Влюбленные девочки-панки, две супружеские пары, втихаря обменивающиеся партнерами, любитель садомазо и пожилые супруги, рассматривающие в постели «Камасутру» и журнал для строителей.
Открытия и разочарования киевского фестиваля
«Вулкан», (Исландия — Дания). Режиссер Рунар Рунарссон. Конкурс
Трейлер фильма «Вулкан»
«Вулкан» — камерная история одного семейства, которое в 1970-х годах покинуло родной город, разрушенный проснувшимся вулканом, и поселилось в Рейкьявике. Несмотря на то что фильм Рунара Рунарссона начинается с архивных кадров вулканического извержения в Исландии, речь в нем не о геологических последствиях катастрофы, а о том, что все мы живем, как на вулкане, не зная, когда извержение отнимет у нас самое дорогое.
Суровый и мрачный Ханнес, сорок лет проработавший смотрителем в школе, уходит на пенсию, своему преемнику он советует вести себя с учениками как можно строже. Похоже, такими же принципами Ханнес когда-то руководствовался в воспитании собственных детей. Но годы прошли, он постарел, дети выросли, страх исчез, а другие чувства к отцу так и не появились. Сварливый мужчина, предвидящий безрадостные пенсионные будни (на вопрос «Что собираешься делать дальше?» он отвечает: «Состариться и умереть»), то и дело срывается на своей терпеливой жене. Однако после того, как ее парализует, из ворчуна герой превращается в заботливую сиделку. Перед лицом болезни и надвигающейся смерти в нем пробуждаются любовь и сострадание, и финальный поступок Ханнеса — это не вопль отчаяния, а последний жест преданности. Природные катаклизмы, от которых можно спастись бегством, оказываются не такими страшными, как личная трагедия. «Вулкан», снятый в холодных нордических тонах и минималистичной стилистике, — фильм, который повествует о смерти и одиночестве, обходясь без надрывных интонаций.
«Земля забвения» (Франция — Германия — Польша — Украина). Режиссер Михаль Боганим. Конкурс
Трейлер фильма «Земля забвения»
В конкурсе нынешнего фестиваля не было ни российских, ни украинских картин, однако большой ажиотаж вызвала копродукция, к которой Украина имеет непосредственное отношение. «Земля забвения», снятая франко-израильским режиссером Михаль Боганим при участии украинских сопродюсеров и актеров, — европейское видение чернобыльской катастрофы. Этот отвлеченный взгляд чужака на далекую трагедию не выдерживает никакого сравнения с картиной Миндадзе «В субботу». А сравнения в данном случае неизбежны. Фильмы снимались в одно и то же время, вблизи одного и того же водохранилища, с одной и той же массовкой, но результаты получились слишком разные.
В фильме «В субботу» Миндадзе поставил себе рамки: в основе сюжета — один день, увиденный глазами одного человека. Боганим попыталась объять необъятное и потерпела поражение. Ее «Землю забвения» не упрекнешь в скромности. Начинаясь 25 апреля 1986 года, фильм перепрыгивает через десять лет и показывает последствия катастрофы в судьбах трех людей: девушки, чей муж ушел тушить станцию прямо со свадьбы (Ольга Куриленко), инженера, узнавшего первым о трагедии и сошедшего на этой почве с ума, и старика, не пожелавшего уехать с зараженной территории. Не останавливаясь надолго ни на одном из этих героев, Боганим скользит по поверхности. В то же время «Земля забвения» — это косвенная речь, искаженная к тому же неточностями говорящего, который передает чужие слова и старается для эффекта выбрать слово повесомее; получается фальшиво.
«Акации» (Аргентина — Испания). Режиссер Пабло Джорджелли. Конкурс
Трейлер фильма «Акации»
Фильм Пабло Джорджелли «Акации», получивший в Каннах «Золотую камеру» как лучший дебют, — размеренное и молчаливое аргентинское роуд-муви, под стать спокойной поездке, которая обходится без неожиданных происшествий, но после себя оставляет неизгладимо приятное ощущение. Почти весь фильм снят в салоне грузовика. Дальнобойщик Рубен, перевозящий стволы акации из Асунсьона в Буэнос-Айрес, соглашается подбросить до аргентинской столицы женщину с пятимесячным ребенком. Поначалу присутствие чужих людей в машине нервирует водителя, и он подумывает купить попутчикам билет на автобус. Но улыбка маленькой девочки, которая еще ничего не знает о человеческой усталости и опустошенности, преображает Рубена. Ребенок становится поводом для коммуникации мужчины и женщины. Изворотливая камера, поочередно приближаясь к трем лицам, ловит постепенную перемену в отношениях незнакомых людей. Под шум двигателя Рубен пересекает границу своего одиночества и попадает на территорию человеческой близости. Ограничение пространства действия могло бы компенсироваться яркими диалогами. Тем удивительнее, что «Акации» не превращается в словесный пинг-понг и обходится без разговоров по душам. К концу поездки мы знаем о жизнях попутчиков почти столько же, сколько вначале (как и они сами), что совершенно не мешает сближению.
«Каникулы у моря» (Франция). Режиссер Паскаль Рабате. Программа «Фестиваль фестивалей»
Трейлер фильма «Каникулы у моря»
На летний отдых в маленькое местечко, где даже штрих-коды на товарах в магазинах рисуются вручную, съезжаются экстравагантные персонажи: влюбленные девочки-панки, две супружеские пары, втихаря обменивающиеся партнерами, любитель садомазо и пожилые супруги, рассматривающие в постели «Камасутру» и журнал для строителей. Второй фильм Паскаля Рабате, автора многочисленных комиксов, — смешная, не лишенная очарования короткая зарисовка о буднях отдыхающих, ставшая своеобразным оммажем Жаку Тати. Курортные приключения целой галереи фриков порой обыгрывают сцены из «Каникул господина Юло», которые снимались на том же атлантическом побережье Луары. Как и Тати, Паскаль Рабате обходится практически без слов. Его фильм-пантомима насмешил жюри фестиваля в Карловых Варах, которое присудило ему приз за лучшую режиссуру.
«Реставрация» (Израиль). Режиссер Йосиф Мадмони. Программа «Фестиваль фестивалей»
«Трейлер фильма «Реставрация»
Несмотря на то что картина Йосифа Мадмони была показана в параллельной программе «Молодости» «Фестиваль фестивалей», она как раз вписывается в ту тенденцию конкурсных фильмов, о которой в своем интервью OPENSPACE.RU говорил директор фестиваля Андрей Халпахчи. «Реставрация» (другое название — «Доброе утро, мистер Фидельман»), обходя стороной главные темы израильского кино — религиозный и этнический конфликты, — рассказывает историю об отношениях между поколениями, в которых находится место для двух треугольников: любовного и семейного. После смерти своего напарника Маламуда, который заправлял финансовой стороной бизнеса и налаживал контакты с клиентами, Яков, мастер по реставрации старинной мебели, рискует потерять дело всей своей жизни. Масла в огонь подливает родной сын Ной, которому покойный духовный отец оставил свою часть мастерской. Ной не собирается заниматься проблемами реального отца и, желая сбросить с себя ненужный груз, предлагает продать мастерскую. В подмастерья к Якову приходит незнакомец Антон, который несет в себе одновременно угрозу и надежду на спасение. Закручивая роман с беременной женой Ноя, он готов окончательно разрушить отношения в семье. И в то же время именно Антон находит в завалах мастерской старое пианино Steinway, 1882 года выпуска. Бесценный антикварный инструмент может вытащить из болота весь бизнес Якова, но реставрация рвущихся семейных уз оказывается важнее. Из отношений отца и сына, если их отремонтировать, как старое пианино, еще можно извлечь прекрасную музыку. Первая сольная режиссерская работа Йосифа Мадмони о поломанном механизме внутри целого семейства получила Гран-при в Карловых Варах.
«Чудовище» (Дания). Режиссер Кристофер Боэ. Программа «Скандинавская панорама»
Трейлер фильма «Чудовище»
После своей глубоко интимной трилогии («Реконструкция», «Аллегро», «За кадром») Кристофер Боэ снял политический триллер «Все будет хорошо» и повторял тогда, что тему любви он исчерпал и разоблачение властей — взрослый способ двигаться дальше. Но на чужой территории датчанин не прижился, и новая картина, «Чудовище», стала возвращением к старой теме. Очередная история про маниакальную любовь — неудавшаяся попытка поженить «Кто боится Вирджинии Вульф» Майка Николса с «Чужим» Ридли Скотта. Молодая семейная пара въезжает в новый дом, девушка нечаянно прокалывает палец гвоздем. Муж подносит его к губам и высасывает кровь, бросая на любимую такой взгляд, что дальнейшие события становятся понятны без слов. Через несколько сцен от счастливых перспектив совместной жизни не остается и следа. У каждого из двоих происходит собственная трансформация чувств: она начинает испытывать к мужу неприязнь и отвращение, он поглощен болезненной идеей обладания. Страсть пробуждает в нем не только животные инстинкты, но и странную феминность: муж опьянен желанием зачать ребенка от жены, впустить ее в свое тело, чтобы быть с ней неразлучным. Фильм, в котором экран то и дело заливается красной жидкостью, слишком несерьезен, чтобы посостязаться с телесными мутациями Кроненберга, но для гиньоля в нем недостаточно гротеска. Кристофер Боэ, восемь лет назад громко дебютировавший с эстетской «Реконструкцией» и придумавший в пику «Догме-95» концепцию «идеального кадра», явно сдал свои позиции — кадры уже далеко не такие идеальные, а посыл фильма вызывает недоумение.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17827302
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6723812
- 3. Норильск. Май 1293578
- 4. ЖП и крепостное право 1117494
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907053
- 6. Закоротило 837161
- 7. Не может прожить без ирисок 832218
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790965
- 9. Коблы и малолетки 766222
- 10. Затворник. Но пятипалый 507920
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441890
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408724
Или вы руководствовались принципом писать о том, о чем ранее на сайте не упоминали?
Кстати, аргентинский фильм называется "Акации"