлетов, которые просто растворяются в своем партнере.
— Да, так и есть. Именно это меня и заинтересовало — связь, которая существует между слепым спортсменом и его поводырем. Между ними должно быть полное доверие: слепой должен отдаться поводырю полностью, но и поводырь отдает всего себя ведомому. Очень трудно найти такого человека. Необходимо, чтобы они вместе проводили много времени — вне стадиона, чтобы установился близкий контакт.
— В чем мотивация этих проводников? Мы знаем, почему это делает героиня фильма, а если в общем говорить?
— Они спортсмены, а у спортсменов есть определенные ценности. Во-первых, они таким образом сохраняют форму. Во-вторых, у них есть некая собственная мораль. Они привыкли соревноваться, и если уже (по разным причинам) нет возможности делать это для себя, они соревнуются для другого человека. Снова обретая все эмоции, которых им так не хватает после окончания карьеры. И благородные намерения тоже нельзя сбрасывать со счетов — людям свойственно помогать друг другу.
— Жанр спортивного фильма дает много возможностей для исследования человеческого тела, мышечных сокращений, движений суставов. Было ли это для вас интересно?
— (по-русски) Очень! Я по себе знаю и по своим знакомым: состояние нашего сознания, психики влияет на физическое состояние. В конце XIX — начале XX века появились теории Шарко, было сильное увлечение гипнозом, набирал вес психоанализ. Многие болезни — от ума. Я не хотел с этим полемизировать, наоборот — хотел показать, как этот процесс работает в обратном направлении. Если заставить тело снова заработать, это положительным образом повлияет и на разум. У Ларошфуко есть такое выражение — «настроение тела». Если наполнить тело кислородом, энергией, то это положительно скажется и на духе.
И да, я хотел показать в фильме человеческое тело.
— В вашем фильме много пробежек, вся картина снята в ритме бега. Это намеренно?
— Если говорить о технологии, мы сконструировали специальный агрегат на базе гольфмобиля. Стояла задача показать энергию движения, энергию человеческого тела, энергию жизни. И мне еще кажется, что бег — это очень красиво. Мы разучились любоваться телом в движении.
— Ваш герой — слепой атлет, но и женщина-поводырь — она тоже в некотором смысле не видит: не видит своего ребенка.
— Да, так и есть. Я хотел показать людей, у которых есть в жизни какие-то трудности. Они не могут сделать следующий шаг — как будто стоит стена. Зато у них есть энергия, которую они могут отдать другому. А помогая, они помогают себе — увидеть новые пути. Помните Машу, героиню Сандрин Боннер в фильме «Восток-Запад»? Она оказалась в такой же ситуации.
— Говоря о доверии между атлетом и проводником: героиня не рассказывает своему партнеру, что была в тюрьме, — она врет. Но из дальнейших событий понятно, что любую ошибку в отношениях можно исправить.
— Я хорошо осознаю, как тяжело людям, отсидевшим в тюрьме, снова найти свое место в обществе. В «Финишной прямой» заново найти себя должны оба героя. Он снова должен обрести полноту ощущений после утраты зрения. Она совершила довольно тяжкое преступление и теперь отказывает себе в праве быть любимой и любить. Оба они оказываются на одном этапе — на этапе преодоления невозможного. Это их сближает — они могут преодолеть свои барьеры только вместе или по очереди.
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Фильм ужасный.
-
зато режиссер начитанный!
-
Он не Режи, а Режис, см., напр. http://answers.yahoo.com/question/index?qid=20090718063303AAYEjQK.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455777
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345997
- 3. Норильск. Май 1273469
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899141
- 5. ЖП и крепостное право 853028
- 6. Закоротило 824365
- 7. Не может прожить без ирисок 791871
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766304
- 9. Коблы и малолетки 745105
- 10. Затворник. Но пятипалый 479086
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409399
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374774