Игнат с самого начала заявлен как сверхчеловек: в первом кадре он появляется на заснеженном плацу в трусах и ушанке.
В берлинской «Панораме» показали «Конвой» – третий фильм Алексея Мизгирева
После случайной драки офицер по имени Игнат (Олег Васильков) вынужден выполнить неприятное поручение: найти двух солдат, сбежавших с казенными деньгами, и с минимальным шумом вернуть их в часть. С минимальным не получается. Игнат с товарищем (Дмитрий Куличков) оказываются в Москве, обстоятельства сталкивают их с обывателями, ментами, гастарбайтерами и бандитами, а также с женщиной Тамарой, без которой всем было бы лучше.Читать!
Своих героев Мизгирев как будто располагает вдоль шкалы, измеряющей количество человеческого — от унтер- до сверх-. Положение не определено раз и навсегда, не статично: человеком можно стать и можно перестать быть. И это не эволюция персонажей в традиционном смысле — это постоянная болтанка между слабостью и силой. Герои Мизгирева живут в мире, не допускающем стратегии: обстоятельства всегда оставляют их в дураках, всегда вынуждают лихорадочно менять маневр. Люди или оступаются, или наступают — и в «Конвое» эта прерывистая траектория визуализируется в лоб, без лишней поэзии.
Игнат с самого начала заявлен как сверхчеловек: в первом кадре он появляется на заснеженном плацу в трусах и ушанке. Позднее выясняется, что герой не чувствует физической боли — может лезвие сжать в ладони или рыбу вынуть голыми руками из кипящей ухи. Но каждый его tour de force внезапно завершается приступом головной боли и обмороком, при котором и человеческое, и сверхчеловеческое ускользают от него.
Мигрени Игната — следствие чувства вины за чудовищную ошибку в прошлом; он в буквальном смысле (в кармане) носит с собой свой камень. «Живи, если мужик, не ищи суицида», — говорят ему, но он давно перестал жить добровольно и сопротивляется любой попытке жизни снова вобрать его в себя.
Человеческие состояния, такие, как чувство вины, Мизгирев перекручивает, преувеличивает, доводя почти до абсурда, — но они остаются понятными, универсальными, их может переложить на собственный опыт даже тот, кто никогда не вынимал голыми руками рыбу из кипящей ухи. Именно поэтому, несмотря на свою фактуру, ни «Бубен», ни «Конвой» не являются социальным кино, хотя первые вопросы про очернительство российской действительности уже прозвучали на берлинской премьере — причем от немецкого зрителя. Режиссер и продюсер фильма Павел Лунгин устало отвечали про универсальность зла.
«Бубен» был экзистенциальным триллером, в котором по углам прятался тихий ужас, «Конвой» и в этом смысле менее изощрен и более отчетлив: ужасы происходят тут в кадре, без умолчаний и лишних мотивировок — они просто случаются, и предугадать их нельзя. Один из самых страшных
Читать!
Как и его герой, Алексей Мизгирев лишен страха — это один из редких сегодня художников, способных говорить о страшных и предельных вещах без позерства и смущения. Кадры из его фильмов можно спутать с кадрами из советского кино, но и о реализме здесь речи не идет. Кино Мизгирева — это реальность прибора ночного видения, в которой из темноты проступают красные сгустки живой материи, чтобы снова исчезнуть в темноте.
Ссылки
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
страшный человек какой-то - как это без смущения
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452177
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343634
- 3. Норильск. Май 1269854
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897937
- 5. Закоротило 822527
- 6. Не может прожить без ирисок 784394
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761611
- 8. Коблы и малолетки 741919
- 9. Затворник. Но пятипалый 473125
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404343
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371534