Спайк Джонз, Хосе Луис Герин и гангстер Стас: БОРИС НЕЛЕПО комментирует итоги кинофестиваля в Локарно и называет десять своих фаворитов
БОРИС НЕЛЕПО рассказывает о том, как распределились награды на фестивале в Локарно, и называет еще десять интересных картин.Читать!
«Золотой леопард» и приз за лучшую женскую роль достался аргентинско-швейцарской картине «Открыть двери и окна» Милагрос Мументалер, а главная награда «Режиссеров настоящего» — «Лету Джакомо» итальянца Алессандро Комодина. Два фильма-победителя неожиданным образом срифмовались. Эти два камерных дебюта стоят в своих программах особняком, в обоих занят минимальный актерский состав, повествование сведено к минимуму, а действие происходит летом с его мягким и теплым светом, запечатленным камерой.
«Открыть двери и окна» рассказывает про трех сестер, живущих в особняке своей умершей бабушки в Буэнос-Айресе. Мументалер без лишних предисловий погружает зрителя в слегка загадочную атмосферу странных отношений, установившихся между героинями. Как и чеховские сестры, Марина, София и Виолета стремятся покинуть дом, но пребывают в каком-то заторможенном оцепенении. Одна из них, например, проводит время на механической кровати, пока другая пытается навести порядок в их общем доме. Однажды Виолета исчезает, оставив своих сестер в одиночестве. Вот и весь сюжет, но Мументалер удается держать психологическое напряжение между героинями, о психологических мотивациях которых порой приходится только догадываться. Нежнейшие «Открыть двери и окна» посвящены умению начинать новую жизнь и расставаться с завершившейся прежней, и важнее всего в этом маленьком и порой очень женском фильме — правильно выбранная интимная интонация.
Еще интимнее победившее в «Режиссерах настоящего» «Лето Джакомо», сыгранное всего лишь тремя актерами где-то на просторах итальянской провинции. Слабослышащий девятнадцатилетний Джакомо бродит по лесу и валяется на пляже со своей близкой подругой. Лето: он дурачится в воде, кидается в подругу песком, дурным голосом напевает песенки и затевает шуточные игры. Затем на пляж он отправляется уже с другой девушкой… Не поддающееся пересказу чувственное кино Комодина (поклонника поэзии Пазолини, как сообщает фестивальный каталог) — это снова малый нарратив, фиксация едва уловимых связей между людьми — устанавливающихся и разрушающихся. Вместе с «Открыть двери и окна» — это редкое кино, где словно ничего не происходит в кадре и в то же время самое важное остается недосказанным, провалившимся между монтажными склейками.
Второй приз «Режиссеров настоящего» достался аргентинскому «Студенту» — невнятному дебюту о молодом человеке, который влюбился в преподавательницу левых взглядов и благодаря этой страсти открывает для себя мир политики. Особого упоминания второго конкурса удостоилась трехчасовая этнографическая документалистика «Это земля, а не луна», запечатлевшая в четырнадцати главах жизнь на Корву — самом маленьком острове Азорского архипелага с населением, насчитывающим чуть больше четырех сотен жителей.
И снова вернемся к основному конкурсу. Отдельного «Золотого леопарда» удостоился японский режиссер Синдзи Аояма, за фильм «Токийский парк» и вклад в кино. О самом фильме мы уже писали, а решение о награде по-настоящему благородное, поскольку Аояма — автор, незаслуженно пропущенный зрителем и критикой не замеченный. Специальный приз жюри второму лучшему фильму конкурса достался «Полицейскому» Надава Лапида. О нем мы тоже вкратце уже писали — это кино неглупое, с четкой продуманной структурой, но все же выполненное на одном приеме (и мысли). Мысль эта для израильского кино небанальная, впрочем. Герои фильма, представители элитного спецназа и заложники своих мачистских представлений о мире, неожиданно осознают, что враг — не всегда Другой (то есть араб, как они привыкли). Им может оказаться и подросток из соседнего дома, вдохновившийся революционной риторикой и взявшийся за оружие.
Упрекнуть в формализме можно румынские «Благие намерения» Адриана Ситару. Жюри, впрочем, наградило его премией за режиссуру — к ней вопросов действительно нет. Это румынская волна at its best: Ситару берет рядовой сюжет, годный для короткометражки, и нагнетает трагикомическое напряжение. Невротичный Алекс узнает, что у его матери случился удар, и срочно уезжает из Бухареста к ней в госпиталь. Почти до самого финала Алекс будет бороться со своими неврозами, ругаясь со всеми окружающими — врачами, отцом, другими пациентами, ведь именно он знает, что будет лучше для его матери. Ситару постоянно разворачивает ситуацию под разными углами и вовлекает зрителя буквально в эпицентр каждый сцены, позволяя камере видеть то же, что и персонажам. Пусть и очень формальное, но по-своему искусное кино, обязанное понравиться всем любителям румынского кино. И Богдан Думитраче к тому же получил приз за лучшую мужскую роль.
Если в прошлом году художественный руководитель Локарно Оливье Пер сделал акцент на провокационное кино (говорят, консервативная швейцарская пресса до сих пор не может ему простить
Читать!
{-page-}
Еще 10 фильмов, которые нужно было увидеть в Локарно
Saudade. Режиссер Катсуя Томита (основной конкурс)
Последний фильм, показанный уже перед самым окончанием фестиваля, оказался недостающим фрагментом пазла. После целого ряда разнообразных фильмов-рассказов, скромно работающих со своими локальными темами, трехчасовая картина Томиты с названием на португальском языке оказалась романным полотном, объединившим разрозненные мотивы собранной Пером программы.
Читать!
Мастерство Катсуя Томиты заключается не только в том, что он виртуозно сводит все повествовательные линии в единое целое. Он умеет гораздо большее: на несколько часов погрузить в настоящую жизнь. Кажется, еще никто со времен «Платформы» Цзя Чжанке не управлялся так с течением времени. Невыразительный город, снятый средними и дальними планами, неумолимо меняется: пустые пространства застраиваются торговыми моллами, обанкротившиеся люди окончательно отдаются во власть азартных игр, герои сидят с лопатами на стройке — и в это время вершатся их судьбы. Полный языкового разноголосья и музыки, этот фильм, условно рассказывающий о бытовом национализме, посвящен гораздо большему — тому, каково это — оказаться без родины, есть нелюбимую еду, мечтать уехать в чужую страну, проводить свою жизнь в омертвелом пространстве, просто любить и жить, наконец. Saudade — всего лишь третий фильм режиссера, самого родившегося в том же Кофу. На свой дебют он зарабатывал вождением грузовика и дистрибуцией предыдущих работ занимался самостоятельно. Лучший фильм конкурса, новое имя независимого японского кино, которое следует запомнить.
«Воспоминания об одном утре». Режиссер Хосе Луис Герин (вне конкурса)
В Локарно состоялась международная премьера традиционного альманаха корейского фестиваля в Джонджу. Начиная с основания смотра в 2000 году его организаторы каждый год предлагают трем режиссерам снять получасовой фильм скромного бюджета на цифровую камеру. В этом году в проекте приняли участие Жан-Мари Штрауб, Клер Дени и Хосе Луис Герин. Дени в своем «К дьяволу» воспользовалась возможностью подготовиться к следующему проекту. Со своим актером она поехала в Гвиану, чтобы поговорить с местным представителем племени маронов — одиозной личностью, которую государство считает преступником. Штрауб же продолжил изучение наследия националистического писателя начала века Мориса Барреса. В «Лотарингии!» он обращался к роману «Колета Бодош», а в «Наследнике» декламируются фрагменты книги «На службе Германии» (1905).
Настоящее же кино снял только Герин. Еще в «В городе Сильвии» было видно, что Герину, как никому, удаются записки о городах. Его «Воспоминания об одном утре» — личная документалистика, портрет одной маленькой улицы и живущих там людей и точнейшее кино о Барселоне. Из окна своей квартиры режиссер снимал ветки деревьев, соседские балконы и людей. Однажды скрипач, всегда игравший в доме напротив, выбросился из окна… Герин разговаривает с соседями, расспрашивает про самоубийцу и обстоятельства его гибели. Местами интонация становится совсем доверительной — скрипач был того же возраста, что и сам Герин, и, оказывается, работал над переводом «Страданий юного Вертера» Гёте и Пруста (отсылкой к которому и является название). Меланхоличное содержание оправлено по-гериновски совершенной формой (да, он все так же любуется отражениями в зеркалах, стеклах и лужах).
«Самая одинокая планета». Режиссер Джулия Локтев (основной конкурс)
Поэтичное название второго фильма Джулии Локтев с трудом поддается переводу (дело в вольной или невольной отсылке к серии путеводителей Lonely Planet). Только что обручившаяся пара отправляется с рюкзаками в туристическое путешествие по Грузии, по горам которой их водит местный проводник. Он вправе придумывать для восторженных приезжих любые истории, в которые им приходится верить. Одно случайное событие радикальным образом меняет сложившиеся в их группе отношения... Действие рассказа «Дорогие поездки в никуда» (Expensive Trips Nowhere) Тома Биссела происходило в Казахстане, но Локтев, адаптируя его, перенесла историю в Грузию. Как и в ее дебюте «День-ночь-день-ночь», рассказывавшем об арабской смертнице в Нью-Йорке, политика здесь существует опосредованно, создает фон — о недавней войне уже ничто не напоминает, пусть она и может всплыть в случайном разговоре. «Самая одинокая планета» — минималистичное кино в духе «Старой радости» Келли Рейхардт: в горах два часа бредут три человека, иногда ведут разговоры, по ночам читают «Героя нашего времени» в переводе Набокова. С точки зрения режиссуры — это вершина конкурса, поскольку Локтев, как никому, удается тончайшая фиксация отношений между людьми во всех нюансах — от восторженной влюбленности до угнетающего разочарования. И плюс неожиданный для такого маленького фильма Гаэль Гарсия Берналь в главной роли.
«Тулуза». Режиссер Лионель Байер (программа швейцарского кино)
Швейцарец Лионель Байер — один из малых героев Оливье Пера, известных самому узкому кругу синефилов. Впрочем, в Москву на фестиваль Франкофонии привозили два его фильма — «Другой мужчина» и «Сын пастора. Мое личное восприятие вещей». В его новой игровой картине героиня путешествует со своей десятилетней дочкой на едва приобретенном стареньком «форде» (местные дали ему вполне человеческое имя — Соланж). Она спасается от своего мужа, читает книгу французского классика Жюльена Грака «Балкон в лесу» и обещает дочери, что они вскоре улетят на луну. Часовая «Тулуза» — самый скромный и при этом щедрый шедевр программы в Локарно. Избегающая всяких классификаций — пусть это будет и road-movie, и комедия, и сентиментальное путешествие, — «Тулуза» наглядно демонстрирует, что настоящее кино способно родиться буквально из ничего. Точнее, из таланта, фантазии и маленьких кинематографических фокусов — например, стоит зайти разговору о луне, как за стеклами машины возникает проекция со звездным небом. В этом году в Локарно чествовали швейцарского классика Клода Горетта, которому Байер посвятил другой фильм, вошедший в официальную программу — «Попутного ветра, Клод Горетта», на единственном просмотре которого сам мэтр не удержался и прослезился.
Buenas noches, Espana. Режиссер Рая Мартин (вне конкурса)
Еще один герой Пера — активный филиппинец Рая Мартин, вошедший в жюри «Режиссеров настоящего» и представивший в Локарно новую короткометражку и полный метр. Еще по его одноминутному фильму Colonia, снятому по заказу Роттердамского фестиваля, было видно, что юный режиссер находится под влиянием американского авангарда — Стэна Брекиджа прежде всего. Buenasnoches, Espana продолжает серию экспериментальных картин Мартина. Этот фильм он сам называет трипом — во всех смыслах этого слова. Испанская пара (женскую роль играет Пилар Лопес де Айала, Анжелика из «Странного случая Анжелики» Оливейры и девушка из «В городе Сильвии») ездит на машине и бродит по пляжам и музею, а затем совершает телепортацию, и все это под атональное дребезжание закадровой музыки. Фильм снят без единого слова на камеру Super 8, раскрашен в разные цвета и производит по-настоящему гипнотическое впечатление. К тому же он открывает новую трилогию Мартина (уже третью, он их не завершает — см. подробнее здесь).
«Безоружный самурай». Режиссер Хитоши Мацумото (программа на Пьяцца-Гранде)
Показанный на Пьяцца-Гранде «Безоружный самурай» — третья комедия Мацумото, нового героя японской комедии («Японский гигант», «Символ»). От предыдущих опытов фильм отличается многим. Во-первых, Мацумото сам здесь не играет, а роль отдал непрофессиональному актеру, в некоторых сценах не подозревавшему, что его уже снимают. Во-вторых, он вдруг стал непривычно сентиментален — идеальный для коллективного просмотра «Самурай» куда проще по структуре и мысли, нежели «Символ», рассказывавший между абсурдными гэгами о промысле божием (режиссер его сравнивает с абстрактным полотном). Впрочем, безумный юмор Мацумото на месте: заключенному под стражу самураю, предавшему свой долг, дается возможность избежать сеппуку: у него есть тридцать попыток, чтобы развеселить малыша — наследного принца, переставшего улыбаться после смерти матери. Ну и юмористическая фантазия режиссера в особом представлении не нуждается. И еще намертво врезается в голову финальная песня — после пресс-показа съемочная группа режиссера снимала журналистов, дружно распевавших ее на крыльце перед кинотеатром.
«Последний сеанс». Режиссер Лоран Ашар (основной конкурс)
Герой Паскаля Серво Сильван работает в небольшом киноманском кинотеатре — сам продает билеты, сам же клеит пленку и заряжает кинопроектор. О репертуаре легко составить впечатление по постерам: обязательные для новой французской синефилии «Пленница» Шанталь Акерман и «Последние дни» Гаса Ван Сента, эзотерический «Карпатский гриб» Жан-Клода Бьетта и, наконец, классический «Французский канкан» Жана Ренуара, пересматривать на кинопленке который приходит преданный круг одних и тех же зрителей. Любимый фильм Сильвана — «Женщины, женщины» Поля Веккиали, который он пересматривает в свободное время. Героини Веккиали — неудавшиеся актрисы — жили в окружении портретов кинодив, которыми им так и не суждено было стать. В своем подвале Сильван окружает себя такими же фотографиями, но к ним он прикрепляет еще и свои трофеи — отрезанные уши убитых им женщин.
«Последний сеанс» снят в рамках проекта, посвященного фильмам категории «Б». Малобюджетный фильм Ашара достоверно воспроизводит атмосферу и изображение позабытых французских картин 70—80-х. Судя по реакции прессы, Лоран Ашар стал главным изгоем конкурса. Это закономерно: его «Последний сеанс» совсем выбивается из всей остальной программы и ностальгически посвящен уже практически вымершей синефилии, синефилии как фетише (едва ли совместимой с многодневными марафонами и цифровыми проекциями).
«Умри возле меня». Режиссеры Спайк Джонз, Симон Кан (программа на Пьяцца-Гранде)
Перед восьмитысячной аудиторией на главной площади Локарно состоялась международная премьера шестиминутного мультфильма Спайка Джонза. В легендарном французском книжном магазине Shakespeare & Co (куда захаживали в свое время Генри Миллер и Эрнест Хемингуэй) ночью оживают картинки с обложек. Скелет из «Макбета» знакомится с прекрасной Миной из «Дракулы», но вскоре ей придется отправиться за возлюбленным в чрево кита — разумеется, Моби Дика. Мрачный и романтичный шедевр Джонза — это квинтэссенция юношеского подхода к кинематографу, избранному на этом фестивале.
«Крулик — путь за пределы». Режиссер Анка Домиан (основной конкурс)
Потенциальный арт-хит — документальная анимация о румыне по фамилии Крулик, угодившем по судебной ошибке в польскую тюрьму за кражу, которой не совершал. Заставший крах режима Чаушеску и живший вполне рядовой жизнью, Крулик оскорблен несправедливостью и объявляет голодовку. Все эти дни он пишет подробные письма во все инстанции, включая румынское посольство, но все они останутся без ответа (ничего не напоминает?). Восторги от фильма легко объяснимы — это румынское фестивальное qualité (качественное кино) с обязательным Владом Ивановым, читающим закадровый текст. Ожидать проработанного сценария или режиссуры не следует, но длящаяся всего лишь 72 минуты картина чертовски изобретательна в использовании различных техник анимации, и потому от нее так сложно оторвать глаз.
«Ханаан». Режиссер Руслан Пак (конкурс «Режиссеры настоящего»)
Один из двух русскоязычных фильмов программы «Режиссеры настоящего» (другой — казахский «Солнечные дни», названный по одноименной песне Виктора Цоя), «Ханаан» формально числится южнокорейской лентой, но снят в Узбекистане. Руслан Пак прослеживает криминальную историю Стаса и его друзей. Работающий под прикрытием Стас борется с торговлей наркотиками, пока его друзья медленно чахнут от болезненной зависимости. Столкнувшись с коррупцией начальства, он увольняется из органов, но вскоре сам подсаживается на героин и в поисках денег на новую дозу готов даже пойти на кражу мантышницы у матери убитого друга. «Ханаан» похож разом на все перестроечные фильмы девяностых про наркотики (и, разумеется, на «Брата» с «Иглой»), но при этом не походит на фестивальный курьез. Возможно, дело в по-корейски качественной картинке или аутентичных диалогах. Подлинности добавляет и тот факт, что кино в общих чертах воспроизводит историю жизни Станислава Тяна, раньше в кино не снимавшегося и взявшегося изображать самого себя (подробнее см. интервью с Русланом Паком).
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451976
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343492
- 3. Норильск. Май 1269074
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897789
- 5. Закоротило 822290
- 6. Не может прожить без ирисок 783203
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760111
- 8. Коблы и малолетки 741310
- 9. Затворник. Но пятипалый 472206
- 10. ЖП и крепостное право 408063
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403549
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370860
ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
:ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов
:ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
:фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217
1.
ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
Режиссер: Якоб Цимницки
Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
Оператор: Бенжамин Дернбехер
Кастинг: Даниела Толкиен
Композитор: Дирк Дрессельхаус
Продюсеры: IШтеффи Аккерман
Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
---
2.
В ТЕНИ
IM SCHATTEN
ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
Режиссер: Томас Арслан
Сценарий: Томас Арслан
Оператор: Райнхольд Форшнайдер
Монтаж: Беттина Бликведе
Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
Музыка: Гейр Йенсен
Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
Участие в фестивалях:
Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
---
3.
ГРАНИЦА
DIE GRENZE
ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
Оператор: Холли Финк
Монтаж: Bernd Schlegel
Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
Музыка: Мартин Тодшаро
Продюсер: Нико Хофманн
Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?
ИнтерФильмВосток представляет
:ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
:фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!