В третьих «Трансформерах» все-таки прослеживается какой-никакой сюжет — и его при желании даже можно пересказать.

Оцените материал

Просмотров: 35903

«Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Максим Эйдис · 24/06/2011
Фильм церемонии открытия ММКФ — «Космическая одиссея» сегодня

Имена:  Майкл Бэй

©  Централ Партнершип

На съемочной площадке фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

На съемочной площадке фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Блокбастером Майкла Бэя «Трансформеры-3: Темная сторона Луны» открылся 33-й Московский кинофестиваль. На мировую премьеру триквела в столицу съехались представители 30 иностранных телеканалов, и, по слухам, несколько сотен зарубежных журналистов. МАКСИМ ЭЙДИС оказался единственным из шести журналистов, которых удалось уговорить написать текст про эту экстраординарную фестивальную картину.


Несведущему западному корреспонденту, наверное, может показаться, что мировая премьера третьих по счету «Трансформеров» и международный фестиваль класса «А», на котором главные призы получали Куросава, Кесьлевский и Феллини — мероприятия несовместимые. Зато их российские коллеги прекрасно понимают, что дирекции нынешнего ММКФ трудно отказать в логике. И дело здесь, конечно, не в том, что третьи «Трансформеры» частично снимались в России. И (уж тем более) не в том, что когда-то в конкурсе фестиваля был представлен гигантоманский проект Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (получивший приз «За умелое использование технических средств», который при желании можно было бы дать и фильму Майкла Бэя, будь он в конкурсе). Московский кинофестиваль (даром, что международный) уже давно проходит не столько «в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества между кинематографистами всего мира» (как написано в регламенте 33-го ММКФ), сколько специально для отечественного зрителя, не слишком внимательно следящего за программами Канн или Венеции. И «Трансформеры-3» здесь — выбор показательный. Лучшей иллюстрации того, чем для дирекции кинофестиваля (а точнее, для его президента) является идеальный фильм, в том числе и российский, попросту не сыщешь.

Для начала, «Темная сторона Луны» — кино патриотическое: ни одна из частей эпопеи про раздвижные автомобильчики еще не обходилась без кадра с развевающимся американским флагом, и триквел, конечно, не стал исключением. По части снять великое кино о великой войне Майклу Бэю равных не сыскать: в третьих «Трансформерах» воюют уже не одни гигантские роботы против других, а планета Земля против планеты Кибертрон, научно-фантастическим образом переместившейся в нашу атмосферу. Сторону землян, естественно, представляют не только положительные автоботы, но и ВВС США — во всем их политкорректном великолепии. Прибавьте к этому патетические рапиды с «морскими котиками», летающих (в буквальном смысле) десантников, отстреленную злым роботом голову монумента Линкольна и разрушенный до основания Чикаго — и звездно-полосатый гимн сам собой заиграет у вас в ушах.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Кадр из фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Налицо и столь любимый бесогонами всех стран пересмотр истории.

Бесцельный, казалось бы, полет американцев на Луну был предпринят вовсе не ради первенства, а с целью обнаружить на ее темной стороне разбившийся космолет автоботов (в качестве консультанта третьих «Трансформеров» выступил Базз Олдрин, снявшийся и в одном из эпизодов триквела). Первый спутник Земли и прочие достижения советской космонавтики — не заслуга отечественной науки, а всего лишь результат злобных козней коварных десептиконов. На их же совести — чернобыльская авария. Оказывается, ее причины — не в недостатках конструкции реактора и не в раздолбайстве нерадивых операторов. Империя Зла, сама того не ведая, служила интересам хитроумных космических агрессоров — и, само собой, закончилось это сотрудничество плачевно. С учетом нового витка «холодной войны», который уже далеко не первый год маячит на горизонте, — что может быть патриотичнее?

Не стоит забывать и о том, что в отличие от большинства фильмов программы ММКФ «Трансформеры» — кино зрительское и (можно сказать заранее) коммерчески успешное. И в то же время, безусловно, авторское. В том смысле, что навряд ли кто-нибудь, кроме Майкла Бэя, способен снять трехчасовой блокбастер, в котором одну из главных ролей будет играть исполинский гибрид из водопроводного шланга, электродрели и вентилятора...

©  Централ Партнершип

Майкл Бэй на съемочной площадке

Майкл Бэй на съемочной площадке

Надо все-таки отдать должное самому высокооплачиваемому режиссеру Голливуда. После обструкции, которую учинили американские критики вторым «Трансформерам» (для справки: 20 процентов на Rotten Tomatoes — это даже не двойка, это кол), и «Золотой малины», которой удостоилась «Месть павших», Майкл Бэй все-таки проделал работу над ошибками. Как он и обещал, в третьих «Трансформерах» все-таки прослеживается какой-никакой сюжет — и его при желании даже можно пересказать.

Правда, непонятно зачем. Если в первой части «Трансформеров-3» еще удается разглядеть хоть что-то человеческое, то во второй блокбастер напоминает уже не кино, а жесткий бэд трип или ночной кошмар, естественным образом стирающийся из памяти, стоит лишь прийти в себя. Пересказывать другим свои сны — дело неблагодарное: тем более что от них обычно остаются лишь образы да неопределенное чувство смутной и ничем не оправданной тревоги.

Скользящий по окнам падающего небоскреба Шайа Лабеф. Роузи Хантингтон-Уайтли, в безупречно белом костюме посреди дыма, копоти и разрушений. Скалящий зубы Джон Малкович. Гигантская лязгающая разверзень в формате 3D, словно белый червь пожирающая чикагские небоскребы. Остальное — как в тумане.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Кадр из фильма «Трансформеры-3: Темная сторона Луны»

Впрочем, перед глазами стоит еще одна картинка (которую сможет разглядеть далеко не всякий — ведь не каждому дано досмотреть «Трансформеров-3» до финальных титров). Искалеченный Джон Туртурро, сидя в инвалидном кресле, сливается в прощальном поцелуе с не похожей на себя саму в образе бизнес-леди Фрэнсис Макдорманд. Его вот-вот должна забрать полиция. Она — только что отдала приказ о его аресте. Надежды на всемирную славу рассеялись как дым. Прошлые заслуги не в счет. Впереди — лишь тюремная больница, забвение и неминуемая смерть. Но надежда еще теплится. Быть может, хотя бы так удастся выкрутиться? Проскочить. Обмануть судьбу. Чем черт не шутит. Если вдуматься, лучшей метафоры для открытия 33-го ММКФ, пожалуй что и не найти.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • bezumnypiero· 2011-06-25 16:03:48
    cold war movie просто, статья тоже )))
Все новости ›