Опыт знаменитой пражской студии доказывает: для кино нужна не только хорошая студия – нужны хорошие законы
В подмосковном Глухове уже не первый год возводится киностудия «Главкино», которая должна стать крупнейшей в стране. Между тем одна крупная студия в Восточной Европе уже есть — это чешский «Баррандов». На студии побывала ДАРЬЯ ЛУГАНСКАЯ.Холмистые предместья Праги. За синим забором c колючей проволокой разбросаны корпуса студии: бурые коробки высотой в два-три этажа. Чешский кинодом не поражает размахом, но большое видится на
Читать!
Заходим внутрь одного из павильонов, идем по проему между стеной и тыльной стороной декораций. Менеджер по маркетингу Ян Глубек очерчивает масштабы помещения — «1000 квадратных метров». Задрав голову, я шарю глазами вокруг и спотыкаюсь об осветительный прибор. «Это обычный киношный бардак». Клетчатые рубища рабочих, измятые одноразовые стаканчики, кипы досок, клубок из веревок — изнанка кинематографа. А за ней — Сикстинская капелла домикеланджеловской эпохи. «Разве не произведение искусства?» — вздыхает Ян. Капелла впечатляет тщательностью проработки: каждый завиток орнамента, каждая складочка занавески прорисованы до малейшего «пикселя». Даже пол — ручной работы. Кроме главного зала чехи воссоздали комнату Папы, включая туалет. Все это — декорации для сериала Нила Джордана « Борджиа», истории влиятельной итальянской семьи эпохи Ренессанса. «Прошлым летом этот сериал сделал студии колоссальную рекламу. Сейчас мы договариваемся о съемках второго сезона. Думаю, вероятность успеха велика», — рассказывает Ян.
По дороге к следующему павильону он делится секретом: сейчас на студии снимают новый сериал ABC о бывшем спецагенте, который ищет своего сына, потерявшегося в Европе. «Такая вот шпионско-мистическая драма», — большего от Яна добиться невозможно. Второй павильон — всего 200 квадратных метров, но из-за отсутствия декораций создается впечатление, что он необъятен. Павильон оборудован опускающимися ярусами, воротами, соединенными со смежным залом, балконами. Здесь снимались эпизоды для второй части «Хроник Нарнии», «Оливера Твиста» — подобных крупных проектов на студии в последнее время было несколько. Недавно с очередной «Миссией» приезжал Том Круз. «Вся Чехия бурлила, что опять же — бешеная реклама для студии “Баррандов”», — замечает Ян.
В третьем павильоне сутолока: крепкие парни в спецовках грузят доски в кузов пикапа, в воздухе висит строительная пыль. Будут съемки рекламы. «Реклама приносит львиную долю нашего дохода. Мы производим много роликов. В прошлом году, например, вышло около ста», — говорит Ян. Другая важная доходная строка студии — телепроизводство, в основном шоу и сериалы.
Кроме павильонов студия снабжает кинематографистов декорациями, оборудованием — все это производится в мастерской; кажется, что мастера там работают под началом Фидия — повсюду обломки античных колонн, арок, статуй.
«Баррандов»: начало
Студия появилась 80 лет назад. Идея строительства студии «Баррандов» пришла в голову Вацлаву Гавелу, чешскому студенту, а впоследствии — инженеру и отцу бывшего президента Чехии. «Меня вдохновила Америка», — говорил он: в 1924 году Гавел побывал за океаном и задался целью создать чешскую «фабрику грез». Благодаря усилиям братьев Милоша и Вацлава Гавелов и их соратников в 1931 году проект обрел реальные очертания. На диком плоскогорье возвели суперпрогрессивную для 1930-х годов киностудию по производству звуковых фильмов. Двумя годами позже вышел первый фильм.
При немцах на студии производили в основном пропагандистские фильмы, но они построили здесь три новых павильона. После Второй мировой хорошо оборудованную и почти не тронутую войной студию национализировали, чтобы снимать пропаганду уже коммунистическую, но не только ее. Именно здесь работали чешские режиссеры «новой волны». Ян Кадар и Эльмар Клос получили «Оскар» за «Магазин на площади» (1965), Иржи Менцель — за «Поезд особого назначения» (1966), а «Любовные похождения блондинки» (1965) и «Бал пожарных» (1967) Милоша Формана попали в номинации киноакадемии. Мировое признание чешского кинематографа вывело и студию «Баррандов» на международный уровень.
Переломным моментом в истории студии Ян Глубек считает съемки «Амадея» (1984). Фильм Формана получил восемь «Оскаров» и десятки других наград, и на студию начали все чаще приезжать из-за границы, причем как с Запада, так и с Востока: Барбра Стрейзанд снимает здесь «Йентл» (1983), Сергей Бондарчук — «Бориса Годунова» (1983). В это время «Баррандов» переходит к американской модели производства: создаются несколько жанрово-творческих групп, запускается телепроизводство, в том числе сериалов.
Плавный подъем в гору прервало очередное политическое потрясение — бархатная революция 1989 года: студию ждала приватизация и связанные с ней сложности. Но «Баррандов» постепенно вживается в новую роль, не теряя привлекательности для зарубежных режиссеров: Кустурица снимает в Праге «Андеграунд» (1995), Брайан Де Пальма — первую «Миссию» (1996), Никита Михалков — «Сибирского цирюльника» (1998).
Американская мечта
«Основатели студии братья Вацлав и Милош Гавелы хотели построить европейский Голливуд и сделать Прагу центром европейского кинопроизводства. Да, они построили лучшие и самые большие павильоны и техническую базу для студии. Но, откровенно говоря, я не уверен, что их мечту удалось воплотить в жизнь», — признается Ян Глубек. Мы разговариваем в комнате для гостей, своего рода музее славы, где на стенах — фотографии звезд первой голливудской величины, кадры из «Казино “Рояль”», «Амадея». Повсюду костюмы и декорации. «А это из такого-то фильма, а это — из такого-то», — раздаются восторженные «охи» сгрудившихся тут же студентов-экскурсантов. Но почему кинополигон с восьмидесятилетней историей нельзя назвать европейским Голливудом?
Американские студии в отличие от европейских берут на себя весь цикл производства. Обычно европейские студии, включая «Баррандов», занимаются копродукцией. Особенность американской бизнес-модели — вертикальная и горизонтальная интеграция.
Вертикальная — это когда в ведении компании находятся несколько уровней кинопроизводства: производство, дистрибуция, в том числе и через собственные телеканалы; киностудия по сути — лишь часть огромной медиаструктуры.
Горизонтальная интеграция означает, что деятельность компании охватывает не только телерынок, но и рынок книг, видеоигр, музыкальную индустрию. В итоге компания делает фильм, выводит его в прокат, тиражирует на DVD и, сверх того, выпускает книги, игры, саундтреки — всевозможную продукцию, тем самым продвигая фильм не только в рамках киноиндустрии.
Эксперты считают, что такая модель функционирует только в условиях насыщенного и богатого рынка. Таким можно назвать рынок США и Китая последних лет. Европейский же не настолько велик, чтобы создавать новых гигантов по лекалу Голливуда. Европейские студии состязаются за возможность делать копродукцию с американцами — это большие деньги и рекламный «ореол» для студии. Наиболее легкий и выгодный путь — предоставлять услуги для работы над большими проектами из-за океана и вкладывать полученную выручку в собственные копродукционные проекты. Этой схемы придерживается «Баррандов», но стать европейским Голливудом ни эта, ни другая европейская студия по вышеназванным причинам пока не может.
Сегодня «Баррандов» — частное предприятие. Оно принадлежит металлургической компании Moravia Steel a.s., но не обходится без государственной поддержки. В декабре была принята правительственная программа поддержки чешского кинематографа на 2012—2016 годы — она касается и крупнейшего кинополигона в стране.
Еще одна правительственная программа была одобрена в мае 2010 года, и гарантирует 20 процентов возврата производственных затрат. «Допустим, вы американский продюсер и хотите снять фильм в Чехии, — объясняет Ян Глубек. — Вы нанимаете чешскую компанию, которая предоставит техническую базу и прочее. Съемки закончены, деньги потрачены — и вы получаете обратно 20 процентов». По мнению Глубека, такой бонус — серьезное преимущество для студии: «Это непрямая поддержка частного бизнеса, которая помогает привлечь иностранных кинематографистов».
До принятия этой программы в расписании работы студии не то чтобы зияла брешь, но число желающих снимать именно здесь к тому времени серьезно уменьшилось. «На два-три года, примерно с 2008 по 2010 год интерес, особенно со стороны американцев, поугас: у студии «Баррандов» не было этих пресловутых 20 процентов, которые уже были у студий Болгарии, Венгрии и других. Конечно, продюсеры, ищущие возможности урезать бюджет, предпочитали ехать к ним», — пояснил Ян Глубек. Сегодня, по его мнению, «Баррандов» переживает очередной ренессанс, и дела опять пойдут в гору.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455769
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345995
- 3. Норильск. Май 1273452
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899136
- 5. ЖП и крепостное право 853023
- 6. Закоротило 824359
- 7. Не может прожить без ирисок 791862
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766299
- 9. Коблы и малолетки 745095
- 10. Затворник. Но пятипалый 479073
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409381
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374761