«Высоцкий» – блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала».

Оцените материал

Просмотров: 102274

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Мария Кувшинова · 30/11/2011
Петр Буслов и Константин Эрнст сняли своего «Мертвеца»

Имена:  Анатолий Максимов · Владимир Высоцкий · Константин Эрнст · Оксана Акиньшина · Петр Буслов

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

В четверг в российский прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятый режиссером Петром Бусловым и продюсерами Константином Эрнстом, Анатолием Максимовым и Никитой Высоцким (он же является автором сценария).


Это, очевидно, очень личный фильм для всех создателей, не только для сына, снимавшего кино о своем отце. В поколении Буслова недавний уход Высоцкого, еще живого на экране и магнитофонных кассетах, переживался как одна из самых досадных несправедливостей детства, исправить которую вдруг появился призрачный шанс.

Мы застаем измученного героя в 1979 году, на перепутье: ехать ли в Париж, где ждут Марина Влади и французские наркологи, или отправиться с левым концертом в Бухару, где тоже ждут (или, скорее, выжидают) — полковник КГБ, наблюдающий за нелегальным бизнесом местного антрепренера. Высоцкий выбирает Узбекистан, и трое его спутников — актер, директор и доктор, поставляющий поэту морфий, едут с ним, каждую минуту напряженно ожидая конца. Позднее к ним присоединится девушка, героиня Оксаны Акиньшиной — военным бортом она привезет Высоцкому наркотики и будет спокойна, когда настанет время выводить его из комы.

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Сюжетным построением «Высоцкий» напоминает отчасти «Жизнь других» фон Доннерсмарка (сотрудник спецслужб следит за творческой интеллигенцией, постепенно осознавая собственную ничтожность), отчасти — снятый Оливером Стоуном байопик Джима Моррисона (обдолбанный поэт на краю комы; товарищи мечтают, чтобы назавтра был концерт, а не похороны). Из этой ассоциации вдруг вырастают следующие: Оливер Стоун на обложке журнала «Матадор»; Уильям Блейк, поэзия которого навеяла название The Doors, и Уильям Блейк — герой Джонни Деппа в картине Джармуша, прокат которой в России не состоялся бы без человека, без которого не состоялся бы «Высоцкий». Если в картине и есть ностальгия, следы эпохи, то это не тщательно стилизованные советские семидесятые (у которых, кроме дизайна, здесь есть только одно принципиальное свойство: в этой стране не берут взяток), а скорее девяностые — с их Джармушем, Стоуном и нормативной наркоманией. И вот мы отправляемся в собственное путешествие с мертвецом, а наши проводники, завороженные сами собой, повторяют: «Спасибо, что живой».

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Весь фильм кажется производным от детского желания, чтобы Высоцкий был живой и гнал под музыку на своем «мерседесе» по пустым московским улицам (ах да, нет не только взяток, но и пробок), разворачиваясь через двойную сплошную. Он — одновременно и объект самоидентификации, и фигура отца: выражается только в духе «Я сказал!», говорит хриплым голосом, ходит вразвалку, может решить любую проблему, всегда воскресает из мертвых. Выход из комы сопровождается флешбэком — молодой Высоцкий в одиночку выталкивает из грязи машину с женой и маленькими детьми; очевидно, для сценариста это ключевой эпизод, но и у Петра Буслова явно что-то очень личное связано с толканием автомобиля.

Неправда, что в фильме нет интриги, кроме индейца Никто, исполнителя главной роли, заявленного в титрах как «Владимир Высоцкий»; постоянная болтанка на грани крушения обеспечивает картине необходимый саспенс. За развитием ситуации и действиями второстепенных героев интересно следить (Акиньшина прекрасна, у Ивана Урганта случается вдохновенный бенефис), но появление героя главного каждый раз парализует картину. Сложный грим, компьютерная графика или Безруков инкогнито, но при виде этого существа испытываешь неловкость — вроде той, что испытывал персонаж Баниониса, когда мыслящий океан Солярис в очередной раз возвращал ему Наталью Бондарчук.

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

«Высоцкий» — блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала». Он, кажется, не соберет (или не доберет) в прокате — для юных посетителей кинотеатров имя на афише уже не значит ничего, а взрослых там не осталось. Но это неудача, вызывающая скорее сочувствие, чем злорадство.

«Высоцкий» — фильм о механизмах компенсации. И об отсутствии в религиозном («для чего ты меня оставил») смысле. И о невозможности восполнить отсутствие, хотя всегда есть соблазн. И о том, что да, действительно, как и было сказано — желательно не путешествовать с мертвецом.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • negator· 2011-11-30 14:10:44
    Вроде все нормально, но вот...
    Я бы не доверял человеку считающему, что в жизни других, сотрудник штази осознает своё ничтожество следя за жизнью интеллигенции.
  • non-pop· 2011-11-30 15:09:51
    Мария, Вы замечательная! =)
  • Lumy Veber· 2011-11-30 15:17:05
    «Высоцкий» — блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала» (!!!)
  • Zhenya Kovalyov· 2011-11-30 15:30:25
    Название the doors навеяно книгой олдоса хаксли
  • non-pop· 2011-11-30 15:43:54
    Жене Ковалёву: Хаксли - одно из промежуточных звеньев этой психоделической традиции. О Блейке сказано верно.
  • AnnaAn· 2011-11-30 16:48:41
    Он, кажется, не соберет (или не доберет) в прокате — для юных посетителей кинотеатров имя на афише уже не значит ничего

    с этим не согласна. мне - 18, и я очень хочу сходить и посмотреть
    не из-за шумихи, а для себя. кстати говоря, половина моих товарищей тоже планирует посмотреть фильм
  • spb4· 2011-11-30 17:13:26
    это-то и печально. пичалька.
  • bezumnypiero· 2011-11-30 17:29:20
    какая чушь
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-30 18:53:31
    Вот как раз, напротив, с мертвецом и следует путешествовать.
    Об этом целая куча прекрасных, быть может, самых прекрасных фильмов.
  • Таня Алёшичева· 2011-11-30 19:33:13
    отлично
  • Maxim Kuznetsov· 2011-12-01 01:29:44
    спасибо
  • Виктор Рудниченко· 2011-12-01 03:06:29
    Ну уж, если сделали резинового Высоцкого, то и Любимова , и Севу Абдулова тоже надо бы резиновых. А мне пришла ассоциация с "Кладбищем домашних животных" Кинга... Побольше бы Никите Владимировичу мозгов и поменьше бы желания наварить на папе! Кстати, в конце 50-ых мать Зои Космодемьянской позвали на студенческий спектакль о её дочери. Посмотрела, похвалила, только жаль, сказала, что не показали сцену казни...
  • po4emy· 2011-12-03 12:17:00
    прочитала Вашу рецензию, Мария...больше поняла про Вас, чем про фильм. ... где там Мертвец? о чем Вы? ...так много сложных слов и все они - ни о чем....смотрите какая хорошая рецензия http://www.kommersant.ru/doc/1823377?themeID=102 все понятно из нее о фильме, а не об авторе. удачи
  • Anton_Khitrov· 2011-12-04 03:19:22
    Фильм посмотрю - из желания отыскать какие-нибудь признаки Таганки.
    А пока предлагаю увидеть в нашем сюжете гамлетовский мотив. Датский принц тоскует по великому отцу и собственноручно делает его призрак с помощью сложного грима, компьютерной графики и, само собой, Безрукова инкогнито.
    Так что - почём сыр в м ы ш е л о в к е ?
    P.S. Да, я понимаю, что написал бессмыслицу, зато концепт.
  • morisson79· 2011-12-04 08:00:16
    Мария в очередной раз херню какую-то прогнала,,,вы сами то поняли что написали и про кого,,,
  • Дмитрий Постоялко· 2011-12-04 14:05:53
    Главная проблема фильма в сценарии, отдающим безвкусицей. А вот режиссура Буслова - отменная.
  • Nadia Tyrylgina· 2011-12-06 16:35:33
    Отличный фильм, прекрасная музыка, великолепная игра актеров и не надо заморачиваться кто это там в гриме играет Высоцкого. Кстати, 18-летние очень даже фильм посмотрели, что вы так недооцениваете-то..
  • Denis Grigoryev· 2011-12-07 14:58:40
    Абсолютно американская поделка. Красивая операторская работа, искуственный саспиенс за счет постоянно звучащей нарочито тревожной музыки, тема смерти, наркотиков, плохой хороший коп. Зачем этот фильм?
  • Denis Plutalov· 2012-01-10 08:40:53
    Унылое г... с вурдалаком-ретардом Безруковым в главной роли, иначе не назовешь. Похоже, Высоцкого запустили в замедленной съемке, а создатели фильма не видели ни одной его кинороли. Ну и, конечно, посредственная шнобелястая крашеная нескладушка Акиньшина, которую в последнее время так доблестно проталкивают, убила наповал! Опять же, учитывая ее колоссальный сексуальный опыт, тема е... с В.С. не раскрыта! Позорный фильмец разового просмотра, жалею что скачал и потратил время.
Все новости ›