Дискуссия ВЛАДИМИРА ЗАХАРОВА и МИХАИЛА РАТГАУЗА о кинематографе, который начался с маленького ящика и в него же сыграл
В понедельник на сайте OPENSPACE.RU было опубликовано интервью французского режиссера Жан-Шарля Фитусси, в котором он, помимо прочего, заявил: «Существенное в кино то, что фильм проецируется в большой комнате на большом экране. Смотреть фильм в интернете для меня — не опыт кино. Это ближе к Эдисону, а не к братьям Люмьер. Ведь разница между ними не в технике, а в способе проекции. Кинетоскоп Эдисона похож на микроскоп, в него может смотреть только один человек. А проектор Люмьеров предполагал наличие аудитории, а не индивида».Читать!
Изобретение Эдисона долгие годы считалось тупиковой ветвью развития кино, однако технический прогресс вернул зрителя к давно пройденной развилке. На самом ли деле пресловутое «кино на экране iPhone» (или ноутбука, или проекция c Blue-ray на стене вашей квартиры) является перезагрузкой кино «по-эдисоновски» или это просто маленькая смерть в маленьком ящике? Мы публикуем дискуссию, которая развернулась по этому поводу между кинокритиками ВЛАДИМИРОМ ЗАХАРОВЫМ и МИХАИЛОМ РАТГАУЗОМ (в Facebook под ссылкой на интервью с Фитусси).
Михаил Ратгауз: Как раз недавно читал в «Истории Голливуда» Дэвида Томсона про эти одинокие эдисоновские просмотры. И тоже вздрогнул. Томсон считает, что коллективное развлечение было эволюционной победой Люмьеров. И он, конечно, прав.
Владимир Захаров: Но просмотр проекций картинок толпой на большом экране был до Люмьеров и даже до Эдисона. Всякие проксимаскопы, например, если уж не брать китайский театр теней. То есть Эдисон скорее был эволюцией, а Люмьеры наоборот.
Ратгауз: Эволюционно побеждает тот, кто выигрывает. Опережающий время не обязательно остается в выигрыше.
Захаров: Но в итоге-то победил Эдисон. Вон даже Фитусси согласен.
Мария Кувшинова: Эдисон считался тупиковой веткой до сегодняшнего дня. У способа Люмьеров было очевидное коммерческое преимущество.
Чего говорить про китайские фонари? Кинематограф стал кинематографом, когда он стал бизнесом. И раньше это была схема Люмьеров, а теперь оказалось, что да — Эдисон просто чудовищно поторопился.
Ратгауз: Нет, Эдисон проиграл. Кино началось и состоялось в залах с венозными толпами. Сейчас — это послесловие.
Захаров: «Схемой Люмьеров» я бы назвал не публичные показы, а сдачу камер в аренду и расползание люмьеровских агентов по миру с показами «Выхода рабочих с фабрики» и посылкой экзотических пленок, снятых на местах, домой в Европу.
Вряд ли бы в Америке стали строить огромные кинотеатры и т.д., чтобы показывать в них документальное люмьеровское кино. Так что невозможно найти здесь именно их заслугу. С другой стороны, гигантские IMAX и показываемые там документальные фильмы про рыб в 3D — это действительно эволюция люмьеровского показа, их схем и духа их кино.
Кувшинова: Это мы сейчас сравниваем зеленое с холодным. То, о чем ты говоришь, — это оппозиция Люмьеры — Мельес, вопросы эстетики. А речь идет о технологии и способе потребления. Тут оппозиция Люмьеры — Эдисон.
Ратгауз: Точно.
Захаров: Эдисон для своих ящиков специально снимал ультракороткие комические сценки, знаменитых актеров в соответствующих постановках, танцы, акробатов и прочее, то есть специально поставленный фикшн, а не «Рабочих с фабрики». Получается не совсем сравнение зеленого с холодным.
На самом деле ошибка Эдисона была в том, что он продавал один ящик, рассчитанный на одного зрителя, а Люмьеры придумали, как использовать один ящик, чтобы брать деньги с толпы. Когда ящики (сначала телевизоры, потом видео, компьютеры с интернетом и PS3 с Blu-ray) появились у людей дома, эдисоновская схема зажила новой жизнью. При этом всерьез поменялось кино только под влиянием телевизора в 1950—1960-е (и вряд ли все кино после 1950-х можно назвать послесловием) и под влиянием видео — в 1980-е. Интернет, HD и другие новые технологии скорее это влияние пытаются отменить, а не добить кинематограф.
Ратгауз: Да? У меня тут сплошные вопросы. Как телевизор повлиял на кино начиная с 1950-х? Я как раз не говорю про способы распространения и финансирования. Как он качественно повлиял? И как интернет собирается отменить это влияние? Все требует расшифровки.
Захаров: Телевизор в итоге привел к изменениям построения кадра в голливудском кино, увеличению количества крупных планов и, как следствие, ускорению монтажа в среднем за счет «восьмерок».
Это если не брать темы и жанры. Кроме того, телевизор и видео не показывали движение точно так же, как большой экран, из-за особенностей стандартов вещания. В интернете стандартов вещания нет, и через него можно смотреть в цифровом формате фильмы, снятые в обычном стандарте — 24 кадра в секунду. Появление HD сейчас помогает распространению широкоформатных теликов с большей диагональю, домашних кинотеатров с трехметровыми экранами и т.д.
Так что, возможно, «эволюционный» процесс запихивания большого кино в маленький экран, который продолжается уже больше пятидесяти лет, может повернуться вспять.
Ратгауз: Да, про монтаж я забыл. Кажется, зум в 1970-е тоже воспринимался как элемент преимущественно телевизионный. Что касается втискивания больших картинок в маленькие плоскости и их обратного расширения во всю стену, то тут количество никак не влияет, по-моему, на качество. Экран домашнего кинотеатра любой величины не делает просмотр менее одиноким. Коллективное переживание фильмов было необходимым условием кино как мифологии. Никакие HD этого переживания не вернут.
Читать!
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Мне кажется что в дискуссии о борьбе между Эдисоном и Люмьером вы забываете один немаловажный фактор – человеческое восприятие картинки. Согласно законам био–физики, когда кино смотрится на большом экране (и неважно есть в зале другие зрители или нет), то время идет абсолютно с другой скоростью, нежели чем когда мы дома перед компьютером или телевизором. То–есть картинка поглощает зрителя во времени. И любой режиссер кино, снимает и монтирует из расчета именно кино–времени, кино–эффекта. Хотя бы поэтому, даже высококачественные записи в сети или на ДВД не должны соперничать с кино в чистом виде. А если говорить о крупных планах и проч., то кино всегда отличалось от всего остального крупными планами и панорамами – см. Чаплина, Дрейера и пр...
-
очень странный материал. а как же экран как таковой? малый или большой, без разницы?
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3439033
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338328
- 3. Норильск. Май 1268303
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897614
- 5. Закоротило 822022
- 6. Не может прожить без ирисок 781716
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758142
- 8. Коблы и малолетки 740673
- 9. Затворник. Но пятипалый 470788
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402785
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370276
- 12. Винтаж на Болотной 343163