Самое главное во время просмотра – не забывать, что это дебютная картина, снятая за скромные 100 тысяч евро.

Оцените материал

Просмотров: 35028

Greek Week

Василий Корецкий, Антон Сазонов · 28/02/2012
Общество мертвых родственников, транссексуальный инцест, столкновение скейтбордиста с полицейским и другие странные истории в гиде по фестивалю греческого кино

Имена:  Алексис Алексиу · Аргирис Пападимитропулос · Афина Цангари · Йоргос Лантимос · Панос Х. Кутрас · Ян Фогель

©  Cool Connections

Кадр из фильма «Путь женщины»

Кадр из фильма «Путь женщины»

С 29 февраля по 4 марта в Москве, в кинотеатре «35 мм», пройдет фестиваль греческого кино. О «новой греческой волне» заговорили два года назад в связи с фильмами Йоргоса Лантимоса и Афины Цангари — и, собственно, ими эта самая волна и исчерпывается. Впрочем, оказывается, в Греции есть и другое кино, пусть не настолько экспериментальное и оригинальное, но достаточно самобытное. Даже при всех очевидных влияниях со стороны.


«Альпы» (2011). Режиссер Йоргос Лантимос

©  Cool Connections

Кадр из фильма «Альпы»

Кадр из фильма «Альпы»

Собственно, главный фильм программы — новая работа Йоргоса Лантимоса, который, кажется, один и составляет действительно новое греческое кино. Сюжет, как это заведено у Лантимоса, строится на показе странных ритуалов. В данном случае это трудовые будни членов тайной организации, которые работают имперсонаторами умерших родственников в семьях клиентов, не особо, впрочем, стараясь походить на покойных. Подробнее о фильме — здесь.

«Аттенберг» (2010). Режиссер Афина Цангари

©  Cool Connections

Кадр из фильма «Аттенберг»

Кадр из фильма «Аттенберг»

Еще одно «странное кино», снятое коллегой Лантимоса по компании Haos Film. В принципе, то же самое, что «Клык» или «Альпы», но без неуютной абсурдистской ауры; кажется, актеры тут намеренно играют в «фильм Лантимоса» (он, кстати, был одним из соавторов сценария). Действие происходит в полузаброшенном на зиму курортном городке (как в «Кинетте»). Две странные подруги-переростка (тема психологической незрелости пришла сюда явно из «Клыка»), Марина и Белла, помогают друг другу повзрослеть и определиться с собственной сексуальностью (кажется, это им так и не удается). Упражнения на взрослость включают в себя уроки французского поцелуя («твой противный язык похож на слизняка!»), парную отработку танцевальных движений на свежем воздухе и просмотр фильмов о природе сэра Дэвида Аттенборо (Белла осуждает это хобби Марины). Параллельно у Марины медленно умирает отец — и долгие проводы родителя придают этому формальному эксперименту в арт-кино какую-то трогательную элегичность, которую не могут уничтожить даже многочисленные артхаусные стандарты (вроде трехминутного кадра с монотонным проходом героинь по бетонной дорожке).

«История 52» (2008). Режиссер Алексис Алексиу

©  Cool Connections

Кадр из фильма «История 52»

Кадр из фильма «История 52»

Отношение к новому греческому кино «История 52» Алексиса Алексиу имеет довольно опосредованное. В отличие от Лантимоса и компании это наиболее жанровая картина фестиваля — только с той поправкой, что жанр тут изрядно вывернут наизнанку за счет очень сложной сюжетной конструкции и как раз-таки свойственной грекам артхаусной медитативности. На дружеском ужине Ясон случайно знакомится с девушкой по имени Пенелопа, встреча перерастает в отношения и совместное проживание, но все неожиданно прерывается — героя начинают мучить страшные головные боли, и он, не отдавая себе в этом отчета, выпадает из жизни на неделю, а девушка за это время исчезает без следа. Реальность в сознании Ясона перемешивается с вымыслом, настоящее — с прошлым, происшедшее — с тем, чему только предстоит случиться. Все это немного похоже на Линча — с той лишь разницей, что у Алексиу отсутствует мистическая составляющая. А финал заставляет вспомнить «Помни» Кристофера Нолана. Самое главное во время просмотра — не забывать, что это дебютная картина, снятая за скромные 100 тысяч евро.

«Путь женщины» (2009). Режиссер Панос Х. Кутрас

©  Cool Connections

Кадр из фильма «Путь женщины»

Кадр из фильма «Путь женщины»

Дикая, но симпатичная смесь всего хорошего на свете. Рассказывая трагикомичную историю сурового греческого мачо, по недоразумению влюбившегося в собственного сына-транссексуала, режиссер Кутрас начинает за упокой: тревожная ручная камера, документальная стилистика, табачный дым, дешевый виски, нумера. По мере того как страсть между Йоргосом и Стреллой (так теперь зовут того, кто когда-то был мальчиком Леонидом) разгорается, фильм становится все больше похож на помесь «Царя Эдипа» с «Электрой» — но режиссер вовремя приходит в себя и включает Альмодовара. В финале за новогодним столом, украшенным бараньими костями и осененным световым панно с Дедом Морозом, собираются геи, трансвеститы, младенец двух лет от роду и украинский авантюрист Юрий. Жизнь только начинается!

«Утраченная молодость» (2011). Режиссеры Аргирис Пападимитропулос и Ян Фогель

©  Cool Connections

Кадр из фильма «Утраченная молодость»

Кадр из фильма «Утраченная молодость»

Все начинается как социальная драма, в которой сперва ничто не предвещает беду. Жизнелюбивый скейтер каждый день занимается только тем, что под раскаленным афинским солнцем катается на доске с друзьями, слушает музыку в наушниках и мечтает переспать с подружкой. В это время полицейский, раздраженный неустроенным бытом и жизнью в целом, готовится выйти на ночное патрулирование. «Утраченная молодость» устроена по схеме «случаев» Иньярриту — случайная встреча героев обернется настоящей трагедией, только без многозначительности, одухотворенности и какой-либо другой опошляющей все подоплеки в духе впечатлительного мексиканца. Название фильма не совсем точно отражает смысл картины — это скорее молодость, прошедшая впустую. Поколения обоих героев — старшего и младшего — тут вовсе не противопоставляются друг другу. Молодость прошла без толку как у полицейского, на самом деле не такого уж и старого, так и у подростка. С учетом серьезного экономического коллапса в Греции поднятая Пападимитропулосом и Фогелем тема кажется сейчас особенно актуальной. ​

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Assa Novikova· 2012-02-28 18:49:42
    артхаусные стандарты ха ха
Все новости ›