Влюбленные девочки-панки, две супружеские пары, втихаря обменивающиеся партнерами, любитель садомазо и пожилые супруги, рассматривающие в постели «Камасутру» и журнал для строителей.

Оцените материал

Просмотров: 33161

Топ-6: что показала «Молодость»?

Анна Меликова · 31/10/2011
Открытия и разочарования киевского фестиваля

Имена:  Андрей Халпахчи · Кристофер Боэ · Паскаль Рабате

Топ-6: что показала «Молодость»?
30 октября завершился киевский фестиваль «Молодость», один из старейших на территории бывшего СССР. Интервью программного директора киносмотра Андрея Халпахчи, в котором он объясняет принципы отбора, можно прочитать здесь, о некоторых результатах программирования можно узнать из обзора АННЫ МЕЛИКОВОЙ.


«Вулкан», (Исландия — Дания). Режиссер Рунар Рунарссон. Конкурс

Трейлер фильма «Вулкан»


«Вулкан» — камерная история одного семейства, которое в 1970-х годах покинуло родной город, разрушенный проснувшимся вулканом, и поселилось в Рейкьявике. Несмотря на то что фильм Рунара Рунарссона начинается с архивных кадров вулканического извержения в Исландии, речь в нем не о геологических последствиях катастрофы, а о том, что все мы живем, как на вулкане, не зная, когда извержение отнимет у нас самое дорогое.

Суровый и мрачный Ханнес, сорок лет проработавший смотрителем в школе, уходит на пенсию, своему преемнику он советует вести себя с учениками как можно строже. Похоже, такими же принципами Ханнес когда-то руководствовался в воспитании собственных детей. Но годы прошли, он постарел, дети выросли, страх исчез, а другие чувства к отцу так и не появились. Сварливый мужчина, предвидящий безрадостные пенсионные будни (на вопрос «Что собираешься делать дальше?» он отвечает: «Состариться и умереть»), то и дело срывается на своей терпеливой жене. Однако после того, как ее парализует, из ворчуна герой превращается в заботливую сиделку. Перед лицом болезни и надвигающейся смерти в нем пробуждаются любовь и сострадание, и финальный поступок Ханнеса — это не вопль отчаяния, а последний жест преданности. Природные катаклизмы, от которых можно спастись бегством, оказываются не такими страшными, как личная трагедия. «Вулкан», снятый в холодных нордических тонах и минималистичной стилистике, — фильм, который повествует о смерти и одиночестве, обходясь без надрывных интонаций.


«Земля забвения» (Франция — Германия — Польша — Украина). Режиссер Михаль Боганим. Конкурс

Трейлер фильма «Земля забвения»


В конкурсе нынешнего фестиваля не было ни российских, ни украинских картин, однако большой ажиотаж вызвала копродукция, к которой Украина имеет непосредственное отношение. «Земля забвения», снятая франко-израильским режиссером Михаль Боганим при участии украинских сопродюсеров и актеров, — европейское видение чернобыльской катастрофы. Этот отвлеченный взгляд чужака на далекую трагедию не выдерживает никакого сравнения с картиной Миндадзе «В субботу». А сравнения в данном случае неизбежны. Фильмы снимались в одно и то же время, вблизи одного и того же водохранилища, с одной и той же массовкой, но результаты получились слишком разные.

В фильме «В субботу» Миндадзе поставил себе рамки: в основе сюжета — один день, увиденный глазами одного человека. Боганим попыталась объять необъятное и потерпела поражение. Ее «Землю забвения» не упрекнешь в скромности. Начинаясь 25 апреля 1986 года, фильм перепрыгивает через десять лет и показывает последствия катастрофы в судьбах трех людей: девушки, чей муж ушел тушить станцию прямо со свадьбы (Ольга Куриленко), инженера, узнавшего первым о трагедии и сошедшего на этой почве с ума, и старика, не пожелавшего уехать с зараженной территории. Не останавливаясь надолго ни на одном из этих героев, Боганим скользит по поверхности. В то же время «Земля забвения» — это косвенная речь, искаженная к тому же неточностями говорящего, который передает чужие слова и старается для эффекта выбрать слово повесомее; получается фальшиво.


«Акации» (Аргентина — Испания). Режиссер Пабло Джорджелли. Конкурс

Трейлер фильма «Акации»


Фильм Пабло Джорджелли «Акации», получивший в Каннах «Золотую камеру» как лучший дебют, — размеренное и молчаливое аргентинское роуд-муви, под стать спокойной поездке, которая обходится без неожиданных происшествий, но после себя оставляет неизгладимо приятное ощущение. Почти весь фильм снят в салоне грузовика. Дальнобойщик Рубен, перевозящий стволы акации из Асунсьона в Буэнос-Айрес, соглашается подбросить до аргентинской столицы женщину с пятимесячным ребенком. Поначалу присутствие чужих людей в машине нервирует водителя, и он подумывает купить попутчикам билет на автобус. Но улыбка маленькой девочки, которая еще ничего не знает о человеческой усталости и опустошенности, преображает Рубена. Ребенок становится поводом для коммуникации мужчины и женщины. Изворотливая камера, поочередно приближаясь к трем лицам, ловит постепенную перемену в отношениях незнакомых людей. Под шум двигателя Рубен пересекает границу своего одиночества и попадает на территорию человеческой близости. Ограничение пространства действия могло бы компенсироваться яркими диалогами. Тем удивительнее, что «Акации» не превращается в словесный пинг-понг и обходится без разговоров по душам. К концу поездки мы знаем о жизнях попутчиков почти столько же, сколько вначале (как и они сами), что совершенно не мешает сближению.


«Каникулы у моря» (Франция). Режиссер Паскаль Рабате. Программа «Фестиваль фестивалей»

Трейлер фильма «Каникулы у моря»


На летний отдых в маленькое местечко, где даже штрих-коды на товарах в магазинах рисуются вручную, съезжаются экстравагантные персонажи: влюбленные девочки-панки, две супружеские пары, втихаря обменивающиеся партнерами, любитель садомазо и пожилые супруги, рассматривающие в постели «Камасутру» и журнал для строителей. Второй фильм Паскаля Рабате, автора многочисленных комиксов, — смешная, не лишенная очарования короткая зарисовка о буднях отдыхающих, ставшая своеобразным оммажем Жаку Тати. Курортные приключения целой галереи фриков порой обыгрывают сцены из «Каникул господина Юло», которые снимались на том же атлантическом побережье Луары. Как и Тати, Паскаль Рабате обходится практически без слов. Его фильм-пантомима насмешил жюри фестиваля в Карловых Варах, которое присудило ему приз за лучшую режиссуру.


«Реставрация» (Израиль). Режиссер Йосиф Мадмони. Программа «Фестиваль фестивалей»

«Трейлер фильма «Реставрация»


Несмотря на то что картина Йосифа Мадмони была показана в параллельной программе «Молодости» «Фестиваль фестивалей», она как раз вписывается в ту тенденцию конкурсных фильмов, о которой в своем интервью OPENSPACE.RU говорил директор фестиваля Андрей Халпахчи. «Реставрация» (другое название — «Доброе утро, мистер Фидельман»), обходя стороной главные темы израильского кино — религиозный и этнический конфликты, — рассказывает историю об отношениях между поколениями, в которых находится место для двух треугольников: любовного и семейного. После смерти своего напарника Маламуда, который заправлял финансовой стороной бизнеса и налаживал контакты с клиентами, Яков, мастер по реставрации старинной мебели, рискует потерять дело всей своей жизни. Масла в огонь подливает родной сын Ной, которому покойный духовный отец оставил свою часть мастерской. Ной не собирается заниматься проблемами реального отца и, желая сбросить с себя ненужный груз, предлагает продать мастерскую. В подмастерья к Якову приходит незнакомец Антон, который несет в себе одновременно угрозу и надежду на спасение. Закручивая роман с беременной женой Ноя, он готов окончательно разрушить отношения в семье. И в то же время именно Антон находит в завалах мастерской старое пианино Steinway, 1882 года выпуска. Бесценный антикварный инструмент может вытащить из болота весь бизнес Якова, но реставрация рвущихся семейных уз оказывается важнее. Из отношений отца и сына, если их отремонтировать, как старое пианино, еще можно извлечь прекрасную музыку. Первая сольная режиссерская работа Йосифа Мадмони о поломанном механизме внутри целого семейства получила Гран-при в Карловых Варах.


«Чудовище» (Дания). Режиссер Кристофер Боэ. Программа «Скандинавская панорама»

Трейлер фильма «Чудовище»


После своей глубоко интимной трилогии («Реконструкция», «Аллегро», «За кадром») Кристофер Боэ снял политический триллер «Все будет хорошо» и повторял тогда, что тему любви он исчерпал и разоблачение властей — взрослый способ двигаться дальше. Но на чужой территории датчанин не прижился, и новая картина, «Чудовище», стала возвращением к старой теме. Очередная история про маниакальную любовь — неудавшаяся попытка поженить «Кто боится Вирджинии Вульф» Майка Николса с «Чужим» Ридли Скотта. Молодая семейная пара въезжает в новый дом, девушка нечаянно прокалывает палец гвоздем. Муж подносит его к губам и высасывает кровь, бросая на любимую такой взгляд, что дальнейшие события становятся понятны без слов. Через несколько сцен от счастливых перспектив совместной жизни не остается и следа. У каждого из двоих происходит собственная трансформация чувств: она начинает испытывать к мужу неприязнь и отвращение, он поглощен болезненной идеей обладания. Страсть пробуждает в нем не только животные инстинкты, но и странную феминность: муж опьянен желанием зачать ребенка от жены, впустить ее в свое тело, чтобы быть с ней неразлучным. Фильм, в котором экран то и дело заливается красной жидкостью, слишком несерьезен, чтобы посостязаться с телесными мутациями Кроненберга, но для гиньоля в нем недостаточно гротеска. Кристофер Боэ, восемь лет назад громко дебютировавший с эстетской «Реконструкцией» и придумавший в пику «Догме-95» концепцию «идеального кадра», явно сдал свои позиции — кадры уже далеко не такие идеальные, а посыл фильма вызывает недоумение.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • asl· 2011-11-01 11:24:32
    Мда... Интересненькая подборочка. Включить в Топ-6 "Землю забвения" и не включить "Дыхание", это, как минимум, странно. А во внеконкурсных показах обойти вниманием "Надер и Симин: Развод"...

    Или вы руководствовались принципом писать о том, о чем ранее на сайте не упоминали?

    Кстати, аргентинский фильм называется "Акации"

Все новости ›