Мало кто из участников дискуссии принимает во внимание тот факт, что номинация «Лучший иностранный фильм» в последние годы – это отмель мирового кинематографа, на которую выносит пластиковые бутылки и дохлых животных.
Зачем нужна номинация «Лучший иностранный фильм» и кого выдвигают страны, которые не являются Россией
3 октября вышел срок подачи заявок от стран на участие в оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Выдвижение российского кандидата (как часто случалось и прежде) сопровождалось скандалом — национальный Оскаровский комитет выбрал в высшей степени странную «Цитадель» Михалкова. Альтернативный «КиноСоюз», пользуясь случаем, потребовал создать новый оскаровский комитет с более прозрачной структурой (сейчас комитет является подразделением михалковской киноакадемии «Золотой орел»), что было бы как минимум разумно.Читать!
Многолетние наблюдения за странами и их кандидатами позволяют сделать вывод, что выбор иногда бывает чисто символическим, без дальнего (как в бесконечно провинциальной России) прицела на статуэтку — своего рода оммажем уважаемому художнику. Вряд ли Швеция всерьез рассчитывала на награду, в 2008-м отправляя в Америку картину Роя Андерссона «Ты, живущий», но и проигнорировать своего главного художника она тоже не могла.
В связи с кандидатами этого года (шорт-лист будет объявлен в январе) стоит отметить, что многие из них были так или иначе представлены в программах Каннского фестиваля, который был и остается центральной нервной системой мирового кино; оскаровская номинация «Лучший иностранный фильм» — скорее периферия этого организма. — М.К.
Греция: «Аттенберг» Афины Цангари
Трейлер фильма «Аттенберг»
«Аттенберг» — один из самых удивительных фильмов последнего десятилетия; чем больше времени проходит со дня его премьеры в конкурсе позапрошлого Венецианского фестиваля, тем сильнее ощущается тепло, исходящее от этой картины. Главная героиня (французская актриса греческого происхождения Ариан Лабед) живет в депрессивном городке, болтает с умирающим от рака отцом, дурачится с подругой, знакомится с приехавшим в командировку инженером. Странное, на грани эксцентрики, поведение героини оказывается едва ли не единственным способом органичного поведения в пустеющем, замерзающем мире. В отличие от большинства новых авторов Цангари удается создать мир, в котором любые отношения — родственные, дружеские, любовные — оказываются подлинной близостью, без лишних деклараций и демонстраций (здесь — подробно о фильме и Q&A Афины Цангари). Греция, как известно, находится в перманентном экономическом кризисе и точно не в состоянии содержать национальную кинематографию. В прошлом году страна выдвинула на «Оскар» «Клык» Йоргоса Лантимоса (интервью с ним можно прочитать здесь), созданный на той же студии Haos Film, что и «Аттенберг». Эта компания была основана Лантимосом и Цангари (которые познакомились во время подготовки церемонии открытия Олимпиады в Афинах) именно для того, чтобы делать свое кино при полном отсутствии государственной и частной поддержки, по очереди продюсируя проекты друг друга. Существующее параллельно с ними греческое кино (а заодно — и патриархальное греческое общество) они считают архаикой, создавая свои произведения по собственным законам. Более того, их фестивальный успех и очевидное признание у международной аудитории довольно сильно повлияли на кинематографический климат в стране: есть основания полагать, что у Лантимоса и Цангари скоро появятся последователи, которые сложатся в новую волну греческого кинематографа. Даже не столько из-за Олимпиады в Сочи, сколько из-за сходства культур и общей консервативности общества, пример Haos Film кажется поучительным и более чем применимым в российской реальности; дело за людьми и идеями. — М.К.
Италия: «Терраферма» Эмануэле Криалезе
Трейлер фильма «Терраферма»
«Терраферма» была впервые показана в конкурсе Венецианского фестиваля, ей даже достался специальный приз жюри. Молодой человек из семьи сицилийских рыбаков вместе с матерью приходит к выводу, что пора завязывать со старым ремеслом и переходить к обслуживанию туристов. Сдав свой домик столичным бездельникам, они переселяются в гараж, но ситуацию осложняют африканские нелегалы, которых спасает дедушка главного героя. «Терраферма» — условно социальное кино; здесь слишком глянцевая картинка, схематичные персонажи, и нет ни малейшего намека на ту магию, которая присутствовала в «Новом свете», предыдущей картине Криалезе. В 1988 году «Оскар» за лучший иностранный фильм получил «Новый кинотеатр “Парадизо”» Джузеппе Торнаторе, также снятый на Сицилии. — М.К.
Гонконг: «Простая жизнь» Энн Хуй
Трейлер фильма «Простая жизнь»
Классик гонконгского кино Энн Хуй сняла фильм о постаревшей служанке, которая вырастила несколько поколений своих нанимателей. Теперь один из повзрослевших детей (Энди Лау) заботится о ней, сопровождая ее до последней минуты так же, как она сопровождала его с самой первой. Эта простейшая и совершенно гипнотическая история была впервые показана в конкурсе Венецианского фестиваля, а исполнительница роли служанки Динни Йип получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Фильмы из Гонконга дважды попадали в шорт-лист иностранной номинации — «Подними красный фонарь» Чжана Имоу в 1991-м и «Прощай, моя наложница» Чена Кайге в 1993-м. В этом году фильм Имоу «Цветы войны» с Кристианом Бейлом в роли американского священника выдвигается на «Оскар» от Китая. — М.К.
Германия: «Пина 3D» Вима Вендерса
Трейлер фильма «Пина»
Главный арт-хит сезона — трехмерный оммаж Вендерса хореографу Пине Бауш (подробнее о фильме — здесь). В американский прокат картина выходит в декабре, что, по мнению экспертов, может содействовать ее попаданию в шорт-лист. В 2000 году фильм Вендерса Buena Vista Social Club попал в документальную номинацию «Оскара». — М.К.
Чехия: «Алоис Небель» Томаша Лунака
Трейлер «Алоис Небель»
Черно-белый мультфильм об одиноком стрелочнике, который служит на чешско-польской границе в конце 1980-х, накануне падения Берлинской стены. Когда станцию накрывает туман, он начинает видеть кошмары, навеянные восточноевропейским прошлым. Тогда, сразу после Второй мировой, в этом местечке чехи хотели совершить самосуд над немецким населением. Несмотря на изощренную игру со временем и повествованием (действие мечется туда-сюда между прошлым и настоящим, которые почти неотличимы друг от друга), сама история в «Алоисе Небеле» остается вязкой и непрозрачной, как тот самый туман, пробуждающий в герое смутные воспоминания. А главное, во время просмотра не покидает вопрос, почему эту историю о чувстве вины и прошлом, наступающем на настоящее, нельзя было рассказать «простым человеческим языком» игрового или даже документального кино, а не выбирать для этого стиль неторопливых графических картинок с их гиперусловностью и апсихологизмом. Такие вопросы всегда возникают в случае социально-политической анимации, но «Алоис Небель» — в отличие от того же «Вальса с Баширом», чей стиль имеет ясное оправдание, — не дает на них ответа, оставаясь скорее набором красивых и безупречно нарисованных черно-белых кадров, чем документом об исторической трагедии. — Е.Г.
Турция: «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана
Трейлер фильма «Однажды в Анатолии»
Джейлан — главный автор турецкого кино, четыре из шести его фильмов попадали в каннский конкурс; картина «Однажды в Анатолии» в этом году получила в Каннах Гран-при жюри. Фильм начинается с затяжного следственного эксперимента: в глубокой провинции под покровом ночи несколько полицейских, два подозреваемых и врач ищут труп недавно убитого мужчины. В их диалогах, почти никак не связанных с криминальным сюжетом,
Читать!
{-page-}
Израиль: «Примечание» Йосефа Седара
Тизер фильма «Примечание»
Предыдущая игровая работа Седара «Бофор» попала в оскаровский шорт-лист в 2007-м. Картина «Примечание» получила в Каннах приз за лучший сценарий и девять из четырнадцати статуэток израильской кинопремии «Офир». Кажется, у этой небанальной комедии немало шансов попасть в шорт-лист, хотя для «Оскара» она сложновата. Главный герой, пожилой исследователь Талмуда, оказывается в тени своего блистательного и любимого публикой сына, тоже талмудиста (его играет один из самых ярких израильских актеров Лиор Ашкенази). Старшему, страдающему от недостатка признания, неожиданно присуждают важную премию — как выясняется, по ошибке: секретарь министерства перепутал его с младшим. Отец о недоразумении не знает, сын — быстро узнает, но получить награду ценой унижения родителя решительно отказывается. Ближе к концу «Примечание» из фильма про костры амбиций и конфликт поколений вдруг превращается в филологический триллер: отец, изучив публикации сына, догадывается, кто писал его представление к награде. — М.К.
Финляндия: «Гавр» Аки Каурисмяки
Трейлер фильма «Гавр»
Парадоксы копродукции: Финляндию в номинации представляет картина, снятая на французском языке. Тем не менее фильм, впервые показанный в каннском конкурсе, является одной из самых бесспорных удач года; кажется, он нравится всем. Главный герой — чистильщик обуви в портовом Гавре. Когда его любимая жена попадает в больницу, он знакомится с африканским мальчиком-нелегалом, за которым охотится комиссар полиции. Мир «Гавра» — это идеализированная Франция, идеализированная старая Европа, в которой люди живут коммуной, бесконечно одалживая друг другу деньги и помогая в любых ситуациях, ничего не требуя взамен. Сам Каурисмяки уже номинировался на «Оскар». В 2002 году в оскаровский шорт-лист попал его «Человек без прошлого» (других финских фильмов в номинации никогда не было). — М.К.
Испания: «Черный хлеб» Агустина Вильяронги
Трейлер фильма «Черный хлеб»
Фильмы каталонца Агустина Вильяронги — одни из самых экзотичных и своевольных цветков зла современного кинематографа. Его дебют «В стеклянной клетке» стал ключевым испанским фильмом 1980-х, при этом возглавив все мыслимые списки самых отталкивающих картин современности. Дальше Вильяронгу ждала извилистая карьера проклятого поэта — провалившаяся фантастическая лента «Лунный ребенок», снятый на заказ хоррор «99.9», клип для Милен Фармер. К относительной независимости режиссеру удалось вернуться в начале нулевых в гомоэротическом «Море» и нежном мокьюментари о серийном убийце «Аро Толбухин». Затем снова последовали телевизионная халтура и годы безвестности, чуть не приведшие Вильяронгу к решению отказаться от кино в пользу кондитерского мастерства. Тем удивительнее в свете такой биографии то, что снятый им после семилетнего перерыва «Черный хлеб» наконец-то принес своему автору полноценное признание. Он получил девять премий «Гойя», став первым фильмом на каталонском языке, победившим в главной номинации, и был выдвинут на соискание «Оскара» от Испании вместо Альмодовара.
Действие происходит в 1944 году. Где-то вдалеке продолжается мировая бойня, а в каталонской провинции люди все больше страдают от жестоких последствий недавно завершившейся гражданской войны, суровых нравов и нищеты. Однажды одиннадцатилетний главный герой находит в лесу трупы отцовского партнера и его сына. Детективная история, как выяснится, таит в себе немало неприятных тайн. В «Черном хлебе» можно увидеть ладно снятую историческую драму, но все же это скорее очень мрачная сказка, героями которой стали убийца птиц (таков подзаголовок фильма), однорукая девочка и забившийся в пещеру мстительный призрак. В связи с «Черным хлебом» трудно не вспомнить «Лабиринт Фавна», действие которого происходило в те же годы, в схожих декорациях и с тем же Серхи Лопесом в одной из центральных ролей. Как известно, работа Гильермо дель Торо академикам понравилась, но «Черный хлеб» превосходит ее по части жестокости и беспросветности. Впрочем, если попросить академиков зажмуриться в первые полторы минуты, когда происходит эффектная расправа над ребенком и лошадью, то тогда шансы попасть в список основных номинантов у картины очень высоки. — Б.Н.
Мексика: «Мисс Бала» Херардо Наранхо
Трейлер фильма «Мисс Бала»
Картина Наранхо (в наш прокат выходила его «Драма/Meкс») была впервые показана в каннском «Особом взгляде», сейчас она вошла в основную программу Нью-Йоркского кинофестиваля наряду с «Примечанием», «Гавром», «Туринской лошадью», «Пиной» и выдвинутым от Ирана «Разводом Надера и Симин». Главная героиня, поддавшись уговорам подруги, идет на кастинг конкурса красоты, но попадает в переделку, став случайной свидетельницей преступления и попав в поле зрения мафии. Отдельные особенности криминального Мехико мы видим именно ее глазами, и в этом путешествии сквозь дурную бесконечность, когда человек «шел в комнату, попал в другую», парадоксальным образом каждое новое мучение приближает ее к победе в конкурсе красоты, но совсем не на тех условиях, на которых мечталось. — М.К.
Венгрия: «Туринская лошадь» Белы Тара
Трейлер фильма «Туринская лошадь»
У официально распрощавшегося с режиссурой Белы Тарра был неприятный конфликт с правым правительством, недавно пришедшим к власти, но Венгрия все равно выдвинула его «Туринскую лошадь», получившую берлинского «Серебряного медведя». Критики более-менее согласны с тем, что фильм Тарра шедевр (хотя «Лошадь» все-таки сложно назвать лучшей работой режиссера), но вряд ли такое кино имеет хоть какие-то шансы на «Оскаре». Это бескомпромиссное черно-белое арт-кино, где в течение двух с половиной часов длинными планами (их всего тридцать) фиксируется рутинная жизнь отца, дочери и их лошади на фоне творящегося за окном их дома Апокалипсиса. На уничтожение мира уходит столько же дней, заполненных повседневными ритуалами, сколько и на сотворение. Произведение искусства, едва ли способное завоевать самую мейнстримную награду мира (подробнее о режиссере здесь). — Б.Н.
Норвегия: «Счастье, счастье» Анн Севитски
Трейлер фильма «Счастье, счастье»
Картина Севитски получила Гран-при жюри на фестивале «Санденс», а потом была показана в конкурсе Гетеборгского фестиваля. Еще один странный выбор для «Оскара» — это мрачная и смешная комедия про отношения, для взрослых и не без элементов социальной сатиры (один из ближайших аналогов — «Любовь втроем» Тома Тыквера). В загородный дом въезжают новые жильцы — соседями оказываются две пары: исполненная энтузиазма мать семейства с инфантильным мужем и ребята посложнее — интеллектуалы с усыновленным негритенком. Жгучий интерес и презрение, несовпадение интересов и попытка вовлечь чужих людей в свой жизненный цикл — соседи вынужденно проводят время друг с другом, пока мир счастливой домохозяйки не начинает рушиться под воздействием новых вводных, погребая под своими развалинами обе семьи. — М.К.
Франция: «Я объявляю войну» Валери Донзелли
Трейлер фильма «Я объявляю войну»
Один из самых нашумевших французских фильмов года — вторая картина актрисы Валери Донзелли, открывавшая «Неделю критики» в Каннах. Ее дебют под названием «Королева дурочек» был изобретательной и снятой практически без денег романтической комедией. После первого успеха Донзелли, последовательнице Чаплина, предлагали продолжить комедийную карьеру, а она неожиданно взялась за трагичный автобиографический сюжет. После случайного знакомства Ромео и Джульетта влюбляются друг в друга, превращаясь в самую счастливую пару на свете. Но жизнь оказывается жестче: у их долгожданного малыша Адама находят опухоль мозга. Вчерашним беспечным хипстерам теперь предстоит резко повзрослеть. Похожая история случилось с ребенком Донзелли и ее бойфренда Жереми Элькаима; тогда она вела дневники, которые впоследствии легли в основу картины. Они вместе с Элькаимом написали сценарий и сами же сыграли главные роли. Не зря выбрано такое воинственное название — изначально фильм задумывался не трагикомедией, а скорее вестерном или даже боевиком о противостоянии страшным болезням. Спустя месяц после выхода в прокат этот фильм остается хитом во Франции, права на него проданы в 30 стран мира. Обаятельные герои, душераздирающая история, оптимистичный настрой, яркая картинка и бодрые песни — вполне вероятный фаворит оскаровской гонки. — Б.Н.
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451854
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343447
- 3. Норильск. Май 1268797
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897728
- 5. Закоротило 822194
- 6. Не может прожить без ирисок 782691
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759583
- 8. Коблы и малолетки 741063
- 9. Затворник. Но пятипалый 471680
- 10. ЖП и крепостное право 407987
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403281
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370675
И вот вопрос про фестивальную анатомию, почему Канн - нервная система? Там же все те же самые люди в основном конкурсе дожидаются наград. Минимум открытий и новых имен. Это если не фестивальный кишечник, то точно желудок, не выше.