Многие интеллектуалы в Турции происходят из провинции, они переезжают в Стамбул уже в зрелом возрасте – как я, например.
Комментариев: 5
Просмотров: 19251
Нури Бильге Джейлан: «Мне всегда кажется, что мои фильмы – и не кино вовсе»
Режиссер фильма «Однажды в Анатолии», получивший Гран-при Каннского фестиваля, рассказал АНТОНУ САЗОНОВУ о медленном кино и стамбульской интеллигенции
Когда-то Нури Бильге Джейлана упрекали за расчетливое и немного неловкое подражание Антониони, излишний экзистенциализм и слишком уж хорошие отношения с фестивальными отборщиками, но после «Однажды в Анатолии» вдруг полюбили. Почему так произошло, режиссер попытался объяснить АНТОНУ САЗОНОВУ во время своего летнего визита в Москву.— Расскажите про свои отношения с советским кино. Они же не ограничиваются Андреем Тарковским?
Читать!
— Звягинцев и Сокуров — это современные режиссеры.
— Из советских — Довженко, Эйзенштейн. Великих режиссеров в России много, но Тарковский для меня — особенный.
— Как они на вас все повлияли?
— Это трудно объяснить в двух словах. Они позволили мне взглянуть на жизнь иначе, под новым углом. Открыли новые миры.
— В фильме «Однажды в Анатолии» есть шутка про сходство главного следователя с Кларком Гейблом. На самом деле он куда больше походит на советского актера Леонида Филатова. Знаете его?
— Не слышал про такого.
— Вы поддерживаете отношения с другими режиссерами турецкого происхождения? Насколько вам близко то, что, например, делает Фатих Акын?
— Конечно, мы друзья. Фатих — мой хороший друг. Но я его нечасто вижу из-за того, что он живет в Германии.
— А с остальными?
— С теми, кто живет в Турции, довольно часто вижусь и общаюсь.
— А что вообще-то представляет собой турецкая интеллигенция?
— Многие интеллектуалы в Турции происходят из провинции, они переезжают в Стамбул уже в зрелом возрасте — как я, например. Это делает их опыт богаче, им известны обе стороны жизни — и в столице, и, к примеру, в Анатолии. Мне близко подобное мироощущение. Это знание нас сближает. По всей Турции интеллектуалы имеют нечто общее между собой. Некоторые из них псевдоинтеллектуалы, другие — настоящие. Остается выбирать — кто ближе именно тебе.
— Отчуждение, которое часто испытывают ваши герои, — это чисто турецкая черта или вы имеете в виду особенность современного общества в целом?
— Это характерно для всего общества, для людей из любой культуры. Если смотреть в целом, турки ничем не отличаются от жителей любой другой страны. Я, конечно, по себе сужу, но мы, турки, вообще меланхоличный народ.
— Вы меланхолик, вот оно что...
— Все это с нервами связано. Если с ранних лет ощущаешь себя особенным, возникает чувство вины за то, что ты какой-то... неправильный. Что все правы, а ты нет. Это порождает меланхолию. Но если ты удачлив и каким-то образом связан с искусством, это ощущение можешь использовать для творчества — как пищу.
— Эмоции, которые вы описали, обычно, наоборот, мешают что-либо делать.
— Мне помогают. Это как терапия. Таким образом я пытаюсь сделать себя лучше.
— Как вы относитесь к тому, что вас называют турецким Антониони?
— Ну что я могу сказать... (Смущенно смеется.)
— Вам это приятно или наоборот?
— У кого-то одно мнение, у кого-то — другое. Я не обращаю на это внимания, просто снимаю кино. Разумеется, я люблю Антониони. Мне нравится много разных режиссеров. Один из них — автор «Ночи» и «Красной пустыни». Также в их число входят Тарковский, Бергман и другие. Но если говорить о влиянии, то сильнее всего на меня подействовала литература.
— С чего начинаются ваши фильмы: с идеи, с пейзажа, с воспоминания?
— Со всего сразу. Смесь из того, что вы перечислили. Это очень сложный процесс, включающий в себя много разных вещей.
— Во «Временах года» вы решились сняться вместе с собственной женой в главных ролях. Ваши отношения изменились после фильма?
— Совсем не изменились. Съемки — это работа, профессиональный период. Когда ты играешь в фильме — это просто техника. Моя жена также помогла мне с написанием сценария «Времен года». Он личный, но в жизни совсем не то, что в фильме. То есть это не автобиография. Я знаю этих персонажей: мужчину, женщину. Но это не я и не моя жена.
— Том Круз и Николь Кидман, игравшие главных героев в последнем фильме Кубрика, тоже были мужем и женой. После съемок они расстались.
— Они бы и без фильма расстались, я думаю (смеется). Дело вовсе не в кино. Я в это не верю.
— Почему вы перестали снимать ваши фильмы как оператор?
— Понял, что в этом больше нет необходимости. Вначале я просто никому не доверял — особенно оператору. Поэтому мне ничего не оставалось, кроме как самому выступать в роли оператора. Тем более я хорошо знал, как это делается. Съемочная группа моего первого фильма вообще состояла из двух человек — меня и ассистента по фокусу. На кого-то еще у меня не хватило бы денег. Да я и не знал никого. Но когда ты только режиссируешь, а снимает другой человек, у тебя появляется возможность лучше сконцентрироваться на актерах.
— Медлительная размеренность ваших фильмов как-то связана с тем, что вы начинали как фотограф?
— Нет. Я всегда любил неспешное кино. Не думаю, что это как-то связано с фотографией.
— Русская пресса к вашим фильмам, за исключением последнего, относилась скептически, с иронией. После «Однажды в Анатолии» все изменилось. Как думаете, в чем причина?
Читать!
— У вас есть предположения, почему ваши фильмы имеют такой фестивальный успех? Особенно в Каннах.
— Не знаю (смеется). Я посылаю им свой фильм, они его выбирают.
— То есть вы не думаете о фестивалях, когда снимаете кино?
— Никогда. Наоборот, мне всегда кажется, что я сделал что-то ужасное и это никому не понравится; более того, что мои фильмы — и не кино вовсе. Я каждый раз удивляюсь, когда их отбирают на фестивали. Это прибавляет уверенности. Помогает продолжать делать то, что поначалу кажется странным.
Ссылки
КомментарииВсего:5
Комментарии
-
Абсолютно бесполезное интервью. По англ. источникам видно, как сложно что-то вытянуть из Джейлана, и тут он показал блок)
-
+ Какой Филатов?! Буба Кикабидзе.
-
Джейлан и Бартас, два короля немногословности )
-
Почему бы вам не начать писать названия фильмов в оригинале? Давно уже пора.
-
tommy, то есть Bir zamanlar Anadolu'da от режиссера фильмов Üç maymun и Iklimler?
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452051
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343538
- 3. Норильск. Май 1269328
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897846
- 5. Закоротило 822374
- 6. Не может прожить без ирисок 783733
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760616
- 8. Коблы и малолетки 741601
- 9. Затворник. Но пятипалый 472592
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403873
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371137