Возмутительно неполиткорректный триллер «Добро пожаловать в Лейквью» стал в США лидером проката, а у нас — фильмом открытия «Амфеста»
© BVSPR
Фестиваль «Новые образы Америки», который пройдет в Москве с 8 по 12 октября, представляет довольно любопытную подборку лент из США. Антиквариат — фильмы Фрэнка Капры и Говарда Хоукса — призван доказать парадоксальную концепцию куратора фестиваля Дэвида Киппена о том, что американское кино золотого века создано сценаристами русского происхождения. Мажоры-авангардисты собрались в программе «Индивид»: фильм «Гитара» о смертельно больной женщине, решившей осуществить свою мечту, снят дочерью Роберта Редфорда, а семейная малобюджетка «Маменькин мужчина» — сыном Кена Джейкобса. В том же «Индивиде» стоит обратить внимание на
Mumblecore (буквально «бормотуха») — полудокументальные фильмы с плохим звуком и мизерным бюджетом, где персонажи без конца разговаривают друг с другом, причем говорят о самых банальных повседневных вещах.
© BVSPR
Читать текст полностью
Но все-таки самое интересное на «Амфесте-2008» — это два свежих хита. «Подмена» Клинта Иствуда, с успехом прошедшая в Канне и доказавшая, что Грязный Гарри по-прежнему способен обойти всех своих молодых, да ранних конкурентов, закроет фестиваль. А «Добро пожаловать в Лейквью» Нила Лабьюта стал фильмом открытия.
© BVSPR
Этот недорогой триллер великолепно стартовал в прокате и получил огромную прессу. Половина американских рецензентов, в частности влиятельный Роджер Эберт, его расхвалила; половина, в частности влиятельный Джеймс Берардинелли, — разругала. Но, что интересно, никто не рискнул высказаться о собственно политическом содержании «Лейквью». А это в нем самое интересное. Лабьют снял свой фильм как последовательное отрицание всех норм традиционного расового расклада в современном кино.
© BVSPR
Классический политкорректный триллер об отношениях людей с разным цветом кожи выглядел бы так. Молодая прогрессивная белая женщина влюбляется в молодого прогрессивного черного мужчину. Она терпит насмешки окружающих, смело противостоит своей семье и каждый день бросает вызов обществу. Но дела ухудшаются, когда пара въезжает в новый дом. Их соседом оказывается белый коп — патриархальный грубиян, республиканец, расист. Белого копа глубоко возмущает черно-белая парочка по соседству, и он принимается их травить. В более современной версии — мужчина будет белым, женщина — черной. Но враг все равно будет белым. На этом золотом стандарте — разноцветная пара и белое враждебное окружение — построено невероятное количество американских фильмов от «Бала монстров» до «Вдали от рая».
© BVSPR
В «Лейквью» сосед-коп — черный. Играет его Сэмюэль Л. Джексон, и нетрудно представить, как его герой источает угрозу, словно чернобыльские развалины — радиацию. Ближе к финалу он страшен, почти как Николсон в «Сиянии». Патриархальный грубиян, республиканец и расист, он искренне возмущен тем, что его соседями стала разноцветная пара. Отношения в паре тоже далеки от золотого стандарта. Белый герой постоянно пасует перед своей напористой черной партнершей и безвольно тушуется перед ее властным отцом. Рядом же со своим задиристым негром-соседом он выглядит просто как политкорректный белый агнец, обреченный на заклание. Лабьют осторожно, но внятно формулирует тему черного расизма и аккуратно подводит нас к мысли о том, как будет в ближайшем будущем выживать представитель белой расы, оказавшийся внезапно национальным меньшинством на собственной территории.
© BVSPR
В «Лейквью» странно, что сценарий написан не режиссером. По первой профессии Лабьют драматург, и отличный. Роль режиссера ему дается хуже — его больше интересует логика событий, а не их фактура. Когда он ставит свои вещи, получается отлично — до сих пор он так и не смог превзойти свой первый фильм, «В мужской компании». Чужие истории ему рассказывать труднее — доказательство тому чудовищный ремейк «Соломенного человека». Но за этот провал Лабьют полностью расквитался, выпустив «Добро пожаловать в Лейквью».