Просмотров: 17703
Шанталь Акерман: «Человеку рядом нужна помощь, ведь он вот-вот исчезнет»
Классик кинематографа – о своем новом фильме «Каприз Олмейера», вольной экранизации романа Джозефа Конрада
Во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера нового фильма бельгийского классика Шанталь Акерман «Каприз Олмейера». Акерман, прославившаяся в середине семидесятых экспериментальными картинами «Я, ты, он, она» и «Жанна Дильман», последние двадцать лет игровому кино предпочитала документальное: например, ее фильм «С востока» — завораживающее путешествие из Германии в Россию, совершенное в 1993 году). Всего в ее обширной фильмографии более 40 лент и видеоработ, полную ретроспективу которых в октябре покажет Австрийский киномузей.Читать!
Обосновавшийся в джунглях Олмейер (Станислас Мерар) мечтает о золоте, которое обещал разыскать его верный друг — капитан Лингард, осталось только дождаться богатства. Тот же капитан устраивает в местную школу для французов дочку Олмейера Нину, родившуюся от туземки. В странном оцепенении главный герой продолжает годами сидеть в своем доме на берегу реки, слушая одну и ту же старую пластинку, которая напоминает ему о европейской цивилизации. Олмейер грезит о том, что однажды привезет свою дочь в Париж — город хороших манер и изысканных развлечений. Сквозь свою парализующую тропическую лихорадку он даже не замечает, что друга уже нет рядом, да и дочь покидать сердце тьмы совсем не намерена…
Фильм Акерман отходит все дальше от Конрада, оказываясь своего рода продолжением «Пленницы». Снятый в традиционном холодноватом стиле с долгими планами и вдумчивым вглядыванием в человеческие лица «Каприз Олмейера» стал одним из главных сюрпризов венецианской программы. С режиссером специально для OPENSPACE.RU поговорил БОРИС НЕЛЕПО.
— В «Капризе Олмейера» вы во второй раз обращаетесь напрямую к литературе…
— Это что-то вроде экранизации. Все-таки мой фильм очень-очень далек от книги. А «Пленница» была чем-то настолько близким мне, что это словно и не было адаптацией. Здесь все начинается с заключительной сцены книги, когда Олмейер в последний раз видит свою повзрослевшую дочь. Она с парнем, который хочет увести ее навсегда, а отец говорит: «Останься со мной, мы будем жить вместе». Это сцена меня очень тронула. Буквально в тот же день, когда я это читала, я посмотрела «Табу» Мурнау. Пусть он и не имеет никакого отношения к Конраду, но эти две вещи в своем сочетании настолько наэлектризовали меня, что я решилась на эту так называемую экранизацию.
— Писали, что на ваш фильм еще повлияла «Ночь охотника» Чарльза Лоутона.
— У меня есть похожая на картину Лоутона сцена, в которой Олмейер ищет в джунглях маленькую Нину. Но в «Ночи охотника» подобными поисками занимается плохой парень, а у меня герой мечтает поместить ребенка во французскую школу. Впрочем, я люблю это кино и для меня большой комплимент, когда его упоминают.
— Ваш новый фильм образует с «Пленницей» своеобразную дилогию. Ему бы подошло то же название.
— …К тому же, я не знаю, кто в этих фильмах является настоящим пленником. В «Пленнице» — это скорее герой Станисласа Мерара, связывающего оба фильма (он сыграл главную роль как в «Пленнице», так и в «Капризе» - OS).
Читать текст полностью
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451746
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343376
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897682
- 5. Закоротило 822136
- 6. Не может прожить без ирисок 782274
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758955
- 8. Коблы и малолетки 740903
- 9. Затворник. Но пятипалый 471323
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403118
- 11. ЖП и крепостное право 383583
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370500