«Высоцкий» – блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала».

Оцените материал

Просмотров: 102403

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Мария Кувшинова · 30/11/2011
Петр Буслов и Константин Эрнст сняли своего «Мертвеца»

Имена:  Анатолий Максимов · Владимир Высоцкий · Константин Эрнст · Оксана Акиньшина · Петр Буслов

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

В четверг в российский прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятый режиссером Петром Бусловым и продюсерами Константином Эрнстом, Анатолием Максимовым и Никитой Высоцким (он же является автором сценария).


Это, очевидно, очень личный фильм для всех создателей, не только для сына, снимавшего кино о своем отце. В поколении Буслова недавний уход Высоцкого, еще живого на экране и магнитофонных кассетах, переживался как одна из самых досадных несправедливостей детства, исправить которую вдруг появился призрачный шанс.

Мы застаем измученного героя в 1979 году, на перепутье: ехать ли в Париж, где ждут Марина Влади и французские наркологи, или отправиться с левым концертом в Бухару, где тоже ждут (или, скорее, выжидают) — полковник КГБ, наблюдающий за нелегальным бизнесом местного антрепренера. Высоцкий выбирает Узбекистан, и трое его спутников — актер, директор и доктор, поставляющий поэту морфий, едут с ним, каждую минуту напряженно ожидая конца. Позднее к ним присоединится девушка, героиня Оксаны Акиньшиной — военным бортом она привезет Высоцкому наркотики и будет спокойна, когда настанет время выводить его из комы.

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Сюжетным построением «Высоцкий» напоминает отчасти «Жизнь других» фон Доннерсмарка (сотрудник спецслужб следит за творческой интеллигенцией, постепенно осознавая собственную ничтожность), отчасти — снятый Оливером Стоуном байопик Джима Моррисона (обдолбанный поэт на краю комы; товарищи мечтают, чтобы назавтра был концерт, а не похороны). Из этой ассоциации вдруг вырастают следующие: Оливер Стоун на обложке журнала «Матадор»; Уильям Блейк, поэзия которого навеяла название The Doors, и Уильям Блейк — герой Джонни Деппа в картине Джармуша, прокат которой в России не состоялся бы без человека, без которого не состоялся бы «Высоцкий». Если в картине и есть ностальгия, следы эпохи, то это не тщательно стилизованные советские семидесятые (у которых, кроме дизайна, здесь есть только одно принципиальное свойство: в этой стране не берут взяток), а скорее девяностые — с их Джармушем, Стоуном и нормативной наркоманией. И вот мы отправляемся в собственное путешествие с мертвецом, а наши проводники, завороженные сами собой, повторяют: «Спасибо, что живой».

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Весь фильм кажется производным от детского желания, чтобы Высоцкий был живой и гнал под музыку на своем «мерседесе» по пустым московским улицам (ах да, нет не только взяток, но и пробок), разворачиваясь через двойную сплошную. Он — одновременно и объект самоидентификации, и фигура отца: выражается только в духе «Я сказал!», говорит хриплым голосом, ходит вразвалку, может решить любую проблему, всегда воскресает из мертвых. Выход из комы сопровождается флешбэком — молодой Высоцкий в одиночку выталкивает из грязи машину с женой и маленькими детьми; очевидно, для сценариста это ключевой эпизод, но и у Петра Буслова явно что-то очень личное связано с толканием автомобиля.

Неправда, что в фильме нет интриги, кроме индейца Никто, исполнителя главной роли, заявленного в титрах как «Владимир Высоцкий»; постоянная болтанка на грани крушения обеспечивает картине необходимый саспенс. За развитием ситуации и действиями второстепенных героев интересно следить (Акиньшина прекрасна, у Ивана Урганта случается вдохновенный бенефис), но появление героя главного каждый раз парализует картину. Сложный грим, компьютерная графика или Безруков инкогнито, но при виде этого существа испытываешь неловкость — вроде той, что испытывал персонаж Баниониса, когда мыслящий океан Солярис в очередной раз возвращал ему Наталью Бондарчук.

©  WDSSPR Sony

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

«Высоцкий» — блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала». Он, кажется, не соберет (или не доберет) в прокате — для юных посетителей кинотеатров имя на афише уже не значит ничего, а взрослых там не осталось. Но это неудача, вызывающая скорее сочувствие, чем злорадство.

«Высоцкий» — фильм о механизмах компенсации. И об отсутствии в религиозном («для чего ты меня оставил») смысле. И о невозможности восполнить отсутствие, хотя всегда есть соблазн. И о том, что да, действительно, как и было сказано — желательно не путешествовать с мертвецом.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • negator· 2011-11-30 14:10:44
    Вроде все нормально, но вот...
    Я бы не доверял человеку считающему, что в жизни других, сотрудник штази осознает своё ничтожество следя за жизнью интеллигенции.
  • non-pop· 2011-11-30 15:09:51
    Мария, Вы замечательная! =)
  • Lumy Veber· 2011-11-30 15:17:05
    «Высоцкий» — блокбастер, сделанный океаном Солярис по заказу Дирекции кино «Первого канала» (!!!)
Читать все комментарии ›
Все новости ›