Несколько месяцев назад с очередной «Миссией» приезжал Том Круз.

Оцените материал

Просмотров: 25844

«Баррандов» со скидкой 20%

Дарья Луганская · 08/08/2011
Опыт знаменитой пражской студии доказывает: для кино нужна не только хорошая студия – нужны хорошие законы

©  Barrandov Studios

Монтаж декораций фильма «Оливер Твист» на студии «Баррандов»

Монтаж декораций фильма «Оливер Твист» на студии «Баррандов»

В подмосковном Глухове уже не первый год возводится киностудия «Главкино», которая должна стать крупнейшей в стране. Между тем одна крупная студия в Восточной Европе уже есть — это чешский «Баррандов». На студии побывала ДАРЬЯ ЛУГАНСКАЯ.


Холмистые предместья Праги. За синим забором c колючей проволокой разбросаны корпуса студии: бурые коробки высотой в два-три этажа. Чешский кинодом не поражает размахом, но большое видится на расстоянии. Доказательство — два аэрофотоснимка, выставленные в комнате для гостей. На первом, снятом в начале 1930-х, две коробочки в чистом поле. На втором, сделанном пару лет назад, первенцы теряются в скоплении более крупных построек. Сегодняшний «Баррандов» — комплекс из десяти огромных павильонов и территории для натурных съемок (160 тысяч квадратных метров ), на которой снимали, кроме прочего, массовые сцены «Жанны д’Арк» Люка Бессона (1999), «Братьев Гримм» Терри Гиллиама (2005), «Хроник Нарнии. Принц Каспиан» Эндрю Адамсона (2008), «Оливера Твиста» Романа Полански (2005). Экстенсивное развитие, звездная дорожка из мировых блокбастеров в послужном списке — все это былые заслуги, а что сейчас?

©  Barrandov Studios

Декорации фильма «Хроники Нарнии»

Декорации фильма «Хроники Нарнии»

Заходим внутрь одного из павильонов, идем по проему между стеной и тыльной стороной декораций. Менеджер по маркетингу Ян Глубек очерчивает масштабы помещения — «1000 квадратных метров». Задрав голову, я шарю глазами вокруг и спотыкаюсь об осветительный прибор. «Это обычный киношный бардак». Клетчатые рубища рабочих, измятые одноразовые стаканчики, кипы досок, клубок из веревок — изнанка кинематографа. А за ней — Сикстинская капелла домикеланджеловской эпохи. «Разве не произведение искусства?» — вздыхает Ян. Капелла впечатляет тщательностью проработки: каждый завиток орнамента, каждая складочка занавески прорисованы до малейшего «пикселя». Даже пол — ручной работы. Кроме главного зала чехи воссоздали комнату Папы, включая туалет. Все это — декорации для сериала Нила Джордана «Борджиа», истории влиятельной итальянской семьи эпохи Ренессанса. «Прошлым летом этот сериал сделал студии колоссальную рекламу. Сейчас мы договариваемся о съемках второго сезона. Думаю, вероятность успеха велика», — рассказывает Ян.

©  Barrandov Studios

Монтаж декораций сериала «Борджиа»

Монтаж декораций сериала «Борджиа»

По дороге к следующему павильону он делится секретом: сейчас на студии снимают новый сериал ABC о бывшем спецагенте, который ищет своего сына, потерявшегося в Европе. «Такая вот шпионско-мистическая драма», — большего от Яна добиться невозможно. Второй павильон — всего 200 квадратных метров, но из-за отсутствия декораций создается впечатление, что он необъятен. Павильон оборудован опускающимися ярусами, воротами, соединенными со смежным залом, балконами. Здесь снимались эпизоды для второй части «Хроник Нарнии», «Оливера Твиста» — подобных крупных проектов на студии в последнее время было несколько. Недавно с очередной «Миссией» приезжал Том Круз. «Вся Чехия бурлила, что опять же — бешеная реклама для студии “Баррандов”», — замечает Ян.

В третьем павильоне сутолока: крепкие парни в спецовках грузят доски в кузов пикапа, в воздухе висит строительная пыль. Будут съемки рекламы. «Реклама приносит львиную долю нашего дохода. Мы производим много роликов. В прошлом году, например, вышло около ста», — говорит Ян. Другая важная доходная строка студии — телепроизводство, в основном шоу и сериалы.

Кроме павильонов студия снабжает кинематографистов декорациями, оборудованием — все это производится в мастерской; кажется, что мастера там работают под началом Фидия — повсюду обломки античных колонн, арок, статуй.

«Баррандов»: начало

Студия появилась 80 лет назад. Идея строительства студии «Баррандов» пришла в голову Вацлаву Гавелу, чешскому студенту, а впоследствии — инженеру и отцу бывшего президента Чехии. «Меня вдохновила Америка», — говорил он: в 1924 году Гавел побывал за океаном и задался целью создать чешскую «фабрику грез». Благодаря усилиям братьев Милоша и Вацлава Гавелов и их соратников в 1931 году проект обрел реальные очертания. На диком плоскогорье возвели суперпрогрессивную для 1930-х годов киностудию по производству звуковых фильмов. Двумя годами позже вышел первый фильм.

©  Barrandov Studios

Киностудия «Баррандов» в 30-е годы

Киностудия «Баррандов» в 30-е годы

При немцах на студии производили в основном пропагандистские фильмы, но они построили здесь три новых павильона. После Второй мировой хорошо оборудованную и почти не тронутую войной студию национализировали, чтобы снимать пропаганду уже коммунистическую, но не только ее. Именно здесь работали чешские режиссеры «новой волны». Ян Кадар и Эльмар Клос получили «Оскар» за «Магазин на площади» (1965), Иржи Менцель — за «Поезд особого назначения» (1966), а «Любовные похождения блондинки» (1965) и «Бал пожарных» (1967) Милоша Формана попали в номинации киноакадемии. Мировое признание чешского кинематографа вывело и студию «Баррандов» на международный уровень.

Переломным моментом в истории студии Ян Глубек считает съемки «Амадея» (1984). Фильм Формана получил восемь «Оскаров» и десятки других наград, и на студию начали все чаще приезжать из-за границы, причем как с Запада, так и с Востока: Барбра Стрейзанд снимает здесь «Йентл» (1983), Сергей Бондарчук — «Бориса Годунова» (1983). В это время «Баррандов» переходит к американской модели производства: создаются несколько жанрово-творческих групп, запускается телепроизводство, в том числе сериалов.

©  Barrandov Studios

Киностудия «Баррандов»

Киностудия «Баррандов»

Плавный подъем в гору прервало очередное политическое потрясение — бархатная революция 1989 года: студию ждала приватизация и связанные с ней сложности. Но «Баррандов» постепенно вживается в новую роль, не теряя привлекательности для зарубежных режиссеров: Кустурица снимает в Праге «Андеграунд» (1995), Брайан Де Пальма — первую «Миссию» (1996), Никита Михалков — «Сибирского цирюльника» (1998).

Американская мечта

«Основатели студии братья Вацлав и Милош Гавелы хотели построить европейский Голливуд и сделать Прагу центром европейского кинопроизводства. Да, они построили лучшие и самые большие павильоны и техническую базу для студии. Но, откровенно говоря, я не уверен, что их мечту удалось воплотить в жизнь», — признается Ян Глубек. Мы разговариваем в комнате для гостей, своего рода музее славы, где на стенах — фотографии звезд первой голливудской величины, кадры из «Казино “Рояль”», «Амадея». Повсюду костюмы и декорации. «А это из такого-то фильма, а это — из такого-то», — раздаются восторженные «охи» сгрудившихся тут же студентов-экскурсантов. Но почему кинополигон с восьмидесятилетней историей нельзя назвать европейским Голливудом?

Американские студии в отличие от европейских берут на себя весь цикл производства. Обычно европейские студии, включая «Баррандов», занимаются копродукцией. Особенность американской бизнес-модели — вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная — это когда в ведении компании находятся несколько уровней кинопроизводства: производство, дистрибуция, в том числе и через собственные телеканалы; киностудия по сути — лишь часть огромной медиаструктуры.

Горизонтальная интеграция означает, что деятельность компании охватывает не только телерынок, но и рынок книг, видеоигр, музыкальную индустрию. В итоге компания делает фильм, выводит его в прокат, тиражирует на DVD и, сверх того, выпускает книги, игры, саундтреки — всевозможную продукцию, тем самым продвигая фильм не только в рамках киноиндустрии.

©  Barrandov Studios

Киностудия «Баррандов» с высоты птичьего полета

Киностудия «Баррандов» с высоты птичьего полета

Эксперты считают, что такая модель функционирует только в условиях насыщенного и богатого рынка. Таким можно назвать рынок США и Китая последних лет. Европейский же не настолько велик, чтобы создавать новых гигантов по лекалу Голливуда. Европейские студии состязаются за возможность делать копродукцию с американцами — это большие деньги и рекламный «ореол» для студии. Наиболее легкий и выгодный путь — предоставлять услуги для работы над большими проектами из-за океана и вкладывать полученную выручку в собственные копродукционные проекты. Этой схемы придерживается «Баррандов», но стать европейским Голливудом ни эта, ни другая европейская студия по вышеназванным причинам пока не может.

Сегодня «Баррандов» — частное предприятие. Оно принадлежит металлургической компании Moravia Steel a.s., но не обходится без государственной поддержки. В декабре была принята правительственная программа поддержки чешского кинематографа на 2012—2016 годы — она касается и крупнейшего кинополигона в стране.

Еще одна правительственная программа была одобрена в мае 2010 года, и гарантирует 20 процентов возврата производственных затрат. «Допустим, вы американский продюсер и хотите снять фильм в Чехии, — объясняет Ян Глубек. — Вы нанимаете чешскую компанию, которая предоставит техническую базу и прочее. Съемки закончены, деньги потрачены — и вы получаете обратно 20 процентов». По мнению Глубека, такой бонус — серьезное преимущество для студии: «Это непрямая поддержка частного бизнеса, которая помогает привлечь иностранных кинематографистов».

До принятия этой программы в расписании работы студии не то чтобы зияла брешь, но число желающих снимать именно здесь к тому времени серьезно уменьшилось. «На два-три года, примерно с 2008 по 2010 год интерес, особенно со стороны американцев, поугас: у студии «Баррандов» не было этих пресловутых 20 процентов, которые уже были у студий Болгарии, Венгрии и других. Конечно, продюсеры, ищущие возможности урезать бюджет, предпочитали ехать к ним», — пояснил Ян Глубек. Сегодня, по его мнению, «Баррандов» переживает очередной ренессанс, и дела опять пойдут в гору. ​

 

 

 

 

 

Все новости ›