Просмотров: 17699
Шанталь Акерман: «Человеку рядом нужна помощь, ведь он вот-вот исчезнет»
Классик кинематографа – о своем новом фильме «Каприз Олмейера», вольной экранизации романа Джозефа Конрада
Во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера нового фильма бельгийского классика Шанталь Акерман «Каприз Олмейера». Акерман, прославившаяся в середине семидесятых экспериментальными картинами «Я, ты, он, она» и «Жанна Дильман», последние двадцать лет игровому кино предпочитала документальное: например, ее фильм «С востока» — завораживающее путешествие из Германии в Россию, совершенное в 1993 году). Всего в ее обширной фильмографии более 40 лент и видеоработ, полную ретроспективу которых в октябре покажет Австрийский киномузей.Читать!
Обосновавшийся в джунглях Олмейер (Станислас Мерар) мечтает о золоте, которое обещал разыскать его верный друг — капитан Лингард, осталось только дождаться богатства. Тот же капитан устраивает в местную школу для французов дочку Олмейера Нину, родившуюся от туземки. В странном оцепенении главный герой продолжает годами сидеть в своем доме на берегу реки, слушая одну и ту же старую пластинку, которая напоминает ему о европейской цивилизации. Олмейер грезит о том, что однажды привезет свою дочь в Париж — город хороших манер и изысканных развлечений. Сквозь свою парализующую тропическую лихорадку он даже не замечает, что друга уже нет рядом, да и дочь покидать сердце тьмы совсем не намерена…
Фильм Акерман отходит все дальше от Конрада, оказываясь своего рода продолжением «Пленницы». Снятый в традиционном холодноватом стиле с долгими планами и вдумчивым вглядыванием в человеческие лица «Каприз Олмейера» стал одним из главных сюрпризов венецианской программы. С режиссером специально для OPENSPACE.RU поговорил БОРИС НЕЛЕПО.
— В «Капризе Олмейера» вы во второй раз обращаетесь напрямую к литературе…
— Это что-то вроде экранизации. Все-таки мой фильм очень-очень далек от книги. А «Пленница» была чем-то настолько близким мне, что это словно и не было адаптацией. Здесь все начинается с заключительной сцены книги, когда Олмейер в последний раз видит свою повзрослевшую дочь. Она с парнем, который хочет увести ее навсегда, а отец говорит: «Останься со мной, мы будем жить вместе». Это сцена меня очень тронула. Буквально в тот же день, когда я это читала, я посмотрела «Табу» Мурнау. Пусть он и не имеет никакого отношения к Конраду, но эти две вещи в своем сочетании настолько наэлектризовали меня, что я решилась на эту так называемую экранизацию.
— Писали, что на ваш фильм еще повлияла «Ночь охотника» Чарльза Лоутона.
— У меня есть похожая на картину Лоутона сцена, в которой Олмейер ищет в джунглях маленькую Нину. Но в «Ночи охотника» подобными поисками занимается плохой парень, а у меня герой мечтает поместить ребенка во французскую школу. Впрочем, я люблю это кино и для меня большой комплимент, когда его упоминают.
— Ваш новый фильм образует с «Пленницей» своеобразную дилогию. Ему бы подошло то же название.
— …К тому же, я не знаю, кто в этих фильмах является настоящим пленником. В «Пленнице» — это скорее герой Станисласа Мерара, связывающего оба фильма (он сыграл главную роль как в «Пленнице», так и в «Капризе» - OS).
Понимаете, я росла в 1960-е годы. Моя мать была заключенной в концентрационном лагере, настоящей пленницей. Тот опыт оставался с ней, когда я родилась, поэтому эта тема для меня так важна. Думаю, русскому это должно быть очень хорошо понятно — учитывая ваши сибирские лагеря. Заключение, тюрьма — важный для меня психологический мотив.
Но, снимая этот фильм, я буквально вышла из собственной тюрьмы (Смеется). Я всегда все контролирую на площадке, а здесь много импровизировала. Конечно, основа была заранее прописана, но ночью я часто писала то, что мы снимали на следующий день. А Станисласу я просто говорила: «А теперь иди сюда, попробуй сделать это». Я снимала «Каприз» скорее как свои документальные ленты. Поэтому он отличается от других моих игровых работ: если «Пленница» была очень строгой, то «Каприз», прежде всего — сновидческий, призрачный.
— Он и должен быть сновидческим, учитывая лихорадочное состояние главного героя.
— Да, но в то же время для меня это греческая трагедия. В финале главный герой сходит с ума, теряет рассудок.
— А начинается все с убийства. Его же не было в романе?
— Можно долго перечислять все, что я изменила. От книги почти ничего не осталось, поэтому зрителям стоит прочитать роман. Там действие происходит в другом веке, в другом месте, персонажи — англичане, у них в шахтах работают китайцы, и так далее…
— У вас очень красиво сняты джунгли и окружающие героев пространства. Вы смотрели современное азиатское кино?
— Что-то я, конечно, смотрела, но точно не перед съемками. Я плохо помню имена — они и не имеют отношения к моему фильму. Не люблю снимать в Париже. Я так к нему привыкла, что просто больше не вижу Париж. Поэтому, снимая кино, я стараюсь уезжать как можно дальше. За исключением моего квартала, где я когда-то снимала «Пленницу», но и там я пыталась избежать знакомых мест, делала пространство абстрактным.
Поскольку, повторюсь, «Каприз» — античная трагедия, мне нужна была замкнутая среда, в которой мы бы совершенно не нуждались в психологии.
— Олмейер парализован и беспомощен, несмотря на свою страстную мечту.
— Да, он очень пассивен, он сбился с курса. Друг заразил его мечтой, которая уже никогда не сбудется. Когда все рушится и исчезает, он все равно продолжает верить в существование этого золота, в то, что они вернутся в Париж богатыми. Но ведь это мечта Олмейера, а не его дочери. Он любит ее так, но это скорее любовь к самому себе, понимаете? При этом в фильме все равно остаются теплые человеческие отношения. Китаец делает умирающему капитану массаж — просто потому что человеку рядом нужна помощь, ведь он вот-вот исчезнет. А другой парень следит за всем, что делает Нина, потому что она ему нравится…
Но это все не так важно. Главное — само течение повествования, его сновидческая сущность, какие-то пугающие вещи, которые происходят с героями. Есть мечты Олмейера, которые на глазах рушатся, а он ничего не может поделать. Вот что самое важное.
— В качестве сквозного мотива через весь фильм проходят кадры ночной природы, озвученные прелюдией к «Тристану и Изольде». Как эта музыка сочетается с изображением?
Читать!
— А «Меланхолию» Триера, где она тоже звучит, вы видели?
— Да, но уже после съемок (Смеется). Мне нравится «Меланхолия», но Триер использует там слишком много музыки, мы по-разному с ней работаем.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451737
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268614
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897677
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758831
- 8. Коблы и малолетки 740889
- 9. Затворник. Но пятипалый 471294
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403092
- 11. ЖП и крепостное право 374210
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370485