Петр Буслов и Константин Эрнст сняли своего «Мертвеца»
В четверг в российский прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятый режиссером Петром Бусловым и продюсерами Константином Эрнстом, Анатолием Максимовым и Никитой Высоцким (он же является автором сценария).Читать!
Мы застаем измученного героя в 1979 году, на перепутье: ехать ли в Париж, где ждут Марина Влади и французские наркологи, или отправиться с левым концертом в Бухару, где тоже ждут (или, скорее, выжидают) — полковник КГБ, наблюдающий за нелегальным бизнесом местного антрепренера. Высоцкий выбирает Узбекистан, и трое его спутников — актер, директор и доктор, поставляющий поэту морфий, едут с ним, каждую минуту напряженно ожидая конца. Позднее к ним присоединится девушка, героиня Оксаны Акиньшиной — военным бортом она привезет Высоцкому наркотики и будет спокойна, когда настанет время выводить его из комы.
Сюжетным построением «Высоцкий» напоминает отчасти «Жизнь других» фон Доннерсмарка (сотрудник спецслужб следит за творческой интеллигенцией, постепенно осознавая собственную ничтожность), отчасти — снятый Оливером Стоуном байопик Джима Моррисона (обдолбанный поэт на краю комы; товарищи мечтают, чтобы назавтра был концерт, а не похороны). Из этой ассоциации вдруг вырастают следующие: Оливер Стоун на обложке журнала «Матадор»; Уильям Блейк, поэзия которого навеяла название The Doors, и Уильям Блейк — герой Джонни Деппа в картине Джармуша, прокат которой в России не состоялся бы без человека, без которого не состоялся бы «Высоцкий». Если в картине и есть ностальгия, следы эпохи, то это не тщательно стилизованные советские семидесятые (у которых, кроме дизайна, здесь есть только одно принципиальное свойство: в этой стране не берут взяток), а скорее девяностые — с их Джармушем, Стоуном и нормативной наркоманией. И вот мы отправляемся в собственное путешествие с мертвецом, а наши проводники, завороженные сами собой, повторяют: «Спасибо, что живой».
Весь фильм кажется производным от детского желания, чтобы Высоцкий был живой и гнал под музыку на своем «мерседесе» по пустым московским улицам (ах да, нет не только взяток, но и пробок), разворачиваясь через двойную сплошную. Он — одновременно и объект самоидентификации, и фигура отца: выражается только в духе «Я сказал!», говорит хриплым голосом, ходит вразвалку, может решить любую проблему, всегда воскресает из мертвых. Выход из комы сопровождается флешбэком — молодой Высоцкий в одиночку выталкивает из грязи машину с женой и маленькими детьми; очевидно, для сценариста это ключевой эпизод, но и у Петра Буслова явно что-то очень личное связано с толканием автомобиля.
Неправда, что в фильме нет интриги, кроме индейца Никто, исполнителя главной роли, заявленного в титрах как «Владимир Высоцкий»; постоянная болтанка на грани крушения обеспечивает картине необходимый саспенс. За развитием ситуации и действиями второстепенных героев интересно следить (Акиньшина прекрасна, у Ивана Урганта случается вдохновенный бенефис), но появление героя главного каждый раз парализует картину. Сложный грим, компьютерная графика или Безруков инкогнито, но при виде этого существа испытываешь неловкость — вроде той, что испытывал персонаж Баниониса, когда мыслящий океан Солярис в очередной раз возвращал ему Наталью Бондарчук.
Читать!
«Высоцкий» — фильм о механизмах компенсации. И об отсутствии в религиозном («для чего ты меня оставил») смысле. И о невозможности восполнить отсутствие, хотя всегда есть соблазн. И о том, что да, действительно, как и было сказано — желательно не путешествовать с мертвецом.
КомментарииВсего:19
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451698
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2342914
- 3. Норильск. Май 1268510
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822073
- 6. Не может прожить без ирисок 782058
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758574
- 8. Коблы и малолетки 740818
- 9. Затворник. Но пятипалый 471146
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402978
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370409
- 12. ЖП и крепостное право 345043
Я бы не доверял человеку считающему, что в жизни других, сотрудник штази осознает своё ничтожество следя за жизнью интеллигенции.
с этим не согласна. мне - 18, и я очень хочу сходить и посмотреть
не из-за шумихи, а для себя. кстати говоря, половина моих товарищей тоже планирует посмотреть фильм
Об этом целая куча прекрасных, быть может, самых прекрасных фильмов.
А пока предлагаю увидеть в нашем сюжете гамлетовский мотив. Датский принц тоскует по великому отцу и собственноручно делает его призрак с помощью сложного грима, компьютерной графики и, само собой, Безрукова инкогнито.
Так что - почём сыр в м ы ш е л о в к е ?
P.S. Да, я понимаю, что написал бессмыслицу, зато концепт.