Мысль очевидна: расчленить можно только мертвое, живое неделимо, и антиподов на самом деле, конечно же, не существует.

Оцените материал

Просмотров: 14473

Венеция-2011: «Антиподы» Косаковского

Мария Кувшинова · 01/09/2011
Российский документалист – о том, как он создал калейдоскоп чудес и доказал, что его можно показывать на большом экране

Имена:  Виктор Косаковский

©  FILM PRESS PLUS

Кадр из фильма «Антиподы»

Кадр из фильма «Антиподы»

На открытии венецианской программы «Горизонты» показали фильм российского документалиста Виктора Косаковского ¡Vivan las Antipodas!, совместный продюсерский проект Хайно Декерта и Александра Роднянского.

Картину предваряет известная цитата из Льиюса Кэрролла об антиподах — Косаковский подбирает географические точки с математической точностью, как будто насквозь протыкает глобус: Аргентина — Китай, озеро Байкал — Чили, Испания — Новая Зеландия, Ботсвана — Гавайи. В каждом из регионов — природа и люди, формально противопоставленные друг другу, но пребывающие в единстве. Однако фильм Косаковского — не столько философский концепт или медитация (хотя и это тоже), сколько аттракцион. Он поворачивает камеру — и старый автомобиль, пересекающий платный мост в аргентинской провинции, вливается в поток машин на футуристическом шанхайском шоссе. Двое незадачливых смотрителей моста тут противопоставляются огромной, почти безликой массе в Китае — камера лишь один, два раза выхватывает отдельных людей.

«Антиподы» — фильм о разнообразии мира, калейдоскоп разноцветных чудес и коллекция поразительных визуальных рифм, соединяющих остывшую лаву со шкурой слона. Почти в финале на экране появляется выброшенный на берег мертвый кит. Убрать целую тушу с пляжа невозможно, приходится по частям. Мысль очевидна: расчленить можно только мертвое, живое неделимо, и антиподов на самом деле, конечно же, не существует. Несмотря на философский подтекст, картина получилась более чем зрительской (может быть, даже слишком зрительской для тех, кто ожидал именно медитации) — легко представить, как публика мультиплекса вздрагивает, оказавшись под водой, в которую опускает морду огромный лев.

После венецианской премьеры Виктор Косаковский ответил на вопросы OPENSPACE.RU.


— Вы принадлежите к яркому поколению российских документалистов, которые дебютировали в конце 1980-х. Как для вас за эти двадцать лет развивалась ситуация — с бюджетами, с прокатом?

— Мы, к сожалению, копируем в России ошибку, которую в Европе сделали двадцать лет назад или чуть раньше. Тогда документальное кино полностью зависело от телевидения. Был огромный период, когда оно исчезло с киноэкрана. Его полностью продюсировали телевизионные компании. Отсюда возникли форматы — 26 минут, 52 минуты — что, в принципе, абсурд. И эту глупую ошибку уничтожения кинематографа сейчас повторяем мы в России. Представьте себе, что даже комитет кинематографии вкладывает деньги в фильмы, которые уже обусловлены форматом 26 минут. Заранее говорят о том, что этот фильм — для телевидения. А они должны помогать развитию кинематографа, а не телевидения.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›