Лидер японского андеграунда снял свой первый голливудский фильм. Расчлененка осталась, но юмор исчез
© Пирамида
Лидер японского андеграунда снял свой первый голливудский фильм. Расчлененка осталась, но юмор исчез
Японский режиссер Рюхей Китамура всегда отличался непредсказуемостью, но на этот раз превзошел сам себя. Его первый голливудский фильм «Полночный поезд с мясом», поставленный по рассказу Клайва Баркера, автора «Восставшего из ада» и «Кэндимена», при ближайшем рассмотрении оказался вольным ремейком картины Микеланджело Антониони
Blow Up.
© Пирамида
Читать текст полностью
Впрочем, фабула «Полуночного экспресса» (именно так, «творчески», российские прокатчики переработали оригинальное название фильма) лишь немногим отличается
© Пирамида
от баркеровской. В то время как жители Нью-Йорка парализованы страхом из-за участившихся случаев исчезновения людей, фотографа Леона Кауфмана беспокоят лишь собственные проблемы. Кауфман мечтает творить для вечности, но вместо этого вынужден ежедневно заниматься унылой текучкой, снимая фоторепортажи для газетного раздела происшествий. Однажды ночью в поисках удачных кадров для выставки Леон спускается в подземку — и становится свидетелем нападения уличных поклонников гангста рэпа на молодую японку. Не без его помощи симпатичной азиатке удается вырваться, и, подарив ему прощальный поцелуй, она скрывается в вагоне метро. Как выясняется, навсегда: утром Кауфман узнает из газет, что японка бесследно исчезла. Бросившись перерывать свои фотографии, Леон замечает, что в кадр случайно попал громила, любезно придержавший для девушки дверь. Уверенный в том, что именно этот мрачный тип замешан в таинственных исчезновениях, Кауфман начинает самостоятельные поиски маньяка.
© Пирамида
Казалось бы, все то же самое: ночной поезд, маньяк-живодер, исчезающие люди. Но, как справедливо заметил Винсент Вега, «все дело в маленьких различиях». И главное здесь даже не отсутствующая в рассказе детективная интрига и, чего уж там, совершенно лишняя романтическая линия. Куда важнее другое: в отличие от баркеровского Леона Кауфмана, этакого Вуди Аллена, способного в редкие минуты озлобления разве что на беспомощное fuck you!, герой фильма Китамуры — профессиональный репортер, человек, изо дня в день наблюдающий изнанку городской жизни. Случайность, настигающую Кауфмана у Баркера, в фильме Китамуры сменяет судьба. Персонаж почти что лавкрафтовский, Кауфман-фотограф попросту обречен на встречу с жуткой реальностью, а потому и развязка картины, в отличие от неожиданной концовки рассказа, кажется вполне предсказуемой.
© Пирамида
Если вдуматься, нет ничего удивительного в том, что фильм и рассказ при всей внешней схожести оказались такими разными. Рассказ Клайва Баркера был написан в 80-е, когда Америку захлестнула волна уличного насилия. Это история о том, как огромный мегаполис — и конкретно Нью-Йорк — перемалывает и пожирает души своих обитателей. Японцу Китамуре совершенно до лампочки Америка и Нью-Йорк, а потому и его «Поезд» едет в другом направлении: это фильм о том, как человек с маниакальным упорством вглядывается в бездну, ну и не остается, понятное дело, ею незамеченным. Нечто подобное случилось когда-то и с другим фотографом — Томасом из фильма Антониони Blow Up.
© Пирамида
Впрочем, что касается Баркера, то он-то как раз остался доволен экранизацией. А вот горячих поклонников Рюхэя Китамуры фильм вряд ли порадует: звезда японского андеграунда еще никогда не снимал ничего настолько серьезного и не приближался так к ненавистному прежде жанровому мейнстриму. Заработав себе когда-то культовый статус драйвовым зомби-боевиком Versus, Китамура брался за самые разные проекты — экранизацию манги о девушке-ниндзя «Адзуми», самурайский экшн «Арагами» и даже гомерически смешной ремейк «Годзиллы», но что бы он ни делал, его работы всегда воспринимались лишь как мастерский трэш. Новый фильм Китамуры совсем другой: это жесткий голливудский триллер о маньяке, снятый по всем правилам жанра. Зубодробительный саспенс, кровь, размазанная по стенам, мигающий свет, мрачная музыка, ни тени иронии. О былых успехах Китамуры здесь напоминают разве что неуемная (и порой все-таки забавная) расчлененка, один фантастически изобретательный план да финальная драка между героями, разворачивающаяся среди обломков костей и черепов. Что ж, фанаты раннего Питера Джексона тоже когда-то были разочарованы «Небесными созданиями» и «Страшилами», зато сейчас с гордостью заявляют, что триумф создателя «Властелина колец» и «Кинг Конга» предвидели раньше всех.
© Пирамида